Главное содержание

Условия успешной адаптации и социализации ребёнка из замещающей семьи в образовательном учреждении.

УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЁНКА ИЗ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Доклад на областной родительской конференции.

 Под социализацией понимается процесс и результат усвоения человеком социального опыта, системы знаний, умений, принятых норм поведения и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Этот процесс происходит во взаимодействии индивида с окружающими людьми, то есть в общении и совместной деятельности, когда он постепенно адаптируется к требованиям общества в целом и той группы, к которой принадлежит, усваивает разнообразные социальные роли, которые ему предстоит играть в жизни. Таким образом, социализация предполагает взаимодействие личности и общества.

Социализация происходит на протяжении всей жизни человека, но особое значение она имеет в детском и подростковом возрасте.

Первичная социализация ребёнка происходит в семье, образовательном учреждении, группе сверстников и значимых взрослых, то есть в том непосредственном окружении, в котором он живёт и с которым постоянно контактирует.

Социализация детей из замещающих семей – процесс сложный. У многих из них за плечами негативный опыт пребывания в кровной семье, в интернатном учреждении. Их опыт общения беднее, чем у детей, выросших в благополучных семьях. Кроме того многим из них приходится одновременно привыкать и к новой семье, и к новому образовательному учреждению. Детскому саду и школе принадлежит очень важная роль в процессе социализации ребёнка, так как именно там в наибольшей степени реализуются адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация формирующейся личности. В детском саду и школе происходит формирование новых личностных качеств и закрепление уже заложенных на предыдущих этапах развития.

Успешность социальной адаптации, ребёнка в школе или детском саду зависит от многих условий.

Во-первых, это учёт его личностных особенностей и состояния его здоровья. Как правило, физически здоровые дети, не имеющие отклонений в развитии и поведении, достаточно уверенные в себе и не утратившие базового доверия к миру, хорошо приспосабливаются к изменившимся условиям жизни. У детей, страдающих невротическими расстройствами, могут проявляться страхи, беспокойство, депрессивные состояния (вялость, заторможенность, безучастность к окружающему). Многие дети из замещающих семей, пережившие в прошлом психотравмирующие ситуации, подвержены подобным нарушениям. Дети, имеющие трудности произвольной регуляции поведения могут проявлять несдержанность, раздражительность, возбудимость, импульсивность, упрямство. Их реакции на замечания педагога могут быть неадекватно сильными – от горьких слёз до грубости и побега из школы или детского сада. В общении с такими детьми педагогу необходимы терпение и умение сохранять спокойствие, так как в ответ на раздражение или повышение голоса со стороны взрослого неадекватные реакции только усиливаются. Постоянное внимание и поддержка педагогов требуется детям со слабым типом нервной системы (меланхоликам), так как они от природы неуверенны, боязливы, нерешительны, чувствительны к обидам, часто сомневаются в правильности своих действий. Они чаще других оказываются в группе сверстников отверженными или отстранёнными. Поэтому учитель или воспитатель должен помочь им подружиться с другими детьми, проявить себя с положительной стороны, создать ситуацию успеха. Тяжело адаптируются в образовательном учреждении дети, имеющие хронические заболевания, и часто болеющие. Из-за многочисленных пропусков у них могут возникнуть пробелы в усвоении учебного материала, а также трудности в общении с одноклассниками или детьми из группы. Они оказываются в стороне от общих дел класса, от совместных игр, которые помогают сдружиться их сверстникам. Часто по состоянию здоровья многие игры и забавы бывают им противопоказаны. Чтобы такие ребята не чувствовали себя изгоями, педагогу важно по возможности включать их в общие дела класса или группы, если это возможно, организовывать посещения таких детей одноклассниками на дому и в больнице во время болезни. Если же заболевание ребёнка может быть опасно для окружающих или посещения запрещены, можно написать ему письмо от класса, нарисовать в подарок картинки, позвонить ему. Нужно, чтобы ребёнок чувствовал, что друзья не забыли о нём во время болезни. А для других детей это будет уроком чуткости и отзывчивости. Важно только, чтобы эти посещения и звонки не были для них очередной «общественной нагрузкой»

 Второе важное условие успешной адаптации и социализации ребёнка из замещающей семьи – отношение социума (ближайшей среды его развития). К сожалению, отношение к замещающим семьям в нашем обществе неоднозначно. Кто-то принимает и поддерживает такие семьи, кто-то не понимает, зачем в наше непростое время людям могут быть нужны приёмные дети, когда и своих кровных нелегко вырастить, а некоторые откровенно обвиняют замещающих родителей в корыстных побуждениях. Дети очень восприимчивы к мнению взрослых. Разговоры родителей, учителей, соседей между собой и даже брошенные вскользь неодобрительная фраза или взгляд могут сформировать у них негативное отношение к ребёнку из замещающей семьи, как к «не такому, как все». Значительную роль в формировании общественного мнения играют средства массовой информации, а в образовательных учреждениях эту функцию должны выполнять психологи, социальные педагоги, учителя, воспитатели. Причём формировать адекватное отношение к замещающим семьям и приёмным детям важно не только у детей но и у родителей.

Третье непременное условие – это взаимодействие замещающей семьи и образовательного учреждения, их сотрудничество в вопросах обучения. воспитания и развития ребёнка. Порой как замещающие родители, так и образовательные учреждения оказываются не готовы к совместному решению возникающих проблем. Учителям и воспитателям обычных школ и детских садов не всегда хватает специальных знаний об особенностях развития детей из интернатных учреждений. Родители же иногда испытывают недоверие к педагогам, не желают или опасаются делиться с ними проблемами семьи. Между тем, для всех членов замещающей семьи, как и для любой другой, важно обеспечить с образовательным учреждением единство целей, методов и приёмов воспитания, коррекции имеющихся нарушений, единство требований к ребёнку. Сотрудничество семьи и образовательного учреждения должно быть построено на принципах партнёрства, а воспитание приёмных детей должно восприниматься педагогами и самими замещающими родителями, как профессиональная деятельность. Исходя из этого подхода, обе стороны должны быть готовы к распределению функциональных обязанностей по развитию и воспитанию ребёнка, обсуждению воспитательных действий и их результатов.

Четвёртое необходимое условие успешной адаптации и социализации ребёнка, особенно подростка, - общение со сверстниками. Интимно-личностное общение становится в подростковом возрасте ведущим видом деятельности. Это общение происходит в образовательных учреждениях и в различных неформальных группах. Подростки испытывают потребность в принадлежности к группе. Замещающим родителям и педагогам важно ненавязчиво помочь им в удовлетворении этой потребности. Пусть они занимаются в кружках, клубах по интересам, спортивных секциях в школе или учреждениях дополнительного образования, чтобы не оказаться в асоциальных или преступных группах.

Ещё одно важное условие – позитивные установки самой замещающей семьи. Она должна быть открытой для общения с социумом, готовой, в случае необходимости, обратиться за помощью к специалистам.

Педагогами и психологами школ и ДОУ Мордовского района, в которых обучаются и воспитываются дети из замещающих семей, было проведено исследование таких показателей социализации детей, как статус в группе сверстников и развитие способностей и личностных качеств. Были использованы следующие методы: социометрия и экспертная оценка способностей и личностных качеств детей классными руководителями и воспитателями групп ДОУ. В исследовании приняли участие 24 ребёнка от 5 до 17 лет — воспитанники детских садов и учащиеся классов, численность в которых позволяет провести социометрию.

Результаты исследования представлены в диаграммах:

Диаграмма1

Статус детей из замещающих семей в классах (группах ДОУ)

Диаграмма 2

Оценка педагогами способностей и личностных качеств детей из замещающих семей.

Из приведённых диаграмм видно, что число детей, имеющих статус «лидера» в группе сверстников значительно ниже числа детей, которые по мнению педагогов имеют высокий уровень развития личностных качеств. В то же время дети, которые, по мнению педагогов обладают более низкими способностями к обучению, как правило в группе сверстников имеют статус «изолированного» или «принятого».

По результатам экспертной оценки также прослеживается связь творческих и лидерских характеристик личности детей.

Уколова М.А.

специалист по сопровождению замещающих семей,

Мордовский район

Файлы:
Доклад "Условия успешной адаптации и социализации ребёнка из замещающей семьи в образовательном учреждении"
Дата 2012-01-03 Размер файла 29.78 KB Закачек 467

Условия успешной адаптации и социализации ребёнка из замещающей семьи в образовательном учреждении. Презентация к докладу.
Дата 2012-01-03 Размер файла 0 B Закачек 632

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить