Главное содержание

Система духовно-нравственного воспитания в школе

Культуре, нравственности, воспитанию

надо отводить в наших планах первое место.

(Д.С.Лихачев)

«Система духовно-нравственного воспитания в школе».

заместитель директора по воспитательной работе

Ленинского филиала МБОУ «Новопокровская сош»

Полякова Наталия Валентиновна

Вышедшее сегодня на повестку дня педагогической деятельности слово «воспитание» стало чаще всего использоваться в значении «духовно-нравственное».

Усиление внимания общества к духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения как к насущной проблеме – явление не случайное. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.

Средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью ребенка.

Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Ведь дети, пришедшие сегодня за парты уже не те, что были 30, 20, даже 10 лет назад. Они более, активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться.

Если мы, сегодня, не обратим  внимание на состояние души, на духовно-нравственное состояние наших школьников, то при всех наших самых замечательных инициативах, методиках, программах, учебниках мы можем никакого результата не получить. Мы придем к такому человеку со своими инициативами, а он скажет, что это ему не интересно и не нужно.

То, что мы видели в сериале «Школа», – не за горами, все это реально ждет нас, сельскую школу, и надвигается с космической скоростью.

Эти проблемы, наш педагогический коллектив, поставил во главу угла всей воспитательной работы в школе. С самого раннего возраста стараемся прививать нашим детям традиции народной культуры, уважение к другим людям, основам духовности и нравственности.

Система духовно-нравственного воспитания в нашей школе включает в себя прежде всего, учебную деятельность.

Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока, личностью учителя. Особенно большие возможности для духовно-нравственного воспитания школьников имеет учебный материал по литературе, истории, МХК, Основам православной культуры. В нём содержится большое количество морально-этических суждений по отношению к человеку и обществу.

Формирование духовно-нравственных качеств учащихся начинается в начальной школе с интегрированного курса «Введение в народоведение». Цель – приобщение детей к глубинному традиционному наследию, нравственному и эстетическому богатству традиционной культуры, формирование осознанного патриотического чувства на основе понимания духовных ценностей.

В 5 классе вводится предмет «Основы православной культуры» (ОПК), который помогает развиваться личности школьника многосторонне и способствует укреплению нравственности. Основная идея курса - изучение истории русской церкви в контексте истории государства. Это размышления о мире, о православии, о духовности человека.

В 7,8 классах ведется курс «Моя родословная». Цель курса - формирование познавательной и творческой активности ребенка через расширение знаний по истории своей семьи.

В 10, 11 классах ведется курс «Духовно – нравственные основы семьи».

Ведущей целью этой программы является формирование готовности к вступлению в брак и воспитание будущих детей, уважительного отношения к семье, её духовным ценностям.

Но, наверное, самое сильное влияние на духовно - нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога. Духовная близость и уважение к педагогу зависят от степени его компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми.

В нашей школе создан творчески работающий педагогический коллектив, умеющий решать образовательные и воспитательные задачи. Уровень педагогического мастерства учителей и классных руководителей достаточно высокий. Педагоги занимают призовые места в профессиональных конкурсах «Учитель года», «Сердце отдаю детям», «Растим патриотов России». Созданы, апробированы и изданы авторские программы педагогов МОУ в сборнике «Содержание школьного этнокультурного образования».

Другим важным источником духовно - нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа, это внеурочная и внешкольная деятельность.

Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса.

В школе сформирована полноценная система дополнительного образования, реализуемая во внеурочной деятельности. В блоке дополнительного образования: театральная студия «Ассоль», фольклорный ансамбль «Говорушки», творческие кружки «Художественная роспись», «Учимся лепить из соленого теста».

В рамках дополнительного образования с 1 по 10 класс ведется инновационный курс «Истоки». Целью курса является освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни. Курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика.

В начальной школе учебный курс «Истоки» помогает ребенку получить представление о жизненно важных для человека категориях и развивает систему духовно-нравственных ценностей внешнего (социокультурного) и внутреннего (духовного) мира. В системе духовно-нравственных ценностей выделяется главная ценность Истоков – ЖИЗНЬ.

В основной школе учащиеся получают представление о главных категориях жизни Отечества.

Результативность: в школьных объединениях дополнительного образования занимается 100% учащихся.

Работа творческого коллектива школы имеет весомые положительные результаты. Был проведен мониторинг уровня формирования духовно-нравственных компетенций школьников. Показатели уровня духовности учащихся 5-11 классов за последние 3 года возросли на 18%.

Эффективным методом реализации поставленных целей является проведение общешкольных праздников.

Внедрение в педагогическую практику школы традиции общешкольных праздников «ЧЕТЫРЕ ЧЕТВЕРТИ»: сценарии общешкольных праздничных мероприятий для учащихся 1–11 классов, способствуют духовно-нравственному и гражданско-патриотическому становлению школьников.

В качестве общешкольных праздников особо выделяются четыре – День народного единства, Рождество, Пасха и День Победы. Эти четыре праздника разбивают учебный год на четыре примерно равных предпраздничных цикла: осенний («День народного единства») – I четверть, зимний («Рождество») – II четверть и два весенних («Пасха» и «День Победы») – III и IV четверть.

Праздник осени перекликается с праздником Покрова и темой благодатного урожая. Новый год с праздником Рождества.

С праздником Пасхи неразрывно связана Масленица, предшествующая началу Великого поста. Проводимые на масленичной неделе концерты и ярмарочные мероприятия знакомят детей с яркими особенностями праздничных традиций нашей культуры, образцами народного творчества и ремесел.

Особое внимание уделяется 12 апреля – Дню космонавтики: героями становятся не только на войне, но и в мирное время, и Юрия Гагарина, с именем которого связаны первый полет человека в космос и превращение нашей страны в мировую космическую державу, дети должны знать в лицо.

К одному из важных источников духовно-нравственного воспитания учеников следует отнести деятельность школьной Комнаты боевой и трудовой славы, с целью воспитательного интереса к истории родного края и школы.

Активная работа ведется по направлениям:

- святые места родного края (красавица-церковь);

-история нашего совхоза, история родной школы, которой в этом году исполнилось 40 лет;

-мой край в годы Великой Отечественной войны;

-земляки, которыми мы гордимся.

В нравственном опыте ребенка немаловажную роль выполняет пространство, в котором он находится. Порядок и чистота, удобство и красота создают благоприятное психологическое состояние.

Комплексную информационную поддержку всех мероприятий позволяет раскрыть работа школьной стенгазеты.

Возможность оперативной замены информации, изменение композиции позволяет постоянно привлекать внимание школьников.

Выводы: Мы считаем, что духовно-нравственное воспитание необходимо проводить в системе, распространяя его и на урочную, и внеурочную деятельность, внешкольную работу и дополнительное образование. Работу вести на основе православных ценностей. Шире вести просветительскую воспитательную работу среди родителей.

Мы хотим, чтобы в нашей школе царил дух уважения, искренности, доверия, доброты, творчества, заботы и любви. Чтобы в этой атмосфере могла вырасти гармонично развитая личность, любящая свою Родину, бережно относящаяся к традициям своих народов, осознающая приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья. Система духовно - нравственного развития личности учащихся нашей школы приносит свои плоды.

Учащиеся МОУ «СОШ совхоза имени Ленина» являются постоянными участниками и регулярно занимают призовые места в районных, областных конкурсах: «Фабрика игрушек Деда Мороза», «Дорога в космос», «Сокровище наций», «Горжусь я малой родиной своей!», «Православная культура Тамбовского края», «Красота Божьего мира», «Мы памяти этой верны», «Созвездие талантов». Становятся лауреатами и победителями всероссийских конкурсов: «Святые заступники Руси», «Пасха Православная», «Дети и книги», посвященного 50-летию полета в космос Ю. Гагарина. Не могу не похвалиться, ученица 8 класса Савина Диана в областном этапе Всероссийского конкурса «Дети и книги» заняла 1 место и была награждена путевкой во Всероссийский лагерь «Орленок». Там она приняла участие в заключительном этапе конкурса, заняла 2 место и была награждена денежной премией, в размере 30 000 рублей и видеокамерой.

Участие в конкурсах, это замечательная возможность раскрыть талант ребенка. Но не нужно забывать руководителям школ и об учителях, которые помогают, направляют, корректируют и вместе с детьми участвуют в этих конкурсах.

Успехи учеников в конкурсах, олимпиадах, смотрах различного уровня убеждают в правильной организации работы всего коллектива школы.

Особо хотелось бы отметить, что благодаря системе работы по духовно – нравственному воспитанию дети стали больше интересоваться своей семьёй, её родословной, своей малой родиной и национальной принадлежностью.

Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств».

Хочется верить, что наша школа посеет в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для детей школой «воспитания добрых чувств». И наши дети вырастут достойными гражданами своей страны!