Главное содержание

О проведении экспертизы дополнительной образовательной программы

Как провести экспертизу дополнительной образовательной программы

К любой программе, предлагаемой к реализации, за исключением примерной (типовой), прилагается рецензия. Должно быть две рецензии:

  • внутренняя - её, как правило, пишет методист учреждения, в котором разрабатывается программа;
  • внешняя – её даёт независимый эксперт по профилю деятельности, представленному в программе.

Кроме рецензии, могут быть приложены рекомендации по экспертизе дополнительных образовательных программ. Целью и содержанием экспертизы образовательных программ является установление их соответствия содержанию дополнительного образования детей, специфике профиля, а также заявленному виду методической продукции.

Основными принципами экспертизы программ являются:

  • открытость;
  • гласность;
  • единство требований;
  • соблюдение педагогической этики;
  • направленность на развитие учреждения.

При оценке программы учитываются:

  • соответствие программы нормам и требованиям дополнительного образования детей (его функциям и предназначению);
  • политика образовательного учреждения (программа должна являться составной частью общей системы привлечения воспитанников к творческой деятельности);
  • технологичность (возможности реализации программы должны соответствовать специфике учреждения, его материально-техническому обеспечению);
  • профессиональная подготовка руководителя программы;
  • адресность (учёт особенностей обучающихся);
  • практическая значимость содержания программы для ребёнка;
  • соответствие документа заявленному виду продукции.

Примерный план рецензии

1. Заголовок рецензии:

Рецензия на программу (название), Ф.И.О. и должность автора программы, название образовательного учреждения, реализующего программу.

2. Общая характеристика программы:

  • образовательная область;
  • вид детского объединения (студия, ансамбль и др.), в рамках которого реализуется рецензируемая программа;
  • адресат (категория детей, возраст, социальный состав и др.);
  • срок реализации, на который рассчитана программа;
  • есть ли подобная программа в общеобразовательном учреждении (сравнить по содержательным линиям); в чём «дополнительность» рецензируемой программы;
  • стиль и качество подачи материала (профессионально, системно, грамотно и т.д.).

3. Актуальность программы и её новизна в системе дополнительного образования.

4. Характеристика структуры программы (краткое описание частей и их анализ):

  • анализ пояснительной записки;
  • анализ содержательной части программы: насколько полно раскрываются основные темы занятий;
  • анализ методического обеспечения программы:
    • в какой мере автором характеризуются педагогические, психологические, организационные условия, необходимые для получения образовательного результата;
    • насколько глубоко раскрывается методика работы над содержанием учебного материала, система отслеживания и фиксации результатов, методика оценки знаний и умений учащихся;
  • оценка списка литературы.

5. Полнота программы (выделены ли в ней структурные части, все ли компоненты представлены внутри частей).

6. Целостность программы (согласованы ли цели, задачи и способы их достижения).

7. Ведущая идея программы и пути её реализации, новизна подхода к отбору содержания, оригинальность предлагаемой методики, пригодность программы для данного учреждения.

8. Качество подачи материала, язык и стиль изложения (чёткость, ясность, доказательность, логичность и др.).

9. В какой степени материалы программы соответствуют специфике дополнительного образования:

  • стимулируют познавательную деятельность ребёнка;
  • развивают коммуникативные навыки;
  • создают социокультурную среду общения;
  • способствуют развитию творческих способностей личности;
  • стимулируют стремление к самостоятельной деятельности и самообразованию;
  • помогают творчески использовать жизненный опыт ребёнка;
  • способствуют профессиональному самоопределению.

10. Характеристика приложений к программе, их содержательность (методические разработки, дидактический материал, схемы проведения занятий, формы договоров и др.).

11. Характеристика профессиональных умений и знаний педагога как автора программы.

12. Аргументированная общая оценка программы: достоинства и недостатки, ошибки и замечания.

13. Рекомендации по преодолению недостатков программы и заключительный вывод о возможности (невозможности) её использования в системе дополнительного образования детей.

Процесс экспертизы авторской программы завершается оформлением заключения, в котором рекомендуется:

  • утвердить или не утвердить программу;
  • закрепить за ней определённый статус (авторская, модифицированная, экспериментальная, типовая);
  • усовершенствовать программный документ;
  • распространить опыт педагога.

Рецензент заверяет содержание рецензии личной подписью, указывает полностью свои фамилию, имя, отчество, должность и место работы. Документ скрепляется печатью организации, удостоверяющей подпись рецензента, и предоставляется в двух экземплярах.

Предложенными рекомендациями не исчерпываются алгоритмы проектирования и оценки образовательных программ в системе дополнительного образования, Их нельзя признать единственными и окончательными, Это лишь образцы, ориентирующие действия разработчика таких документов. Возможно в среде специалистов дополнительного образования имеются иные. Более совершенные и содержательные варианты процедуры этой работы. Здесь нет предела творчеству. Не исключены другие походы и аргументы, но они пока ещё не подкреплены детально разработанным фондом документов. Поэтому педагоги-практики могут следовать предложенным путём и рассматривать эти рекомендации как методическую помощь в своей профессиональной деятельности.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить