Главное содержание

Элективный курс по немецкому языку. Рубцова О.А.

 

РУБЦОВА О.А.

Элективный  курс по  немецкому  языку.

«Немецкая  и российская молодежь:

проблемы, интересы, мечты».

 

Пояснительная  записка.

Представляя собой органичную часть профильного обучения , элективный курс « Немецкая молодежь: проблемы, интересы, мечты.»направлен на расширение и углубление знаний и умений, которые приобретаются на уроках немецкого языка. Решая задачу повышения предметной компетентности, курс знакомит учащихся с такими видами профессиональной деятельности, как референт -переводчик, культуролог, специалист в области межкультурной коммуникации, журналист, социолог, специализирующийся по опросу общественного мнения, редактор. Таким образом, курс обеспечивает межпредметные связи дисциплин филологического цикла с социологией и психологией. Все это создает условия для развития умений и навыков в четырех основных областях деятельности:

-интеллектуальной (анализировать, критически осмысливать авторский текст; интерпретировать базы данных, сопоставлять различные мнения, разносторонне аргументировать, доказывать и отстаивать свою точку зрения и т.д.);

-практической (выступать с устной презентацией ,участвовать в дискуссии, реферировать и редактировать документы, разрабатывать и защищать проекты, оппонировать и т.д.);

-организационной(выявлять потребности, позиции, мнения различных людей и социальных групп, работать в команде, приобретая навыки лидерства, подчинения, взаимопомощи, ответственности и т.д.);

-поведенческой(«преподносить себя»в ассиметричных и проигрышных ситуациях, признавать и исправлять свои ошибки,  «не теряя лица», проявлять доброжелательность, открытость, толерантность в конфликтных ситуациях).

Цели курса и ожидаемые результаты.

Цель курса - помочь учащимся приобрести в ходе практической работы по сопоставительному изучению социокультурных реалий Германии и России в молодежной сфере, коммуникативную компетентность для свободного межкультурного общения на немецком языке.

В результате изучения курса «Немецкая и российская молодежь: проблемы, интересы, мечты» учащиеся овладеют:

-техникой быстрого и эффективного чтения;

-различными способами конспектирования;

-реферированием и редактированием (современных) аутентичных материалов немецкой прессы;

- умением анализировать и критически осмысливать авторский текст;

-навыком сопоставлять несколько источников информации и делать собственные выводы;

-техникой устной и письменной презентации проекта, доклада, статьи в зависимости от формально предъявляемых требований;

-знаниями в области(современной)молодежной проблематики Германии и России;

-опытом разработки и выполнения проектов, социологических исследований, вопросников различного типа;

-опытом проведения дискуссий, учебных конференций, анкетирования, опроса общественного мнения.

 

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

Основной задачей курса является развитие творческого потенциала учащихся, их интеллектуальной, культурологической, организаторской активности. В связи с этим наиболее перспективной оказывается накопительная оценка достижений типа портфолио, которая выставляется по завершению каждого модуля.

Критерии оценки могут быть обсуждены и уточнены учащимися под руководством педагога:

-самооценка(ответ на три основных вопроса: Что я узнал? Что я умею делать? Что я сделал?);

-аттестация в рабочей группе (оценка вклада каждого с точки зрения интеллектуальной, кооперативной и организационной ценности);

-оценка, выставляемая преподавателем;

-финальная оценка, представляющая собой сумму всех полученных оценок.

Лучшие работы можно оформить в виде внутренней(школьной)публикации и в дальнейшем использовать на уроках немецкого языка и при последующем изучении данного курса другими учащимися.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

ТЕМА

ЯЗЫКОВОЙ МАТЕРИАЛ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1. Вводный урок. Беседа «Почему ИЯ называют «дополнительным окном» в мир?» Как ИЯ способствует сообщению к мировой культуре и общечеловеческим проблемам, лучшему пониманию культуры своей страны, ощущение себя гражданином мира и своего отечества?

 

 

2. Современная молодежь. Какие у них проблемы?

С опорой на жизненный опыт дети рассказывают о своих взаимоотношениях в семье, в школе, со своими товарищами, высказывают свое отношение к различным жизненным ситуациям.

Обсуждение проблемы. Знакомство со словами и выражениями по теме (словари); чтение коротких рассказов немецких школьников об их жизни в семье, о конфликтах с родителями, близкими, друзьями; составление сообщений (аналогичных прочитанным) о своей семье; о взаимоотношениях  в ней.

3. Вечный вопрос: стала современная молодежь хуже или лучше, чем раньше?

Чтение текста, в котором представлены два противоположных мнения о современной молодежи, об ее взаимоотношениях с окружающим миром; обсуждение прочитанного текста с опорой на вопросы.

Написание аннотации на прочитанный текст.

4. Почему он – мой лучший друг?

Активизация лексики по теме и добавление новой; построение монологического высказывания ; характеристика друзей; прослушивание интервью.

Рассказ о друге.

5. Компания – твоя вторая семья?

Семантизация «Сlique» ; поисковое чтение аутентичного текста; активизация оценочных реплик и речевых опор с элементами аргументации.

Развитие и совершенствование умений и навыков монологической  речи  (мнения о компаниях) и диалогической речи (спор с друзьями).

6. Ссоры с друзьями.

Обсуждение вопросов «Имеешь ли ты проблемы со своим другом / подругой?» «Почему бывают ссоры?» Рассмотрение различных ситуаций по данной теме.

Дальнейшее развитие умений и навыков диалогической речи. Составление диалогов на основе содержания условно-речевых ситуаций.

7. «Друг, о котором я мечтаю».

Сбор пословиц «Друг, дружба» (- это было домашнее задание). Работа со словом «друг/подруга». Обсудите:
а) каким должен быть настоящий друг / подруга?
б) каким должен быть   ты как друг/ подруга?
Знакомство с микротекстом, содержащим слова-опоры, используемые при характеристике.

Составление таблиц, с помощью которых составляют короткие сообщения. «Какие юноши / девушки мне нравятся?»

8. Сколько друзей нужно человеку?
1. Активизация речевого материала по теме.
2. В конце дискуссии описание того (с использованием таблиц), кто в классе самый умный, красивый, элегантный и т. д.
Дискуссия о дружбе. Темы для дискуссии:
1.     Какие ассоциации вызывают у тебя слово друг / подруга?
2.     Как ты думаешь, каким должен быть настоящий друг/ подруга?
3.     А ты сам (а) хороший друг/ подруга?
4. Есть ли в нашем классе дружба? В чем она проявляется? Какое твое мнение? На кого в классе можно положиться в любых ситуациях?

9. Пойми меня: (занятие - игра).

Проведение игр, помогающих учащимся лучше понять друг друга, раскрыть черты характера, узнать интересы и увлечения своих одноклассников.

Сочинение «Das Portrat meines Mitschulers».

10. Как живет молодежь в Германии и в России?

Интересы и увлечения молодых людей. О чем мечтают они и чего боятся? Наркотики, курение, алкоголизм – проблемы, с которыми сталкиваются в наши дни юноши и девушки.

Составление анкеты для социологического опроса и построение графика, обобщающего полученные результаты.

11. «Сегодня я – ученик, а завтра…»

Школьное и профессиональное образование в Германии и в России. Профессии, наиболее популярные среди молодежи. Какая профессия нравится мне и как я к ней готовлюсь?

Интервью с российскими школьниками. Сравнение статистических данных по этому вопросу Германии  и России. Коллаж «Моя будущая профессия».

12. Средства массовой информации и молодежь.

Задачи СМИ в обществе. Самое популярное СМИ. Мнение молодых людей о СМИ.

Совершенствование умения выражать собственное мнение и защищать свою точку зрения. Дискуссия «Влияют ли СМИ на формирование нашего мировоззрения?»

13. «Молодежь и музыка».

Чтение текста о музыкальной жизни в Германии. Сравнение музыкальных интересов молодых людей в Германии и в России (с опорой на свой жизненный опыт).

Коллаж «Наши кумиры».

14. «Молодежь за здоровый образ жизни».

Прослушивание текста на спортивную тему, выполнение заданий по тексту (аудирование). Отношение молодых людей к спорту. Какой вид спорта они предпочитают? Почему?

Оформление альбома «Я и спорт», где размещены фото / рисунки с подписями.

15. «Мир вокруг нас». (экологические проблемы).

Молодые люди – активные участники решения экологических проблем. Здоровая планета – здоровое будущее.

Создание плаката, призывающего к решению экологических проблем.

16. «Организационный урок по обработке материала для защиты основного проекта «Портрет нынешней молодежи»».

Отбор материала. Обсуждение формы защиты проекта. Распределение ролей.

 

17. Защита проекта «Портрет нынешней молодежи».

 

 

18. Заключительный урок.

Подведение итогов. Заполнение анкет, обобщающей конечный результат.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить