Главное содержание

Открытый урок по обучению грамоте «Прощание с Азбукой». Пшеницына Е.А.

Tags: 1 класс | урок | чтение

Открытый урок по обучению грамоте

для учащихся 1 класса

«Прощание с Азбукой»

Автор: учитель начальных классов МОУ «Новопокровская сош» Пшеницына Елена Алексеевна

Тема: «Прощание с Азбукой».

Цели: Обобщить знания учащихся о звуках и буквах русского языка, о делении слов на слоги ; развивать умения сравнивать, группировать; прививать навыки культурного общения.

Класс: 1

Предмет: чтение.

ХОД УРОКА.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок: в нашем классе гости. Они пришли узнать, чему вы научились. Необычен этот урок и потому, что мы сегодня прощаемся с вашей первой учебной книгой – «Азбукой».

Скажем сегодня ей спасибо.

Сегодня, друзья, мы сюда собрались,

Чтоб доброе слово сказать

Тому, кто был другом,

Кто каждый свой час

Молчал, но учил нас трудиться.

Вначале он буквы свои показал,

Теперь мы читаем страницы!

Ребята! Разрешите мне на этом уроке на несколько минут стать феей. Но что же мне делать, ведь у феи должна быть.... Забыла! (ребята подсказывают). Правильно! Мне нужна волшебная палочка. (берет палочку). Ну, вот, сейчас мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по волшебной стране Букваландии. Но нам нужна карта! Палочка, помоги нам найти карту путешествия! (открывается карта на доске).

Первая наша остановка – большая и прекрасная станция - Алфавитово. Здесь живут все буквы родного языка. Каждая в своем домике. А сколько всего букв в нашем алфавите?

Ученики: 33 буквы.

Учитель: Давайте вспомним алфавит (один ученик называет все буквы).

(Взмах палочки) И мы переносимся на следующую станцию – город Букваринск. Здесь живет много людей, у них разные профессии. Сейчас узнаем ,какие.

(Выходят дети, читают стихи. (в руках держат листы с буквами).)

Есть на речке на Чернильной

Город маленький, непыльный,

С незапамятных времен

«Букваринск» зовется он.

В этом городе живет

Удивительный народ,

Хлебосольный, незлобивый,

Дружный и трудолюбивый :

А – аптекарь,

Б- бочар,

В – валяльщик,

Г –гончар,

Д – дробильщик здоровенный,

Е – ефрейтор, он военный.

Ж- жестянщик- простачок,

З – закройщик – старичок,

И- историк бородатый,

К – красильщик франтоватый,

Л- лудильщик,

М- маляр,

Н – носильщик,

О – овчар,

П – писатель,

Р – радист,

С –сапожник,

Т – турист,

У – бесстрашный укротитель,

Ф – чудак –фотолюбитель,

Х – художник-баталист,

Ц – известный цимбалист,

Ч- чудесный часовщик,

Ш – шофер, большой шутник,

Щ – щенок его, «Букетик»,

Э – электрик- энергетик,

Ю – юрист, а дальше

Я – это я, мои друзья.

Учитель: Благодаря азбуке, вы узнали все эти буквы. А сейчас споем песню про Азбуку.

(дети исполняют песню).

Взмах палочки – Мы на станции Кроссвордная. Если вы разгадаете кроссворд в картинках, то сможете узнать, какую книгу читают веселые человечки. ( Кроссворд – на доске. Детям показываются картинки с изображением Карандаша, Незнайки, Буратино, Петрушки, Дюймовочки и Самоделкина. Имя веселого человечка нужно вписать в соответствующую строку. В выделенной вертикал получится название книги «Азбука».

Взмах палочки – И нас встречает стация Сортировочная. Дети, а вы знаете , почему так называют эту станцию ? На этой станции сортируют товары и отправляют по назначению . У нас особая станция . Здесь случилась необычная история. Но прежде скажите, на какие две группы делятся все звуки ?

Ученики: Гласные и согласные.

Учитель: Однажды буквы перепутались, и движение на станции остановилось . Чтобы мы вновь смогли отправиться в путь , буквы надо рассортировать .

Задание: В ленту букв расставить буквы так, как мы привыкли их видеть: гласные, которые пишутся после твердых согласных звуков ; гласные, которые обозначают мягкость согласных звуков; согласные звуки.

Делимся на две команды.

Первая команда ставит на место гласные, вторая команда ставит на место согласные. Кто вперед.

Учитель: Мы на самой замечательной, самой загадочной станции. Как она называется?

Дети читают на карте – Загадкино.

Нас встречает Загадочка (кукла). Она знает много интересных загадок и любит их загадывать.

Загадки:

Стоит чудесная скамья.

На ней уселись ты да я!

Скамья ведет обоих нас

Из года в год, из класса в класс

(парта)

Жмутся в узеньком домишке

Разноцветные детишки.

Только выпустишь на волю –

Где была пустота, там, глядишь, - красота!

(цветные карандаши).

До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал мне кто бы пару ног,

Чтобы сам я бегать мог

(ранец)

По черному белым

Пишут то и дело

(доска)

Грамоты не знаю,

А весь век пишу.

(ручка)

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь:

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это ?

(карандаш).

То я в клетку, то в линейку,

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать .

Что такое я?

(тетрадь)

Черные, кривые, от рождения немые,

Встанут в ряд – сейчас заговорят!

(буквы)

Не куст , а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает!

(книга)

Станция Шифровальная. Здесь живут шифровки – секретные записи. Нам надо их расшифровать. Для этого поставьте буквы в нужном порядке.

Вот первая шифровка: ВАЛИК Здесь спрятался предмет, необходимый нам, когда мы принимаем пищу. Это столовый прибор. (вилка)

Вторая шифровка: ЖИЛЫ. Здесь зашифрован спортивный инвентарь. (лыжи)

Третья шифровка: ЛАПОТЬ. Зашифровано название верхней одежды. (пальто)

Четвертая шифровка: НАСОС. Зашифровано название дерева. (сосна)

(Взмах палочкой). Мы в Бюро Находок. Здесь живут слова, которые часто теряются в речи некоторых людей. Не дружат с ними только невежи. Что же это за таинственные слова ? (приглашаются трое детей). из набора букв нужно собрать слова СПАСИБО, ПОЖАЛУЙСТА, ЗДРАВСТВУЙТЕ.

Как называются такие слова ? (вежливые).

Знаете, когда их нужно употреблять? Сейчас мы покажем нашим гостям, как научились читать.

На партах лежат листочки, ученики читают тексты на них.

1. Витя очень умный парень,

Может все он смастерить,

Только «здравствуй» и «спасибо»

Не умеет говорить.

2. Если вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место без протеста

Уступите старухе.

3. Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

А автобус вы поможете

Забраться инвалиду.

4. И ежели вы вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

5. И ежели вы вежливы,

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы, то есть сами.

6. И ежели вы вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой

Вы их не перебьете.

7.И ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

8. Вежливость – это умение вести себя так , чтобы другим было приятно с тобой.

Учитель: Да, уметь читать – это здорово! Любые книги можно прочитать .

Задание: досказать имя героя . Я начну, а вы договаривайте .

Кот (в сапогах) ; Домовенок (Кузя) ; Папа (Карло) ; Дед (Мороз) ; Баба (Яга) ; Старик (Хоттабыч) ; Старуха (Шапокляк) ; Дядя (Степа) ; Почтальон (Печкин) ; Доктор (Айболит) ; Крокодил (Гена); Иванушка (Дурачок); Красная (Шапочка); Кощей (Бессмертный) ; Муха (Цокотуха) ; Пес (Шарик) ; Черепаха (Тортилла).

А сейчас нашей дорогой Азбуке мы подарим танец (дети исполняют танец).

Скоро мы начнем учиться по новой книге. Поприветствуем ее.

Здравствуй, гостья дорогая !

Приходи сюда скорей !

Расскажи нам про Отчизну,

Про природу, про друзей ,

Что живут на всей планете,

Расскажи про все на свете !

Рады мы с тобой дружить !

Будем дружбой дорожить !

Наше путешествие заканчивается. Мое время в роли феи истекло, и я снова ваша учительница. Я буду вас учить и учиться вместе с вами.

Файлы:
открытый урок по обучению грамоте для учащихся 1 класса «Прощание с Азбукой»
Дата 2012-04-05 Размер файла 26.35 KB Закачек 764

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить