Главное содержание

Развитие художественных способностей детей младшего дошкольного возраста на занятиях рисования. Шишина Татьяна Алексеевна.

Развитие художественных способностей детей младшего дошкольного возраста на занятиях рисования (из опыта работы).

Шишина Татьяна Алексеевна воспитатель младшей разновозрастной группы МДОУ Д/с №6 «Теремок» Мордовского р-на ,Тамбовской обл.

Развитие художественных способностей детей начинается в первой младшей группе и направлено на развитие у детей интереса к рисованию, лепке, аппликации, на выявление способностей видеть красивое в окружающем (картинках, игрушках и т.д.).

Какие методы необходимо использовать для развития художественных способностей у детей?

Я использую все методы, принятые в дошкольной дидактике: наглядные, словесные, практические, игровые. Однако место каждого из них зависит от особенностей возраста.

В начале обучения рисованию основное внимание уделяю координации рук, так как научиться правильно держать карандаш в правой руке для малыша – большой труд. Я даю ребенку карандаш и предлагаю рисовать на бумаге (делать вращательные , круговые движения), а чтобы его заинтересовать говорю так:»Посмотри какой дым получился...» , повторяя при этом круговые движения. Постепенно меняю направление движения карандаша и показываю, как проводится прямая линия, вызывая ассоциации с «дорожкой», «ленточками», «палочками» и т.д. Например , предложив нарисовать несколько длинных дорожек , спрашиваю, кто по ним бегает. «По этой дорожке побежала киска, по этой – собачка, по этой – девочка, - говорят дети. Рисуя с удовольствием, малыши сначала хаотично двигают рукой, но постепенно их движения становятся более определенными, координированными, ритмичными.

Наиболее успешно развитие художественных способностей, на мой взгляд, можно добиться, если занятия будут проходить в игровой, занимательной форме. Например, прежде чем нарисовать разноцветные ворота , я предлагаю детям сделать их из строительного материала, ребенок строит ворота, возит под ними мишек, зайчиков, затем, очертив в воздухе дугу, предлагаю воспроизвести это на бумаге несколько раз. После этого упражнения дети смогут цветными карандашами нарисовать много ворот разного цвета.

В младшем дошкольном возрасте развитие художественных способностей достигает желаемого успеха через совместные действия, действуя вместе со взрослыми, ребенок чувствует себя увереннее. Предлагая рисовать краской, обращаю внимание на ее цвет, на гладкость бумаги, мягкий ворс кисточки и делаю совместно с ними 2-3 первых мазка. И вот уже появились «осенние листочки» которые «закружились в воздухе» , или «пошел первый снежок и стал опускаться на землю»

Ребенка 3-4 лет направляю на более полное совмещение замысла в рисунках . Это может быть явление природы или общественной жизни («осень», «дождь идет», «как я гуляю») сказочный сюжет («Репка», «Колобок»). Например, прочитав детям народную сказку «Колобок», предлагаю нарисовать, как колобок катится по дорожке. В осеннее время года особенно красив листопад. На прогулке дети наблюдают , как падают листья , разноцветным ковром покрывая землю, и за тем изображают это явление в рисунках. Наблюдая с малышами окружающую среду, обращаю внимание на разнообразие цветов и красок (красный, синий, желтый, зеленый, белый, коричневый, черный), помогаю различать их, что бы использовать в рисовании.

Задания, в которых внимание детей обращено на особенности формы, носят образный характер. Например: «Шарики летят», - говорю им, показывая округлые очертания. Дети уверенно проводят замкнутые линии, изображая шарики, повторяют это несколько раз. Овладение такими навыками поможет в будущем рисовать человека, животных.

В процессе рисования по замыслу дети самостоятельно воспроизводят знакомые образы (цветы растут, рыбки плывут, солнышко светит и т.д.), обогащая свою творческую фантазию.

Поэтому основной задачей воспитания и обучения в процессе изобразительной деятельности, считаю приобретение детьми умений передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов.

Приобщая детей к художественному творчеству и развивая в них художественные способности, воспитываю в детях прежде всего эстетическое отношение к изобразительному искусству, к окружающей жизни, способствую накоплению эмоциональных впечатлений, формируя индивидуальные интересы, склонности, способности.

Литература:

Т.С. Комарова. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – Москва: Просвещение,1992г.

А.С.Галанов, С.Н. Корнилова, С.Л.Куликова. Занятия дошкольников по изобразительному искусству _ Москва: Творческий центр, 1999г.

Журналы « Дошкольное воспитание» за 2004-2005г.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить