Главное содержание

Асоциальное поведение дошкольников. Уколова М. А.

Асоциальное поведение дошкольников:

причины, профилактика, помощь «трудному» ребёнку

 

Уколова М.А.,

педагог-психолог

МДОУ “Мордовский детский сад “Солнышко”

Данная статья была представлена на областной научно – практической Интернет-конференции 
 «Психолого-педагогические аспекты организации работы по профилактике асоциального поведения в образовательной среде», прошедшей в г. Тамбове с 26 ноября по 5 декабря на базе института повышения квалификации работников образования.
 
 
 Ещё совсем недавно словосочетания «трудный ребёнок», «отклоняющееся поведение» относили в основном к подросткам. В последнее время всё чаще стали говорить и писать об асоциальном поведении младших школьников и детей дошкольного возраста. У дошкольников чаще всего встречаются такие формы социально не одобряемого поведения, как ложь, воровство, сквернословие, прямая физическая агрессия (дерутся, толкаются, кусаются, плюются).

Причин возникновения такого поведения множество: генетически обусловленные предпосылки, психоневрологические нарушения, снижение уровня общей и коммуникативной культуры в современном обществе в целом, ошибки воспитания. Не касаясь медицинских аспектов проблемы и не пытаясь решить «глобальные» вопросы, постараемся рассмотреть эти формы поведения с точки зрения помощи страдающему ребёнку. Именно страдающему, так как здоровый, психологически благополучный ребёнок не осложняет жизнь себе и окружающим разного рода девиациями.

Говоря о проблеме детской лжи, следует сначала разграничить такие понятия, как «ложь» и «фантазирование».

Маленький ребёнок ещё не в состоянии различить фантазии и реальность. Для него одинаково реальны сновидения, события и персонажи, которые он создал в своём воображении и события, произошедшие с ним в действительности. Со временем малыш начинает всё более осознанно использовать своё воображение в игре. Фантазия помогает ему погрузиться в игровую ситуацию, преобразовать имеющиеся под рукой предметы в те, которые нужны для данной ситуации. Палочка превращается в шприц, сдвинутые стулья — в автобус, диван — в космический корабль, лист лопуха с разодранным на тонкие нити черешком — в девочку с длинными волосами и т. д..

Фантазия — источник творчества. Она помогает ребёнку придумывать сказки, стихи, новые игры, создавать рисунки и поделки из разных материалов. Фантазия — один из способов познания окружающего мира. Малыш представляет себе то, чего он сам не видел, но о чём слышал от окружающих. Он с помощью фантазии, пусть и не всегда верно, объясняет для себя различные явления действительности.

Зачастую детское фантазирование выполняет защитную функцию. Дети, переживающие затяжной семейный конфликт, развод родителей или обладающие чувствительной нервной системой, не понятые и не принятые окружающими, «белые вороны» среди сверстников, «не от мира сего» придумывают свой мир, в котором им хорошо, комфортно, в котором они занимают высокий статус (принцесса, король, рыцарь, супер-герой), их любят и уважают. Если в этом мире им приходится встречаться со злом, они борются с ним и непременно побеждают, потому что обладают большой силой, храбростью или имеют могучего защитника, верных друзей. Обычно это дети, начиная со старшего дошкольного возраста, растущие в окружении взрослых и мало общавшиеся со сверстниками до поступления в ДОУ, рано научившиеся читать, которых активно развивают в интеллектуальном плане. Следовательно, они обладают большим, по сравнению с ровесниками, объёмом «строительного материала» для своих фантазий. В своём придуманном мире такой ребёнок может жить иногда месяцы и даже годы. Примеры подобных фантазий мы видим в повестях Л. Кассиля «Кондуит и Швамбрания», В. Крапивина «Тень каравеллы».

Бывает, что такое защитное фантазирование приводит к нарушению психофизиологического развития, уходу от деятельности. «Бегство в мир фантазий» должно служить для родителей и педагогов сигналом, что ребёнку неуютно в реальном мире. В этой ситуации необходим большой такт со стороны взрослых. Нельзя высмеивать фантазии ребёнка, запрещать ему придумывать. Если он доверяет взрослому, то, возможно, впустит его в свой мир. Это «путешествие» поможет взрослому понять проблемы воспитанника, помочь ему. Можно предложить ребёнку нарисовать карту своей придуманной страны, её жителей, себя в этой стране или вылепить персонажи из пластилина. В то же время, следует увлечь его какими-то интересными делами, в которых он сможет продуктивно использовать своё богатое воображение, помочь подружиться с другими детьми, чтобы вернуть в реальный мир. Научить использовать в жизни те качества, которые помогали ему добиться успеха в воображаемых ситуациях, помочь поверить в свои силы и возможности. И может быть, когда этот ребёнок вырастет, он напишет красивую сказку о своём мире и в детской литературе появится новая Нарния или страна Оз, удивительными приключениями в которой будут зачитываться дети не одного поколения

Отличие лжи от фантазии хорошо показал Н. Носов в рассказе «Фантазёры». Главные причины лжи у детей те же, что и у взрослых: страх и желание извлечь для себя какую-то выгоду.

Дети лгут, потому, что боятся наказания, боятся огорчить близких, не оправдать их ожиданий, а значит, потерять любовь. Чтобы этого не случилось, они скрывают свои проступки или сваливают вину на кого-то другого («Это киска свалила вазу», «Это Бармалей приходил и сломал паровозик», «Это Колька съел конфеты»), или утверждают, что сделали то, чего от них требовали, хотя, по тем или иным причинам, не делали этого («Я умылся», «Я поздоровался»).

Ложь из страха обычно свойственна детям из семей с такими типами дисгармоничного воспитания, как доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, эмоциональное отвержение, жестокое обращение.

В качестве «выгоды», которую ребёнок рассчитывает получить с помощью лжи, может выступать какое-либо материальное поощрение за заслуги, которых в действительности не было, а также проявление внимания и любви эмоционально холодных родителей или (в старшем дошкольном возрасте) признание сверстников. Так малыш, мать которого постоянна занята и уделяет ему мало времени, однажды заболев, замечает, что мама не ушла на работу, сидит у его постельки, ласково с ним разговаривает, гладит по головке. Ребёнок понимает, что причиной такой перемены является его болезнь, и в следующий раз может пожаловаться: «Мамочка, у меня животик болит, пожалей меня!» - хотя физически чувствует себя нормально. Увидев у подружки дорогое нарядное платье девочка хвастается: «А мне папа много таких платьев из Москвы привёз!» - хотя в действительности отец в семье не живёт, а мать не в состоянии покупать ей такие наряды.

К лжи «ради выгоды» обычно прибегают дети из семей с потворствующей гиперпротекцией или с гипопротекцией. Внешне противоположные причины приводят к одному результату: «кумир семьи» требует жертв, а «заброшенный» ребёнок пытается получить какие-то внешние проявления любви и заботы с помощью обмана.

Бывает, что безответственные родители своим примером приучают ребёнка ко лжи, как к чему-то естественному, на словах внушая, что «врать нехорошо», а потом удивляются, в кого это малыш такой лгунишка. Например ребёнок может услышать, как мать говорит по телефону, что мужа нет дома, в то время, как отец лежит на диване или занят домашними делами. Иногда от подобного рода лжи родители и сами просят ребёнка. Мать посылает ребёнка открыть дверь и предупреждает: «Если это тётя Катя, скажи, что я ушла в магазин». После подобных «упражнений» во лжи, ребёнок, уличённый в обмане родителей, искренне не понимает, за что его ругают.

Ложь ребёнка-дошкольника обычно легко распознать, так как в этом возрасте дети ещё не умеют притворяться и их обман бывает буквально «написан на лице», но прежде, чем ругать и наказывать за обман, взрослым стоит задуматься, что послужило его истинной причиной, и постараться «вылечить болезнь, а не её симптомы».

Для профилактики и коррекции детской лживости следует соблюдать следующие правила;

● не давать ребёнку обещаний, которые заведомо не будут выполнены, а если обещание не выполнено по независящим от взрослого причинам, объяснить малышу сложившуюся ситуацию и постараться выполнить обещанное, когда предоставиться возможность;

● не скрывать своей неосведомлённости в каком-либо вопросе, интересующем ребёнка, не строить из себя «всезнайку» и не «отмахиваться» от «неудобного» вопроса, а признав своё незнание постараться вместе найти ответ, например, в специальной литературе. Такое сотрудничество только укрепит отношения;

● не обманывать ребёнка, в частности, в вопросах, касающихся его появления на свет. Современным детям доступны средства массовой информации, для которых сейчас нет «запретных» тем, и малыш легко разоблачит родительский обман по поводу «аиста», а разоблачив, перестанет верить взрослым. Следует давать только правдивую информацию в доступной для данного возраста форме и соответствующем объёме;

● не запугивать ребёнка угрозами, которые не будут приведены в исполнение: «Уйду от тебя», «Отправлю спать в сарай» и т.п.;

● не предъявлять к ребёнку завышенных требований, не выполнимых для него в силу возрастных или индивидуальных особенностей. Так, например, невозможно заставить малыша-холерика полчаса просидеть неподвижно в очереди в поликлинике. Он этого просто не может, и капризы тут ни при чём;

● уделять ребёнку достаточно любви и заботы, но не делать из него «центр вселенной»;

● не подавать ребёнку примеров лживого и лицемерного поведения;

● не обвинять в чём-либо ребёнка, не выслушав его и не выяснив всех обстоятельств. Там, где есть доверие, нет места лжи.

Такое явление, как воровство имеет в дошкольном возрасте свою специфику.

Дети младшего дошкольного возраста ещё только овладевают такими абстрактными понятиями как «своё» и «чужое». Для трёхлетнего ребёнка любая понравившаяся вещь — «моя». В основном это касается игрушек и лакомств. Видя забытый кем-то на подоконнике в раздевалке апельсин, малыш может спокойно взять его себе, не задумываясь, хорошо это или плохо. Но постепенно дошкольники под руководством взрослых понимают, что нельзя без разрешения брать вещи, принадлежащие другим и уносить с собой домой то, что понравилось в гостях или в детском саду.

Выделяют следующие мотивы воровства, свойственные дошкольникам:

✔ желание владеть какой-либо вещью:

✔ желание сделать подарок кому-то.

Эти два мотива связаны с невладением абстрактными понятиями о собственности. В старшем дошкольном возрасте, на границе с младшим школьным появляются ещё два мотива воровства:

✔ желание владеть какой-либо вещью, чтобы привлечь к себе внимание сверстников;

✔ месть за что-то владельцу вещи.

В неблагополучных семьях: криминальных, алкогольных ребёнка могут толкнуть на воровство подражание родителям, нужда, голод. Однако воровство свойственно не только детям из неблагополучных семей. Оно является одним из возможных последствий неправильного воспитания. Можно выделить типичные ошибки родителей, которые приводят к возникновению такой формы асоциального поведения:

– непоследовательность воспитательных воздействий (сегодня можно, завтра нельзя, вчера наказали за что-то , а сегодня то же самое «сошло с рук»);

– несогласованность действий взрослых, например родителей и бабушки с дедушкой, мамы и папы, семьи и ДОУ. Одно и то же действие оценивается по-разному разными людьми, что мешает формированию у ребёнка нравственных понятий;

– «двойная мораль». Ребёнку говорят, что нельзя брать чужое, а родители приносят с работы разные «нужные в хозяйстве» вещи;

– вседозволенность. Ребёнок не понимает, что такое «нельзя»;

– постоянные запреты в сочетании с тотальным контролем. Когда «всё запрещено», запрет также теряет своё значение для ребёнка, и он продолжает совершать запретные действия так, чтобы только не знали родители.

Что же делать, если ребёнок присвоил чужую вещь?

Педагог или психолог прежде всего должен выяснить истинную причину воровства и постараться довести её до сознания родителей, убедить их пересмотреть и изменить стиль общения с ребёнком, научить адекватно реагировать в этой непростой ситуации:

● справиться с собственным гневом, взять себя в руки, иначе разговора не получится;

● не прибегать к физическому наказанию;

● высказать отрицательную оценку действиям (но не личности!) ребёнка: «Я огорчена твоим поступком!» (а не: «Ты плохой мальчишка!»), с конкретным запретом на воровство: «Чужие вещи брать без разрешения нельзя»;

● не навешивать «ярлыков», так как любой «ярлык» вызывает соответствующее ему поведение. Вспомним пословицу: «Если человеку постоянно твердить, что он свинья, он захрюкает». У ребёнка не должно возникнуть ассоциации себя со словом «вор». Он поступил неправильно, но он продолжает оставаться хорошим. Дошкольнику просто необходима высокая самооценка;

● помочь ребёнку понять чувства и переживания человека, у которого он взял вещь, встать на его место: «Что бы ты чувствовал, если бы у тебя взяли любимую игрушку?»;

● помочь осознать, что любое воровство, независимо от цели — это плохо.

Злословие и сквернословие довольно широко распространены в детской среде, в том числе и у дошкольников.

Осваивая родной язык, малыш слышит и повторяет разные слова, в том числе и нецензурные. Оградить от них ребёнка просто невозможно. Они постоянно звучат на улице, в общественных местах, а иногда и с экрана телевизора. Произнося такие «перлы», малыш замечает особую реакцию на них со стороны взрослых и это вызывает у него интерес к этим словам. Он начинает экспериментировать с ними. В 4 — 5 лет дети уже осознанно используют матерные слова. При правильном поведении родителей и воспитателей интерес к ним со временем угасает. Ребёнок понимает, что это слова «плохие», произносить их нельзя. Однако у некоторых дошкольников бранные слова и выражения в речи закрепляются. Это обязательно происходит, если в семье так выражаться считается нормальным и матерные слова произносятся родителями не реже, а порой и чаще, других. Бывает и так, что сквернословить начинает ребёнок, который не слышит мата в семье и ближайшем окружении. Такое поведение может иметь целью «проверить на прочность» взрослого, определить экспериментальным путём границы дозволенного, досадить воспитателю или родителям, эпатировать окружающих, показаться взрослее. К тому же у детей легко возникает эффект «заражения».

Как и взрослые, дети используют сквернословие в качестве средства вербальной агрессии. Ведь выражение «бранные слова» буквально означает «слова, произносимые в брани» то есть в сражении, в битве.

В качестве заменителей сквернословия дети издавна используют дразнилки: от более-менее безобидных, известных детям нескольких поколений:

Андрей-воробей,

Не гоняй голубей..

или:

Ленка-пенка,

Красная коленка...,

до оскорбительных, которые дошкольники перенимают у более старших товарищей:

Катька -дура, Катька — вша,

Полюбила алкаша;

Сашка дурак,

Курит табак,

Спички ворует,

Дома не ночует.

Собственно детский фольклор богат также многочисленными стишками, считалками, «чернушками» «полулегального» содержания.

Для борьбы со сквернословием взрослым необходимо запастись терпением, так как это трудноискоренимая привычка.

● Показать ребёнку своё неприятие мата: «Мне неприятно слышать такие слова», «У нас в семье (в садике) так не говорят». Фраза: «Рано тебе ещё такие слова говорить», - для дошкольника, понимающего всё дословно, означает, что так нельзя говорить только маленьким, а большим можно, и он начинает щеголять нецензурными выражениями, показывая, что уже большой;

● постараться научить ребёнка выражать свои негативные эмоции в приемлемых выражениях;

● в самом крайнем случае, можно предложить ругаться матом только в определённом месте, например, в туалете около унитаза, а потом смыть эту «словесную грязь».

● Родителям следует знать, что слова могут оказывать влияние на ДНК человека, что сквернословие разрушает волновые программы, обеспечивающие нормальную работу органов, и следить за собственной речью, чтобы не вредить здоровью своих детей.

Ещё одна форма асоциального поведения, свойственная дошкольникам — это агрессивные действия по отношению к окружающим. Порой агрессию проявляют и достаточно благополучные дети. Некоторое повышение агрессивности в периоды возрастных кризисов считается вполне нормальным явлением. Однако в каждой группе детского сада легко заметить детей, у которых агрессивность стала устойчивым качеством характера. Агрессивный ребёнок может из-за пустяка или вообще без видимой причины толкнуть сверстника так, что тот упадёт, ударить по голове тяжёлой игрушкой, не задумываясь о последствиях, расцарапать до крови лицо, в ответ на замечание, замахнуться или плюнуть на воспитателя и т.п.. Наказания таких детей только ожесточают.

Причины агрессивного поведения дошкольников разнообразны:

✔ усвоение эталонов агрессивного поведения в семье (физические наказания, драки, скандалы). Именно у детей, которые постоянно видят , как агрессивно ведут себя самые близкие люди, агрессивность чаще всего и становится устойчивой чертой;

✔ дефицит родительского внимания, ласки, любви, который приводит к неуверенности в себе, вызывает проявления аутоагрессии;

✔ стремление к лидерству в группе;

✔ недостаток двигательной активности;

✔ низкий уровень развития коммуникативных навыков и навыков совместной игры;

✔ тревожность, впечатлительность, эмоциональная нестабильность;

✔ косвенная стимуляция агрессии средствами массовой информации, компьютерными играми, игрушками агрессивного характера (разного рода монстры, трансформеры и т. п.).

Причинами частных случаев проявления детской агрессии могут быть:

✔ желание завладеть игрушкой, в которую играет другой ребёнок;

✔ ревность;

✔ замечание воспитателя или наказание;

✔ голод;

✔ утомление;

✔ скука и др.

В зависимости от причин агрессивности подбираются соответствующие методы коррекции:

● улучшение психологического климата в семье;

● демонстрация взрослыми бесконфликтного поведения;

● исключение физических наказаний. Не допускать агрессивной реакции на выходки «расходившегося» чада;

● безусловное принятие ребёнка;

● налаживание эмоционального контакта;

● накопление опыта «совместной радости» (походы в цирк, прогулки, подготовка к праздникам, семейные торжества и традиции и т.д.);

● предоставление возможности отреагировать возникшее нервное напряжение с помощью подвижных игр, физических упражнений, конструктивно «выплёскивать» агрессию (боксёрская «груша», барабан, резиновый молоток и т. п.; рисование; лепка);

● обсуждение прочитанных книг, просмотренных вместе мультфильмов, моральная оценка поступков героев;

● сюжетно-ролевые игры;

● психогимнастика;

● арттерапия и др.

В специальной литературе можно найти немало упражнений и программ, направленных на коррекцию агрессивности. Обучение коммуникативным навыкам, эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.

Эффективной работа по профилактике и коррекции асоциального поведения будет, если педагоги ДОУ и родители станут единомышленниками и союзниками в борьбе с проблемой ребёнка.

Литература

1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку? Учебно-методическое пособие – Спб.: Речь, 2008.

2. Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2007.

3. Защита детей от жестокого обращения / Под ред. Е.Н. Волковой. - Спб.: Питер, 2007.Клюева Н. В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5 – 7 лет. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

4. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5- 7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2000.

5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционнная работа с гиперактивными, анрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис, 2000.

6. Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить