Главное содержание

Конспект урока "Разбор слова по составу и словообразовательный разбор" Плетнева Н. С.

 Конспект открытого урока

по русскому языку на тему:

«Разбор слова по составу и словообразовательный разбор»

учителя русского языка и литературы Плетневой Н.С. 

Предварительная подготовка к уроку

Ученикам предлагается повторить темы «Словообразование» и «Состав слова», а также выполнить ряд упражнений, рассчитанных на отработку перечисленных тем.

Цели:

  1. повторить темы «Состав слова» и «Словообразование»;
  2. воспитывать у учеников интерес к процессу словообразования, воспитать умение грамотно и логично составлять новые слова и применять их в устной и письменной речи;
  3. развивать практические навыки словообразовательного анализа состава слова; научить практически использовать полученные в результате анализа знания.

Оборудование: учебник, выполненные на листе ватмана схемы словообразовательного разбора и разбору по составу слова, карточки с баллами – несколько штук от 1 до 5 баллов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Работа над новым материалом.

Данный урок предполагается провести в виде соревнования: ученики, правильно отвечая на вопросы и выполняя задания, зарабатывают карточки с баллами – на каждой карточке от1 до 5 баллов, в зависимости от сложности от сложности вопроса и полноты ответа. В конце урока подводится подсчет карточек и поощрение – например, три ученика, набравшие наибольшее количество баллов, получают зачет «автоматом», остальные, в зависимости от полученных на уроке баллов, некоторые «поблажки» на зачете либо другое поощрение.

Учитель: На прошлых уроках мы изучили, а затем повторили темы «Состав слова» и « Словообразование». Данные темы относятся к более крупной части системы наук о языке – словообразованию. Как и другие части языкознания – морфология, орфография, лексика, - словообразование также имеет ряд типов разборов слова. В частности, это разбор слова по составу и словообразовательный разбор. Обратимся к таблице и повторим этапы того и другого анализа.

 

План разбора слова по составу:

1

Окончание

Для определения окончания необходимо изменить слово и выделить изменяющуюся часть

2

Основа

Основа слова определяется с помощью отсечения окончания. Часть слова без окончания и является основой

3

Корень

Корень выделяется с помощью подбора однокоренных слов и является их общей частью

4

Суффикс

Суффикс выделяется путем подбора различных однокоренных слов, а также слов с аналогичными частями

5

Приставка

Приставка определяется по схеме аналогичной определению суффикса

 

План словообразовательного разбора:

Процесс

Примеры

1

Дать толкование лексического значения анализируемого слова

Писатель – человек занятый написанием чего-либо

2

Сравнить состав анализируемого слова с однокоренными; выявить ту часть ( или части) слова, с помощью которой оно образовалось

Писатель – писать;-тель

3

Определить, от чего образовано слово

Писатель – от основы писа- слова писать

4

С помощью чего образовано и способ образования

 

 

Учитель: Разберем по составу слово «улетают» и произведем его полный орфографический разбор.

Учитель записывает на доске, по ходу проговаривая написанное, ученики записывают в тетрадь.

  1. Состав слова.
  1. Окончание. Улетают – улетает, улетаешь. Окончание – -ют.
  2. Основа. Основа слова – улета- .
  3. Корень. Улетают – перелет, прилетать, летать. Корень – -лет-.
  4. Суффикс. Суффикс слова – -а-.
  5. Приставка. Улетает – прилет, летать. Приставка – у-.

 

  1. Словообразовательный анализ.
  1. Улетать – летя, направляться куда-нибудь.
  2. Улетать – улет, полет, прилетать, лететь, летать.
  3. Образовано с помощью приставки у- от основы слова «летать».
  4. Способ образования – приставочный.

 

Упражнение 1

Ученики по очереди заполняют таблицу. Слова для разбора диктует преподаватель. Правильный ответ – 3 балла.

Разбор слова по составу

Словообразовательный анализ слова

 

 

Слова для разбора: сверхсекретный, внештатный, раскрасавиц, завхоз, спецкор, пароходный, подгруппа, санчасть, предгрозовой, сбербанк, паровоз, нефтеналивной, неурожай, наушник.

 

Упражнение 2

Ученики по очереди выполняют упражнение на доске, учитель диктует слова для разбора. Правильный ответ – 2 балла.

Составьте словообразовательную цепочку по образцу: Красноватенький – красноватый – красный.

Доледниковый, долголетие, прескучный, пересоленный, сверхготовность, ненаучный, раскрасавец, бесчеловечный.

(Ледник, долгий, скучный, соль, готовность, наука, красавец, человек...)

Упражнение 3

Выполняется аналогично второму упражнению. Правильный ответ – 3 балла.

Восстановите слова, которые в словообразовательном ряду находились между исходным и полученным словом по образцу: Лесочек – лес; лесочек – лесок – лес.

Болезненность – боль, приукрасить – красить, разговорчивость – говор, сверхзащитный – защита.

(Болезнь, украсить, разговор, защитный.)

Упражнение 4

Выполняется всеми учениками в тетради. Каждый по очереди комментирует выполнение упражнения. Правильный ответ – 1 балл.

Разберите по составу следующие слова.

Черноглазая, сверхпроводимость, летчик-испытатель, перенапряжение, непререкаемый, поблагодарить, верхолаз, полевод, профком, прикосновение, изложение, растирать, товарищеский.

Упражнение 5

Выполняется всеми учениками в тетради. Каждый по очереди комментирует выполнение упражнения. Правильный ответ – 5 балл.

Заполните таблицу:

Приставочный

 

Суффиксальный

 

Приставочно-суффиксальный

 

Сложение (основ слов или целых слов)

 

Сложение сокращенных слов

 

Переход одной части речи в другую

 

Летчик, парашютистка, электровоз, малодоступный, престранный, преподнсти, раненый, юнкор, ТЮЗ, турпоход, больной, птицефабрика, учительская, МГУ, привстать, сотрудник, кресло-кровать, сбербанк.

(1 – преподнести, привстать; 2 – летчик, парашютистка; 3 – престранный, малодоступный, сотрудник; 4 – электровоз, турпохлд, птицефабрика, кресло-кровать, сбербанк; 5 – юнкор, ТЮЗ, МГУ; 6 – учительская, раненый, больной.)

 

IV. Подведение итогов

Учитель просит учеников ответить на ряд вопросов(правильный ответ – 1 балл):

- Какие пункты включает в себя словообразовательный анализ слова?

- Из каких частей состоит разбор слова по составу?

- Какие типы словообразования вам известны?

Происходит подсчет карточек, поощрение учеников, набравших наибольшее количество баллов.

 

V. Домашнее задание

Ученикам предлагается подготовиться к предстоящему зачету.

Комментарии   

 
-1 #2 katya 25.04.2013 12:49
:o МДА ТЕПЕРЬ Я ВЕРЮ ЧТО ПО СЛОЖНЫМ ЯЗЫКАМ РУССКИЙ ПОСЛЕ КИТАЙСКОГО :eek: :eek: :eek: :o :o :o :cry: :cry: :cry:
Цитировать
 
 
+2 #1 женя 15.01.2013 16:15
долго читать :zzz :zzz а учить та надо :cry: :sad: :sad: :eek: :sigh:
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить