Главное содержание

Внеклассное мероприятие «Вода и жизнь. Охрана воды». Бородина Е.А.

Tags: мероприятие | начальные классы | экология

Внеклассное мероприятие

«Вода и жизнь. Охрана воды»

 Автор: учитель начальных классов Шмаровского филиала МОУ «Оборонинская сош» Бородина Елена Анатольевна.

Цели: рассмотреть значение воды в природе и в жизни человека; выделить экологические проблемы и способы охраны воды; развивать речь, внимание; воспитывать бережное отношение к воде, к водоемам, желание экономить пресную воду.

Оборудование: схемы «Соотношение соленой и пресной воды», «Вода – важное для организма вещество», запись песни «Живи, родник!», пословицы и высказывания известных людей, ученых о воде.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Послушайте загадку и отгадайте: Меня пьют, меня льют, всем я нужна. Кто такая я? (Вода) Сегодня мы будем говорить о воде, о бережном отношении к ней.

Вы слыхали о воде? Говорят, она везде.

Первая капелька. В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает.

Вторая капелька. Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется.

Средь высоких стройных елей

Рушится потоком селей.

Третья капелька. На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда.

Капельки (вместе). Без меня вам не умыться,

Не наесться, ни напиться!

Учитель. Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Благодаря повседневному обращению с водой мы так привыкли к ней и к ее разнообразным проявлениям в природе, что часто не замечаем отличительных свойств воды. А ведь именно этими свойствами объясняется то, что наши озера и реки не промерзают зимой до дна, что сильные весенние паводки сравнительно редки, что, замерзая, вода может производить большие разрушения и тд. Многие привычные нам явления природы связаны именно с особенностями воды, выделяющими ее среди других веществ.

Велика роль воды и в технике. Невозможно представить такую отрасль промышленности, где бы в том или ином виде, для тех или иных целей не применялась вода. Вода служит источником энергии. Вода переносит тепло. Вода используется как прекрасный растворитель для многих веществ. Вода является средой, в которой протекает огромное количество различных химических процессов.

В истории нашей планеты вода также имеет исключительно важное значение. Пожалуй, никакое другое вещество не может сравниться с водой по своему влиянию на ход тех величайших изменений, которые претерпела Земля за многие сотни миллионов лет своего существования.

Там, где есть жизнь, всегда есть вода. Жизнь без воды невозможна. Какое бы животное или растение мы ни взяли, в него входит вода как одна из главных составных частей. Обитатели водоемов, как правило, содержат в себе больше воды, чем жители суши. В теле рыб, например, до 70-80% воды, а в медузе – больше 95%. В травянистых растениях суши процент воды доходит до 85. Организмы млекопитающих животных и человека содержит воды меньше. Если масса человека 60 кг, то в его теле содержится около 40 л воды. В течение года каждый организм потребляет количество воды, во много раз превышающее его массу.

На доске вывешивается схема.

Вода – важное для организма вещество:

  • На 1 кг тела коровы – 600 г воды
  • Утки – 700 г воды
  • У медузы на 100 г тела – 99 г воды

Как замечательно говорили о воде великие люди! Аксаков назвал ее красой природы, Менделеев – кровью природы.

Человек как-нибудь обойдется без нефти, алмазов, изобретет новые двигатели, но без воды он не сможет жить. Люди всегда обожествляли воду. Нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всего живого,

целебной и очистительной силой, источником плодородия. Известный французский писатель – летчик Антуан-де Сент-Экзюпери, самолет которого потерпел аварию в пустыне Сахара, - писал так: «Вода!... У тебя нет нм вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете...»

- Ребята прочитайте высказывания великих людей о воде. Объясните данные высказывания.

Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле.

(Леонардо да Винчи)

Капля воды дороже золота. (Д. Менделеев)

Нет на земле напитка лучше, чем стакан холодной чистой воды.

(В. Песков)

Все народы заботливо и бережно относятся к воде. Прочитайте пословицы, придуманные разными народами. Они жили далеко друг от друга, но все ценили воду. Объясните смысл пословиц.

Вода – мать, а без матери не проживешь. (Китайская пословица)

Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец.

(Английская пословица)

Капля за каплей – образуется озеро, а перестанет капать – образуется пустыня.

(Узбекская пословица)

И мутную воду пьют в невзгоду.

Не плюй в колодец: случится напиться.

Без росы и трава не растет.

(Русские пословицы)

Учитель. Если быстро раскрутить глобус, то покажется, что он одноцветный, голубой. Почему? Что изображено голубым цветом на глобусе? Где больше всего воды на Земле? (Водой заполнены моря и океаны) Может ли человек использовать эту воду? Почему нет? Какая вода нам нужна? (Пресная)

На доске схема «Соотношение соленой и пресной воды»

Пресной воды в природе не так уж много. На каждые 100 литров воды приходится 2 л пресной. Соленой воды в 50 раз больше, чем пресной. Не вся пресная вода может быть использована. Большая часть ее находится в виде недоступных огромных ледников Антарктиды. Этот континент покрыт километровой толщей льда. Льды Антарктиды содержат 2/3 запасов питьевой воды, оставшаяся 1/3 содержится в реках, озерах. Самое крупное пресное озеро Европы – Ладожское. В озере Байкал, самом глубоком в мире, содержится пресной воды больше, чем во всех пресных озерах земного шара. Соотношение воды мы видим на схеме: 97% - соленая вода, 2% - ледники, 1% - пресная вода.

Не расходуйте воду напрасно!

Течет река издалека...Течет река... Течет река...

Как хорошо, когда река и широка и глубока!

Над ней – пышнее облака, свежей дыханье ветерка,

Стройней и выше лес над ней, и луг прибрежный зеленей!

Течет река... Течет река... Поит поля и города,

Несет и лодки, и суда, и рыбы ходят в глубине,

И раки ползают на дне...

Ты хороша, река, весной, и осенью, и в летний зной!

Купанье! Что за благодать! Кому, попробуй, передать!

Приятней плыть в живой волне ребятам или ребятне?

Вся живность счастлива вполне!

Но что такое? Караул! Нет, нет, никто не утонул,

Нет, нет, как раз, наоборот, на мель садится пароход

Средь бела дня, какой скандал! Наверно, лоцман маху дал!

Да нет, далеко от буйка, тут глубока была река

Была. Вот именно – была. Была, да, видимо, сплыла.

Ах, реку мы не узнаем... Река становится ручьем!

Уже и лодки на мели... Пловцы вдруг посуху пошли.

А рыбы? В горе и тоске бедняжки бьются на песке.

Так что же с ней стряслось, с рекой? Увы, друзья, ответ такой:

Дошкольник Сидоров Иван забыл закрыть на кухне кран.

Вы скажите: какой пустяк. Пустяк. Добро б ручей иссяк,

А то вон из-за пустяка пропала целая река!

Б. Заходер.

- Почему в реке исчезла вдруг вода? Что случилось после того, как в реке стало меньше воды? О чем напоминает каждому из нас это стихотворение?

ВЫВОД: Не расходуйте воду напрасно! Берегите ее!

Комментарии   

 
0 #1 Саламея 17.11.2013 13:02
Спасибо, Вы мне очень помогли. Использую материал из вашей разработки при проведении предметной недели.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить