Главное содержание

Психолого-медико-педагогическое сопровождение образовательного процесса на первой ступени обучения. Шеина Н.Е.

Заместитель директора по УВР МОУ «Оборонинская сош» Мордовского района

Шеина Наталия Владиславовна

Психолого-медико-педагогическое сопровождение образовательного процесса на первой ступени обучения.

Говоря о перспективах развития начальной школы, мы должны прежде всего обратиться к материалам Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации, которая предполагает повышение качества общего образования, что потребует изменения целей образования, содержания и образовательных технологий. Однако, на мой взгляд, повысить уровень качества знаний невозможно только силами одних предметных часов. Немаловажную роль в этом играет и психолого-медико-педагогическое сопровождение учебного процесса в лице психолога, социального педагога, логопеда и валеолога, о работе которых я хотела бы сегодня немного рассказать.

Ребенок собирается первый раз в школу. Это очень ответственный момент в жизни каждого. Готов ли будущий первоклассник стать школьником? Как он войдет в школьную жизнь? Как будет учиться? Кто и как должен помочь ему? Как справиться с первыми школьными трудностями, если они вдруг появятся? Эти и еще масса других вопросов волнуют и родителей, и учителей начальных классов. Вот здесь-то и оказывают неоценимую помощь в адаптации младшего школьника, в установлении уровня его физического и психологического здоровья, в определении социальной среды, в которой живет и воспитывается ребенок те люди, о которых я говорила ранее. Причем все начинается намного раньше, чем 1 сентября, когда первоклассник переступает порог школы.

Начиная с февраля месяца валеолог совместно с учителями начальной школы и медицинским работником выявляют группу детей нашего микрорай она, подходящих, по так называемому паспортному возрасту, к поступлению в первый класс. Одновременно с этим валеолог сразу же выявляет уровень физического здоровья ребенка и виды его заболеваний, если таковые имеются. Май – июнь – дети и их родители начинают знакомство с будущими своими учителями, посещая занятия по подготовке в стенах школы. Но с каждым ребенком индивидуально работают логопед и психолог, а с их родителями – социальный педагог. Поэтому, к началу учебного года у нас уже имеется представление о тех, кто приходит к нам в первый класс.

Но это только лишь малая часть той работы, которую проводят психолог, соц. пед., логопед и валеолог.

В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важнейших мест в развитии представлений педагогической науки.

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

В качестве компонентов готовности к обучению выделяется умственный, социальный и эмоциональный компоненты.

Социально-психологическая готовность включает в себя формирование у детей таких качеств характера, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, с учителями.

Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, учителями, необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться.

Для этого социальный педагог проводит диагностику готовности детей к школьному обучению. В разных школах существуют свои способы и методы организации приема детей. В нашей школе проводятся как массовые, так и индивидуальные социологические обследования. Изучаются семьи учащихся, это предполагает дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

Изучая семьи учащихся, социальный педагог обращает внимание на следующую информацию о семье ученика:

  • общие сведения о родителях или людях их заменяющих;
  • жилищные условия семьи и ее материальная обеспеченность;
  • образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе;
  • уровень педагогической культуры родителей;
  • авторитетность семьи в глазах ребенка;
  • степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;
  • семейные традиции, обычаи и ритуалы;
  • положение ребенка в семье (благоприятное, неблагоприятное);
  • воспитательные возможности семьи.

Уже на первой встрече с родителями социальный педагог использует следующую диагностику.

1. Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет обучаться ваш ребенок?

2. Каким вы видите учителя своего ребенка?

3. Каким вы представляете себе класс, в котором учится вашему ребенку?

4. Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?

5. Чем бы вы могли помочь учителю в создании детского коллектива?

6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?

С целью изучения качеств характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят используется анкетирование родителей по следующим вопросам:

1. Какие положительные качества характера своего ребенка можете назвать?

2. Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?

3. Как ведет себя ваш ребенок дома?

4. Хотите ли вы посещать классные мероприятия в школе?

6. Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребенка?

В диагностике взаимоотношений родителей и учащихся используются и проектные методики. Эффективность их состоит в том, что их используют как для учащихся, так и для родителей. Например, для диагностики самостоятельности ребенка родителям предлагается выполнить следующее задание – определить с помощью таблицы степень самостоятельности собственного ребенка

Ваш ребенок делает самостоятельно / Только по вашему требованию и с

вашего разрешения

Если в классе есть трудные дети и возникает проблема с их воспитанием, то и детям, и родителям предлагается заполнить следующую таблицу, а затем проводится сравнительный анализ.

Слова и фразы, которыми мои родители меня:

поощряют / как часто / ругают / как часто.

В начале учебного года социальным педагогом составляется социальный паспорт каждого класса, а затем и школы в целом. Паспорт содержит информацию, дающую основания для анализа и оценки социальной ситуации:

  • дети, стоящие на опеке;
  • дети из многодетных семей;
  • дети из неблагополучных семей;
  • дети, стоящие на внутришкольном учете;
  • дети, относящиеся к «группе риска»;
  • дети из малообеспеченных семей;
  • дети-инвалиды;
  • семьи, стоящие на внутришкольном учете.

К социальному паспорту составляются списки детей, требующих особого внимания, на этих детей ведутся карточки, составляются характеристики. Эти дети посещаются на дому, составляются акты обследования семей детей «группы риска».

Социальным педагогом осуществляется ежедневный контроль за посещаемостью учащихся школы. Особое внимание уделяется учащимся, стоящим на внутришкольном контроле, и учащимся, стоящим на учете в КДН. С ними проводится индивидуальная работа: беседы с родителями в школе и на дому, посещение семей, в которых проживают данные дети.

Социальным педагогом проводится большая работа с малообеспеченными семьями. По ходатайству администрации школы оказывается материальная помощь учащимся.

Нарушение речи – распространенное явление среди дошкольников и школьников. Если не устранить эти нарушения своевременно, то они могут вызвать чувство закомплексованности, помешать развитию природных способностей и интеллекта.

Очень часто поступающие в первый класс дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения. Чтобы работа школьного логопеда стала более эффективной, ему необходима тесная связь со многими специалистами (учителем начальных классов, психологом, педиатром, невропатологом, социальным педагогом) и конечно с родителями. В образовательном учреждении учитель-логопед и учитель начальных классов стремятся к общей цели – дать качественное образование школьникам. Для этого нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития.

Задача учителя-логопеда – устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребенка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т.е. происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса.

Логопедическая работа в начальных классах нашего образовательного учреждения условно делится на четыре этапа: ориентировочный, диагностический, коррекционный и оценочный. Каждый из них имеет свои цели, задачи и технологии. Продолжительность этапа определяется совокупностью и сочетаемостью различных факторов, выявляемых в процессе обследования, диагностики и коррекции.

Первый этап – ориентировочный (февраль-май).

Задачи этапа:

- определение уровня общего и речевого развития каждого будущего первоклассника;

- выявление детей с речевыми нарушениями;

- консультативная помощь родителям в подготовке таких детей к школе.

Логопед обследует состояние всех зачисленных на подготовительные занятия детей и выявляет тех, которые имеют речевые нарушения.

Второй этап – диагностический (1-20 сентября).

Задачи этапа:

- определение структуры и степени выраженности речевых нарушений у школьников;

- планирование соответствующей коррекционной работы.

В течение первых трех недель сентября логопед проводит полное обследование состояния речи первоклассников, имеющих речевые нарушения, и знакомит учителя с результатами. Часть обследования они проводят совместно. Также логопед знакомится с учебной программой и стандартами начального общего образования, технологиями, методами и приемами, применяемыми учителем в своей работе.

Затем логопед приступает к планированию коррекционной работы. При этом обязательно учитываются программные требования по русскому языку, чтению и другим предметам, последовательность и время изучения тех или иных тем, т.е. логопед стремится, чтобы его работа имела преемственные связи с программой в данном классе.

Кроме этого на данном этапе планируются следующие мероприятия:

  • участие логопеда в проведении родительских собраний
  • участи логопеда в работе методического объединения учителей начальных классов;
  • консультации логопеда для учителей;
  • участие в работе ППК и др.

Третий этап – коррекционный (20 сентября-15 мая).

Задачи этапа:

  • устранение речевых нарушений;
  • развитие устной и письменной речи до уровня, на котором ребенок мог бы успешно обучаться в школе.

Длительность данного этапа определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, а также динамикой его коррекции. Так, при нарушениях звукопроизношения он может идти от 2 до 6-8 месяцев, а при ФФН (фонетико-фонематическом недоразвитии) – 1 год, ОНР (общее недоразвитие речи) от 1 года до 2 лет.

В это время взаимосвязь логопеда и учителя становится еще более тесной. Логопед периодически информирует учителя о специфике и содержании коррекционной работы с детьми, зачисленными на занятии, и одновременно получает информацию об их успеваемости (в течение учебного года).

На логопедических занятиях школьники приобретают новые речевые навыки и умения, которые затем совершенствуются в ходе учебного процесса. Например, учитель имеет прекрасную возможность помочь детям в автоматизации поставленных звуков. Для этого при чтении текстов или заучивании стихов он напоминает ребенку, какие звуки нужно произносить правильно.

Учитель с помощью логопеда осуществляет контроль над правильной речью детей, участвует в формировании у них умения самоконтроля. Кроме того, он помогает ребенку в оформлении ответа на уроке и в организации речевого общения школьника со сверстниками. Это особенно важно для заикающихся детей, имеющих проблемы с коммуникацией, для детей с ОНР.

Программа обучения в начальных классах насыщена, ее усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, затруднено. Поэтому логопед не дает заданий сверх программного материала, не перегружает первоклассников дополнительной информацией. Например, при автоматизации звука [р] на учебном материале по русскому языку логопед предлагает детям такие задания:

  • прочитать словарные слова с буквой «р»;
  • прочитать и записать названия птиц, в которых встречается буква «р»;
  • составить предложения с этими словами и т.д.

Логопед и учитель начальных классов предъявляют единые требования к ученику с речевыми отклонениями. При этом необходимы:

  • учет структуры нарушения и подбор соответствующего речевого материала для каждого школьника (как на логопедических занятиях, так и на уроках);
  • учет возрастных особенностей детей;
  • предъявление программных требований к учащимся с учетом возможных специфических (речевых) ошибок и оказание опережающей помощи для их предупреждения;
  • осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности;
  • закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных как на логопедических занятиях, так и на уроках;
  • предание обучению воспитывающего характера;
  • всестороннее развитие личности учащегося.

Как показывает практика, подобные требования способствуют повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала данными детьми. А выработать такое единство помогает взаимопосещение уроков и логопедических занятий, которое регулярно происходит в нашей школе.

Для своевременного предупреждения явления нарушений письма логопед периодически проводит анализ письменных работ детей (обычно во время каникул) и обращает внимание учителя на ошибки, обусловленные речевыми отклонениями, которые следует отличать от простых грамматических ошибок. Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителей начальной школы осуществляется также на совместных заседаниях методических объединений, совещаниях, где решаются разнообразные организационные вопросы, изучается передовой опыт. Логопед здесь выступает с докладами, проводит дискуссии на темы, представляющие интерес для педагогов (например, «Виды речевых нарушений и их влияние на усвоение учебной программы» и т.д.). Также он принимает участие в работе педсоветов: например, знакомит педагогов со связью коррекционной работы с программой обучения русскому языку и чтению. Логопед является членом ПМПк, на заседаниях которого рассматриваются причины неуспеваемости детей и разрабатываются пути их психолого-медико-педагогического сопровождения.

Четвертый этап – оценочный (конец мая).

Задачи этапа:

  • подведение итогов;
  • проведение анализа коррекционной и учебно-воспитательной работы;
  • определение перспективы дальнейшей деятельности.

Результатом содружества учителя и логопеда становится повышение успеваемости и качества знаний у школьников, имевших на начало учебного года речевые нарушения.

За прошлое столетие, по мнению ученых, вес непосредственной мышечной работы человека снизился с 94 до 1 процента. Главными пороками XXI становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия

Здоровьесберегающая технология – это система, которая работает на сохранение и укрепление здоровья учащихся и в нашей школе этому уделяется большое внимание.

На начальном этапе учебного процесса проводится анкетирование учащихся валеологом. Вопросы формулируются таким образом, чтобы можно было быстро выявить отношение детей к своему здоровью.(приложение).

Система здоровьесбережения начинает работать только тогда, когда сохранение здоровья учащихся считается важной целью образовательного учреждения.

В школе разработана система методов, с помощью которых педагоги учат детей заботиться о своем здоровье, т.е. решать следующие задачи:

  • формирование у детей мотивации к здоровому образу жизни;
  • развитие навыков личной гигиены;
  • приобщение к рациональному питанию;
  • раскрытие способов поддержания физического и психического здоровья.

При изучении информационных потребностей младших школьников валеологом были выявлены проблемы, требующие особого внимания. В связи с этим ею был составлен примерный тематический план проведения классных часов в начальных классах, направленных на развитие у обучающихся уважительного отношения к своему здоровью. Например:

1. Сон и его значение.

2. Личная гигиена.

3. Вредные привычки.

4. Что нужно знать о лекарствах.

5. Вирусные инфекции.

6. Здоровый образ жизни.

7. Наш организм.

и т.д.

Большое внимание педагоги начальной школы уделяют проведению оздоровительных физкультминуток на уроках общеобразовательного цикла – это обязательный компонент школьного урока. Время урока после физкультминутки используется более продуктивно, с большей отдачей учащихся. Ребята становятся активнее, усиливается их внимание, появляется интерес. Регулярное проведение на уроках физкультминуток способствует улучшению психоэмоционального состояния учащихся.

Для выполнения упражнений используют различные предметы и подручные средства, например: ластик, книгу, карандаш, лист бумаги и т.д.

Необходимым условием формирования ЗОЖ у ребенка является активное участие в этой работе родителей. Наиболее приемлемая форма работы валеолога с родителями – лекции, беседы по валеологической тематике на классных родительских собраниях, а также привлечение к активному отдыху вместе с детьми. Родителям даются рекомендации по профилактике различных заболеваний и комплексы упражнений, необходимых для их детей.

Результаты валеологических исследований начальной школы получаются по следующим направлениям:

- всего

- с отклонениями в здоровье – , из них

- нарушение зрения –

- БО пищеварения –

- БМПС – (пиелонефрит)

- БОДС – (сколиоз - )

- БСС –

- БНС – (ВСД -)

- БОД – (хронический тонзиллит - )

Группы здоровья:

II –

СМГ –

Во «Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» говорится: «Дети мира невинны, уязвимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве...»

На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения и все педагоги, в том числе логопеды и учителя начальных классов.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить