Главное содержание

Доклад: «Духовно-нравственное воспитание в МОУ Кужновской СОШ». Басова О. А.

Доклад: «Духовно-нравственное воспитание в МОУ Кужновской СОШ».

Подготовила: Директор МОУ Кужновской СОШ Басова Ольга Ивановна

Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста...

Евангелие от Луки

Духовная жизнь русского человека, тайна его рождения и смерти, взлетов и падений, выбора жизненного пути незримо, но неразрывно соединены с разворачивающейся усилием отнюдь не человеческой воли исторической судьбой Православия на Руси. Сегодня мы переживаем момент, когда свобода воли обрушивается на душу поистине трагическим бременем ответственности за выбор ценностей и ориентиров не только для себя, но и для своих детей. Отказаться от этой ответственности немыслимо, принять ее — значит взять на себя воистину неисполнимые усилием одного человека обязательства.

Отсутствие духовного развития приводит к нравственному опустошению. Исчезают слова: добро - как источник радости, мир и согласие в душе, покаяние – отречение от зла; милосердие как милость в сердце; благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким, и таких слов можно перечислять множество.

Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро.

Формулируя конкретные идеи организации духовного воспитания, наша школа поставила два условия:

1) наличие в школе здоровой социальной среды (чтобы школа была единым духовным механизмом);

2) открытие перед ребенком возможностей «разностороннего выражения его энергии», чтобы «таким образом были открыты пути переработки его сил и созданы условия его духовного самоуправления».

Учитывая все выше сказанное, мы пытаемся отыскать на современном этапе самый сбалансированный, отвечающий законодательству, уважающий как чувства верующих, так и агностиков подход к организации религиозной жизни в подлинно светской школе, где полностью исключено навязывание учащимися вредоносных и чуждых им воззрений, но создаются возможности для просвещения их душ и умов.

Серьезную педагогическую проблему представляет соотношение понятий «духовное» и «нравственное» воспитание. Нравственное воспитание ведет человека к способности относительно самостоятельно определять свою линию поведения без внешнего контроля, опираясь на совесть, чувство личного достоинства. Нравственное воспитание служит одним из средств духовного воспитания, но отнюдь не исчерпывает его.

«Настоящим человеком становится только тот, - писал В. А. Сухомлинский, - у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти и поступки... Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, - вот одно из золотых правил воспитания подростков».

Для реализации данных условий, с 2000 г. в школе проводились занятия «История православной религии», где учащиеся занимались рисованием, пением, изучением истории Православия на Руси. Эти занятия способствовали развитию не только духовно-нравственных качеств, но и художественных способностей.

С 2007 г. в образовательный процесс введен новый учебный предмет, направленный на формирование духовно-нравственной личности (ст. 14 Закона РФ «Об образовании») - духовное краеведение.

На основании приказа УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ № 2461 от 09.09.2009 и согласно решению Управляющего совета (протокол № 2 от 10.09.2009 г.), в целях апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», с 2009 г. в школе введен курс «Основы православной культуры»

Таким образом школа, оставаясь светской, пробует через культуру своего народа, осуществлять влияние на духовно-нравственное воспитание школьников. На сегодняшний день, духовно-нравственное воспитание не может быть представлено отдельными уроками в учебном процессе. Это, скорее всего обучение и воспитание на основе духовности.

Мы стараемся наполнить новым смыслом знакомые с детства понятия: любовь, верность, дружба, искренность, уважение, доверие. Стремление вырастить наших детей людьми благодарными, и, хорошо сознавая, что «вера от слышания», в процесс обучения мы включаем слова благодарности: батюшке, учителям, мамам, бабушкам, стараясь, чтобы эти слова были созвучны чувствам детей.

Наши праздники: Рождество, Пасха, Троица ждут мамы и папы, бабушки и дедушки. Ведь каждый взрослый в душе – ребенок, желающий, прежде всего любви, заботы, внимания.

В процессе нашей работы мы убедились, что для детей нужен особый, детский язык проповеди. И поэтому мы так часто используем различные притчи и метафоры. Атмосферой праздника мы стараемся наполнить каждое занятие. Духовно-нравственное воспитание – уже история нашей школы. История, к которой можно прикоснуться, которую можно оживить прямо сейчас.

Перед нашей школой стоят следующие задачи: - помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности; выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;

  • научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;
  • создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;
  • поощрять самовыражение и уверенность в себе;
  • введение в содержание образования изучение истории религии народов мира;
  • сконцентрировать внимание детей на содержании материала, который представляет духовные ценности, основу которого составляют Слово и Действие.

Невозможно воспитать половинкой культуры, именно светской половинкой. Но и суммы половинок мало! Подобно больному человеку с расщепленным на два полушария мозгом, ущербна и расщепленная культура. И в воспитании так. Игнорировать сущностно-глубинную цельность культуры в образовании человека, внедряя в него ее внешнюю расщепленность или однобокость, – означало бы заражать его шизофренией культуры. Культурная шизофрения («раскол френа», центрального седалища и чувствилища души в сердце по понятиям античной психологии; по современным догадкам, у шизофреника оба полушария работают однобоко, как два правые или два левые) – злейшая болезнь современного человека, причина множащейся невежественности, неостановимой духовно-нравственной деградации человечества. Расцерковившаяся светская культура не удержалась между небом и бездной, ибо, созданный как путь, человек и не может болтаться в условной середине: отказываясь от заповеданного обожения в смирении, скатывается в осатанение (как и русская пословица мудро учит: «от Бога отказаться – к сатане пристать»).

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить