Главное содержание

Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста по развитию зрительного восприятия. Шишина Татьяна Алексеевна.

 Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста по развитию зрительного восприятия (из опыта работы).

Шишина Татьяна Алексеевна воспитатель младшей разновозрастной группы МДОУ Д/с №6 «Теремок» Мордовского р-на Тамбовской обл.

 За последнее время значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Помимо врожденных отклонений отмечается увеличение хронических заболеваний различных органов. Особое место в детской патологии занимают нарушения зрения.

В специализированных ДОУ с детьми наряду с воспитателями работают дефектологи, мед. работники. Учебно-воспитательная и коррекционная работа проводится воспитателем под руководством тифлопедагога и по рекомендациям врача-офтальмолога в соответствии с особенностями общего развития и зрительного восприятия детей. В сельском малокомплектном ДОУ отсутствует возможность введения ставок специалистов по работе с детьми, имеющими нарушения зрения, поэтому коррекционную работу по данному направлению выполняют воспитатели.

Воспитателями нашего ДОУ были разработаны определенные коррекционные направления на основе офтальмологических рекомендаций по коррекционно-развивающей работе с такими детьми.

Одним из основных коррекционных направлений является развитие зрительного восприятия. Начинаем мы свою работу прежде всего с того, чтобы для каждого ребенка с недостатками зрения определить место на занятиях. Во время занятий используем специальную наглядность определенных размеров: для фронтальных демонстраций и дифференцированную индивидуальную, соответствующую показателям основных зрительных функций.

При демонстрации цветных изображений соблюдаем определенные требования: используем яркие, насыщенные, контрастные, натуральные цвета. Это очень важно в работе с ребенком, когда зрительное восприятие страдает из-за отсутствия эталона предъявляемого объекта.

Показывая дидактический материал, наглядные средства, учитываем не только его размер и цвет, но и контрастность фона.

В процессе воспитания и обучения ограничиваем непрерывное зрительное восприятие, так как на него падает значительная нагрузка. Для зрительных работ всех детей используем подставки, фломастеры, мольберты. Это благотворно действует на профилактику, охрану зрения у детей с хорошим зрением. Для детей с нарушениями зрения темп ведения занятий снижаем по сравнению с нормально видящими детьми: таким детям требуется больше времени для первичного и повторного рассматривания материала.

Обязательной частью любого занятия с детьми с недостатками зрения является проведение физкультминуток отдыха, во время которых проводим специальную гимнастику для глаз. Используем следующие упражнения: «Буратино потянулся (дети встают на носочки, поднимают руки и смотрят на кончики пальцев), вправо , влево повернулся, вверх, вниз посмотрел (не поворачивая головы, смотрят вправо, влево, вниз, вверх) и на место тихо сел.»

На фоне общеукрепляющих упражнений используем упражнения направленные на улучшение кровообращения всех структур и оболочек органа зрения. Например:» Ветер дует нам в лицо (дети часто моргают), закачалось деревцо (не поворачивая головы, смотрят влево. вправо), ветер тише, тише, тише, тише (медленно приседают, глазки опускают вниз), деревца все выше, выше, выше, выше(встают, глазки поднимают вверх).

При проведении физкультурных занятий предусматриваем ограничение некоторых видов двигательных упражнений. Планируя прогулку, учитываем зрительные возможности воспитанников: ребенка с низкой остротой зрения ставим в паре с лучше видящим ребенком.

Работая по данному коррекционному направлению – развитие зрительного восприятия, мы не только проводим коррекцию , подходим к каждому такому ребенку дифференцированно, индивидуально, но и способствуем укреплению зрения у хорошо видящих детей, потому что каждый третий выпускник школы имеет снижение зрения начало которому заложено еще в дошкольном возрасте. В связи с этим нам, воспитателям, крайне необходимо овладеть знаниями о гигиене, охране, коррекции отклонений органов зрения. Это не значит, что воспитатель должен уметь ставить диагноз.

Он должен:

1. грамотно использовать в учебно-воспитательной работе сведения, которые имеются в мед. карте ребенка,

2. знать физиологические и возрастные особенности его развития,

3. уметь видеть отдельные признаки (симптомы) отклонений зрительного восприятия.

Литература:

Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ».

В.Г.Маралов, Л.П.Фролова Коррекция личностного развития дошкольников – Москва,2009г.

Коррекционно-развивающие занятия в ДОУ. Методические рекомендации –Москва, 2009г.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить