Главное содержание

Выступление на тему: "Применение современных компьютерных технологий на уроках в средней школе". Ерохина Н.Е.

Tags: доклад | ИКТ | рекомендации

Выступление на тему:

"Применение современных компьютерных технологий

на уроках в средней школе".

Учитель: Ерохина Наталия Евгеньевна

НОВОПОКРОВКА 2011

Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Если в качестве признака информационных технологий выбрать инструменты, с помощью которых проводится обработка информации (инструментарий технологии), то можно выделить следующие этапы ее развития:

1-й этап (до второй половины XIX в.) - «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии -- представление информации в нужной форме.

2-й этап (с конца XIX в.) - «механическая» технология, оснащенная более совершенными средствами доставки почты, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме более удобными средствами.

3-й этап (40 - 60-е гг. XX в.) - «электрическая» технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Основная цель информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

4-й этап (с начала 70-х гг.) - «электронная» технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы, оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы.

5-й этап (с середины 80-х гг.) - «компьютерная» («новая») технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и искусственного интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений.

6-й этап – «сетевая технология» (иногда ее считают частью компьютерных технологий) только устанавливается. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети. Ей предсказывают в ближайшем будущем бурный рост, обусловленный популярностью ее основателя -- глобальной компьютерной сети Internet.

В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом, информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «Современные информационные технологии».

И.В. Роберт под средствами современных информационных и коммуникационных технологий понимает программные, программно-аппаратные и технические средства, а так же устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе глобальных). К средствам современных информационных и коммуникационных технологий относятся ЭВМ, ПЭВМ, комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов, локальные вычислительные сети, устройства ввода-вывода информации, средства ввода и манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ; устройства для преобразования данных из графической или звуковой формы представления данных в цифровую и обратно; средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией (на базе технологий Мультимедиа и «Виртуальная реальность»); системы искусственного интеллекта; системы машинной графики, программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.) и др.; современные средства связи, обеспечивающие информационное взаимодействие пользователей как на локальном уровне (например, в рамках одной организации или нескольких организаций), так и глобальном (в рамках всемирной информационной среды).

Количество компьютеров в школах быстро увеличивается, однако пока не выработано каких-либо общих принципов их эффективного использования на уроках. Представляется, что надежды на «революционное» преобразование и принципиальное изменение всей системы школьного образования с помощью компьютерных технологий необоснованы. Для основной массы учащихся центральной фигурой в учебном процессе был, есть и всегда будет учитель, и его не сможет заменить никакая автоматизированная и, тем более, дистанционная система обучения.

При объяснении нового материала на уроке компьютерные технологии могут лишь служить помощниками учителей, и именно из этого нужно исходить при их разработке. Например, нет смысла закладывать в компьютерные программы, мультимедийные учебники, видеокурсы, презентации, используемые для объяснения нового материала во время урока, текстовые блоки, простые рисунки, таблицы, формулы, которые учитель может изложить устно и изобразить на интерактивной или простой классной доске с помощью маркера или мела. От этого больше пользы, т.к. учитель последовательно излагает материал, воспроизводит рисунок, заполняет таблицу, выводит формулу на доске постепенно, объясняя каждый этап, анализируя и учитывая степень его усвоения учениками, т.е. процесс объяснения нового материала учителем является динамическим.

Если тот же материал поместить, например, в презентацию, то блоки текста, рисунки, таблицы и формулы появляются на экране целиком, изложение теряет последовательность и становится статическим, что ухудшает понимание учебного материала учениками. Никакой компьютерный видеокурс не может достичь той же степени интерактивности, которая существует между учителем и учениками во время урока. Живая речь учителя понятнее ученикам, чем академичное, подчас излишне наукообразное изложение учебного материала в любом компьютерном курсе, как и в любом учебнике.

В то же время компьютерные технологии при объяснении урока могут быть очень полезными при показе сложных рисунков и фотографий, и, особенно, процессов в движении, в динамике, т.е. всего того, чего нельзя изобразить на доске. В этом плане очень ценными являются наборы электронных наглядных пособий, в которых представлены анимации и видеофрагменты, иллюстрирующие излагаемый на уроке материал. Очень полезными для учебного процесса могут быть обращения учеников к ресурсам интернета, например, в виде создания проектов или рефератов по темам, заданным учителем или выбранным самостоятельно, а также в виде участия в конкурсах и олимпиадах. Но это также может иметь только вспомогательное значение и не может заменить последовательного изучения учебного материала на уроках под руководством учителя.

Всё сказанное выше относится к основной массе обычных школьников. Разумеется, интересы и возможности одарённых детей значительно шире, и они могут в большей степени использовать компьютерные технологии – и видеокурсы, и дистанционное обучение через интернет, участие в конкурсах и олимпиадах высокого уровня. Но и здесь помощь и руководство опытного учителя необходимы.

Существует сфера учебной деятельности на уроке, в которой компьютерные технологии могут и должны применяться очень широко. Это контроль усвоения учениками учебного материала. В настоящее время стало очевидным, что тестирование является наиболее эффективной формой проверки знаний учеников, и оно широко применяется в школах в виде тестов, распечатанных на бумаге. Но такой метод "бумажного" тестирования имеет определённые недостатки. Если даже оставить в стороне трудности распечатки тестов к каждому уроку и их проверки учителем, то можно отметить, что в процессе тестирования в этом случае бумага, что называется, всё терпит, ученик узнаёт о том, правильно ли он ответил, только на следующий день или через несколько дней.

Необходимо заменить бумажное тестирование электронным с помощью электронных репетиторов, с которыми ученики работают на уроке индивидуально, т.е. каждый ученик работает за отдельным компьютером. Электронное тестирование имеет перед "бумажным" преимущество в интерактивности: ученик сразу же узнаёт, правилен или нет его ответ и получает на экране пояснение, т.е. при электронном тестировании, в отличие от бумажного, происходит не только проверка знаний, но и обучение. Пояснение напоминает теорию вопроса, показывает путь решения и приводит примеры, но не решает данной задачи и не даёт прямого ответа на вопрос, т.е. происходит именно обучение, а не «натаскивание». Ещё одно преимущество - оценка знаний выполняется электронным репетитором, что облегчает труд учителя и освобождает его время для индивидуальной работы с учениками (более подробно принципы создания электронных репетиторов такого типа приведены в статье на сайте jukofff.ru).

В недалёком будущем компьютеры появятся на рабочем месте каждого ученика. Возможно, это будут планшетные компьютеры, которые ученики будут носить с собой. В них будут закачаны все учебники, туда же можно закачать и электронные репетиторы, созданные на описанных принципах. Это позволит использовать электронные репетиторы во всех школьных кабинетах и по всем учебным предметам, а также применять их для выполнения домашних заданий.

Выводы

1. Учитель всегда был и остаётся центральной фигурой учебного процесса, а любые электронные средства могут быть только его помощниками.

2. Представляется необоснованным повальное увлечение созданием и применением на уроках презентаций. Необходимо использовать презентации не для отчёта о применении ИКТ, а для реального улучшения объяснения материала на уроке.

3. Необходимо активизировать создание электронных репетиторов, совмещающих функции контроля знаний и обучения и пригодных для работы на уроке.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить