Главное содержание

Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей

№ п/п

Структура программы

Содержание структурных компонентов программы

1

Титульный лист

  • Вышестоящие органы образования (по подчинённости учреждения).
  • Название образовательного учреждения, в котором разработана программа.
  • Ф.И.О. ответственного работника, утвердившего программу с указанием даты утверждения.
  • Дата и № протокола педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации.
  • Название программы (по по возможности краткое и отражающее суть программы).
  • Возраст детей, на которых рассчитана программа.
  • Срок реализации программы (на сколько лет она рассчитана).
  • Автор программы (Ф.И.О., занимаемая должность).
  • Название населённого пункта.
  • Год создания программы.

2

Пояснительная записка

Раскрываются цели образовательной деятельности, обосновывается отбор содержания и последовательность изложения материала, даётся характеристика формам работы с детьми и условиям реализации программы.
  1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:
  • актуальность;
  • практическая значимость;
  • связь с уже существующими по данному направлению программами;
  • вид (модифицированная, экспериментальная, авторская программа);
  • новизна (для претендующих на авторство).
  1. Цель и задачи программы.
Цель – предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели следует избегать общих, абстрактных формулировок типа «всестороннее развитие личности», создание возможности для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей» и т.д. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы и могут быть применены к любой программе.
Цель должна быть связана с названием программы, отражать её основную направленность.
Конкретизация цели осуществляется через определение задач, показывающих, что нужно сделать, чтобы достичь цели.
Задачи бывают:
  • Обучающие – развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определённых знаний, умений и навыков, развитие мотивации к определённому виду деятельности и т.д.;
  • Воспитательные – формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.д.;
  • Развивающие – развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, аккуратности и т.д.; формирование потребности в самопознании, саморазвитии.
Формулирование задач так же не должно быть абстрактным, они должны быть соответственны с прогнозируемыми результатами.
  1. Отличительные особенности программы:
  • базовые теоретические идеи;
  • ключевые понятии;
  • этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь.
  1. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:
  • возраст детей и их психологические особенности;
  • вид детской группы (профильная, экспериментальная и др.) и её состав (постоянный, переменный и др.);
  • особенности набора детей (свободный, по конкурсу и др.);
  • число обучающихся по годам обучения (обосновать).
  1. Режим занятий:
  • общее число часов в год;
  • число часов и занятий в неделю;
  • периодичность занятий.
  1. Прогнозируемые результаты и способы их проверки:
  • сформулировать требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе знаний по программе (что он должен знать и уметь);
  • перечислите качества, которые могут быть развиты у детей в результате занятий;
  • описать систему отслеживания и оценивания результатов обучения детей: способы учёта знаний, умений, возможные способы оценки личностных качеств обучающихся (могут использоваться тесты, зачёты, экзамены, выставки, соревнования, конкурсы, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

3

Учебно-тематический план (по годам обучения)

Раскрывается последовательность тем курса, указывается число часов на каждую тему, соотношение времени, теоретических и практических занятий. Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени.

4

Содержание программы

Это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Содержание тем раскрывается в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане. Описание темы включает:
  • её название;
  • основные узловые моменты;
  • формы организации образовательного процесса (теоретические, практические).
Содержание излагается в виде констатации вопросов, выносимых на обсуждение. Изложение ведётся в именительном падеже.
Обычно первая темы – введение в программу.

5

Методическое обеспечение программы

  • Краткое описание основных способов и форм работы с детьми, планируемых по каждому разделу: индивидуальных и групповых; практических и теоретических; конкретных форм занятий (игра, беседа, поход, экспедиция, конференция и т.д.). Желательно пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм занятий.
  • Описание основных методов организации учебно-воспитательного процесса.
  • Перечень дидактических материалов.
  • Краткая характеристика средств, необходимых для реализации программы:
- кадровых – перечислить педагогов, охарактеризовать их профессионализм, квалификацию, критерии отбора;
- материально-технический – дать краткий перечень оборудования, инструментов и материалов (в расчёте на число обучающихся).

6

Список литературы

Приводятся два списка литературы:
  • используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса;
  • рекомендуемая для детей и родителей.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить