Главное содержание

Рабочая программа по русскому языку. 2 класс. Анохина Л.В.

Tags: 2 класс | начальные классы | рабочая программа | русский язык

 Рабочая программа по русскому языку

2 класс

Автор: Анохина Любовь Валентиновна

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.М. Зелениной и Т.Е.Хохловой «Русский язык» утверждённой МО РФ (Москва, 2004 г.), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.).

Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, формирование у учащихся представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное использование приобретенных знаний и умений в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относя­щейся к богатствам природы и общества.

Программа обеспечена учебниками «Русский язык» для 2 класса в двух частях авторы Л.М. Зеленина, Т.Е.Хохлова М.: Просвещение, 2008.

Структура документа

Программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребёнка по другим школьным предметам.

Младшие школьники должны открыть для себя родной язык как предмет изучения, анализа различных его сторон: словарного, фразеологического и звукового состава, соотношения между буквами и звуками.

Цель программы – познакомить учащихся с лексико – грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строением родного языка. Дети должны усвоить системы грамматических понятий, принципы письма, типичные правила правописания, познакомиться с особенностями двух форм языка – устной и письменной.

Программа ориентирована также на формирование у школьников приемов анализа языкового материала, построенного на основе широкого обращения к языковому опыту учащихся и чувству языка, свойственного детям.

В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание учебного материала представляет собой систему понятий и правил, связанных между собой: изучение одной темы опирается на результаты усвоения предыдущих тем. Каждая тема раскрывается в определённой последовательности:

  • постановка проблемы и её анализ обучающимися совместно с учителем;
  • самостоятельная формулировка детьми открытых правил, определений, способов деятельности;
  • уточнение сформулированных обучающимися выводов с опорой на учебник;
  • упражнения, ориентированные на использование знаний по теме.

Формирование понятия раскрываются на постепенно усложняющемся языковом материале и характеризуются с разных сторон.

В начальной школе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами правописания.

Формирование чёткого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений.

Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстаёт от развития устной речи на всём протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализация и дифференциация обучения.

Цели обучения:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике, морфологии, синтаксисе;
  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты.
  • воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Основные содержательные линии:

Основными разделами программы являются: «Синтаксис и пунктуация», «Фонетика и графика» (звуки и буквы), «Морфология и морфемика» (части речи и состав слова), «Лексика», «Речевое развитие», «Орфография».

Синтаксис и пунктуация. По этому разделу обучающиеся 1-4 классов получают сведения о видах предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные), интонации(восклицательные, невосклицательные, вопросительные); строении предложений( простые и сложные, распространенные и нераспространенные); членах предложения (главные и второстепенные); логическом ударении в предложении; связи слов в предложении, словосочетании; предложениях с однородными членами, соединёнными союзами а. и, но и без союзов; предложениях с прямой речью и обращением.

Фонетика и графика. Цель этой части программы – на основе звуко – буквенного и слогового анализа способствовать развитию фонематического слуха младших школьников как основы речевого развития.

Морфология и морфемика. Части речи. Лексическое значение, грамматические признаки, употребление в предложении. Имя существительное. Род, изменение имен существительных по родам и падежам. Имя прилагательное. Изменение прилагательных по родам, числам, падежам. Глагол. Неопределенная форма глагола. Время, лицо, число глагола. Спряжение глагола. Личные местоимения. Предлог.

Состав слова. Значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание). Однокоренные слова. Простейшие случаи словообразования.

Лексика. Слово рассматривается в программе в лексическом и грамматическом плане. Раскрывается отношение двух реальностей: окружающего мира и слова, называющего этот мир во всем его многообразии.

Речевое развитие. Формирование умения по предложенному или самостоятельно составленному плану анализировать факты языка в области лексико – грамматического и синтаксического строя, лексического состава, особенностей фонетики и графики и выражать в слове данные своих наблюдений.

Орфография. Знакомство обучающихся с различными принципами русского правописания.

Чистописание. Формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом русский язык изучается с 1 по 4 класс. Общее число часов – 675. Из них выделяется резерв времени - 10%. Во втором классе – 170 часов, из расчета 5 часов в неделю.

Файлы:
Рабочая программа по русскому языку. 2 класс. Анохина Л.В.
Дата 2012-01-12 Размер файла 187.34 KB Закачек 643

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить