Главное содержание

Интегрированный урок по чтению и окружающему миру во 2 классе. Болдова А.В.

Интегрированный урок по чтению и окружающему миру.

2 класс

Чтение: С. Есенин «Черемуха».

Окружающий мир: «Признаки весны в живой и неживой природе».

Цели урока:

1. развивать технику чтения

2. продолжить обучение нахождению поэтических образов в природе

3. учить детей бережному отношению к природным объектам

4. закрепить знания о признаках времен года в неживой природе и изменениях живого в природе

5. обучать эмоциональному восприятию от общения с поэзии великого поэта.

На столе учителя во время чтения стихотворения должна стоять ваза с распустившейся черемухой.

1. Орг. момент.

2. Вводная беседа.

Какое время года мы наблюдаем? Назовите приметы весны. Когда наступает ранняя весна? Каковы ее признаки в неживой природе? По каким признакам в природе отличается поздняя весна?

За какими растениями каждый из вас наблюдал? Какие происходят с ними явления весной? (дети называют деревья и кустарники, за изменениями, в жизни которых они начали наблюдать в 1классе).

Учитель подводит итог ответам учащихся и останавливается на черемухе.

На стол выставляется срезанная веточка черемухи.

Ученик, ведущий наблюдение за этим растением, дает его описание, рассказывает о своих наблюдениях:

  • время распускания листьев
  • начало и конец цветения
  • сроки плодоношения
  • начало листопада

В народе говорят:

Рано зацвела черемуха – будет теплое лето. Чем раньше цветет черемуха, тем жарче будет лето. Когда цветет черемуха, то становится прохладнее.

3. Знакомство со стихотворением Сергея Есенина «Черемуха» и его анализ.

1. Краткий рассказ о творчестве поэта.

2. Чтение учителем стихов наизусть.

3. Беседа по впечатлениям от услышанного произведения (Есенин красочно описал весну, черемуху. Мы не умеем так красиво рассказывать о растениях, явлениях весной, но сразу поняли, что это весна.)

4. Чтение стихотворения учащимися про себя.

5. Анализ произведения по вопросам и заданиям.

- Найти признаки весны в неживой природе, описанные С. Есениным.

Солнечно, ручей, роса, проталинки – являются объектами неживого в природе.

- Прочитайте «четверостишие», где описывается ручей.

Ручей – «бежит», «поет», - но это признаки живого. (Дети должны доказать, что данные слова поэт выбрал для образного выражения своих чувств).

- Почему волна названа гремучей, а песня вкрадчивой? Как вы понимаете смысл этих слов?

- Какие красочные эпитеты вводит автор для описания черемухи?

- Почему сначала поэт указывает на ветки золотистые, а затем, на зелень золотистую?

- Как вы понимаете, выражение «кудри завила»?

- Что такое «роса медвяная» и почему она сползает по коре?

- Перечислите признаки живого у черемухи?

- Почему сначала струится маленький ручей, а потом он волной гремучей обдает ветки?

- Нарисуйте словесную картинку к стихотворению. Как вы считаете, удачно ли художник проиллюстрировал это произведение?

- Помог ли рисунок нам лучше понять стихотворение поэта?

- Что же увидел С. Есенин в черемухе, что так его поразило в этом живом объекте природы?

- Теперь я посмотрю и послушаю, чем поразит вас моя веточка черемухи.

- Какие чувства вызывает этот живой объект?

- Назовите части растения, которые есть у ветки черемухи.

- Какого цвета листочки, цветки?

- Почему нет золотистой окраски?

(если пасмурный день).

4. Выразительное чтение.

- С каким настроением надо читать это стихотворение. Давайте поставим логические ударения и паузы. Выразительное чтение произведения.

5. Сценка по стихотворению З. Александровой «Белая черемуха».

- Обратите внимание, какие описания растения здесь перекликаются с эпитетами С. Есенина.

- Где произрастает черемуха? Почему?

Девочка читает стихи, изображая черемуху. На доске рисунки солнышка, ручья, цветущей черемухи.

Расцвела черемуха около ручья,

На апрельском солнышке

Ветками шепча.

Легкая, как облачко,

Чистая, как снег.

Радовался деревцу каждый человек.

Приходили девочки

Посидеть под ней.

И могла цвести она

Много-много дней.

Проходят две девочки. Одна другой говорит:

Это чья черемуха?

Да она ничья.

Белая снегурочка

Около ручья.

- Почему такое сравнение?

Идет группа школьников. Они обламывают все ветки.

Прибежали девочки, а снегурочки нет,

Лишь в пыли валяется вянущий букет.

А была черемуха чистая, как снег,

Радовался деревцу каждый человек.

- Почему так произошло?

- Случается ли подобное с кем-то из учеников нашего класса?

6. Обобщение по теме.

- Черемуха не только красивое дерево, но и очень полезное.

Вещества, которые выделяют ветки черемухи, убивают микробы.

В лесу, где она растет, воздух всегда чистый, а после цветения на веточках образуются лекарственные плоды.

- Хорошо ли поступают те, кто ломает ветки?

Повторение правил поведения на природе.

4. Итог урока. Выставление оценок.

Д/З. стихотворение «Черемуха» наизусть, подготовиться к конкурсу чтецов.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить