Главное содержание

Урок русского языка «Обобщение правил правописания слов с шипящими согласными звуками». Мартынова Е.В.

Урок русского языка во 2 классе на тему:

«Обобщение правил правописания слов с шипящими согласными звуками»

Подготовила  учитель нач кл. МОУ "Шульгинская оош" Мартынова Е.В.,

2010 год.

 Тема урока: «Обобщение по теме « Правописание слов с шипящими согласными звуками»

Цели урока:
  1. Формировать умение распознавать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн;
  2. Воспитывать любовь к природе;
  3. Развивать речь учащихся;

Оборудование: репродукция картины И. Левитана « Золотая осень», карточки в виде листочков деревьев, кроссворд, макет корзины с овощами, запись мелодии П.И.Чайковского.

 Ход урока:

1. Оргмомент.

Эй! Послушай - ка , дружок!

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Каждый должен получать лишь оценку « пять»!

2. Постановка учебной задачи:

Звучит мелодия П.И.Чайковского «Времена года».

- Ребята, отгадайте загадку:

Несу я урожай,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И ёлочек. Я...(Осень)

- Сегодня на уроке мы повторим правила правописания слов с вочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн и поговорим о приметах осени.

3. Подготовительная беседа.

- Рассмотрим картину И. Левитана «Золотая осень»

- Какие приметы осени мы здесь наблюдаем? ( Плывут облака. Листья на деревьях пожелтели. Они облетают. Птицы собираются в стаи и улетают на юг. В реке потемнела вода. )

- Осень в своих стихах воспевали такие поэты, как Пушкин, Фет, Тютчев, Лермонтов.

Знаете ли вы стихи об осени?...Ученица читает стихотворение А.С. Пушкина «Осень»

3. Чистописание.

ч щ ж ш

-Какие звуки обозначают эти буквы? Какие они по звонкости-глухости, по твёрдости- мягкости.

Жи ши жили шили

Чу щу чулок щука

Щуку я тащу, тащу, вытащить её хочу!

- Объясните написание этих слов и соединений.

Запись сочетаний, слов и предложений.

5. Словарная работа.

Знакомство с написанием словарного слова берёза.

а) знакомство с лексическим значением слова,

б) запись слова в словарик,

в) постановка ударения и выделения безударной буквы,

г)составление предложения со словом берёза.

6. Самостоятельная работа – упражнение в написании слов с сочетаниями жи , ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн.

- Ребята, мы с вами говорим о том, листья с деревьев облетают. Вот , облетая, они залетели к нам в тетради. (Карточки с заданиями в виде кленовых и берёзовых листьев)

- На листочках написаны задания и вы должны их выполнить аккуратно и правильно.( Задания на листочках трёх уровней сложности)

- Теперь давайте проверим, как вы выполнили задание? ( Проверка по уровням)

- Какие правила правописания мы вспомнили при выполнении этих заданий?

6. Физкультминутка.

- Ещё одна примета осени – перелётные птицы. А вот синички не улетают в тёплые края, они остаются зимовать с нами.

Выполнение упражнений и проговаривание считалки.

К нам синички прилетали

Быстро крыльями махали ,

Мы их сытно накормили

И обратно отпустили.

- Ребята, наша с вами задача – помогать птицам, которые зимуют вместе с нами.

7.Закрепление. Работа с кроссвордом.

- Ребята на доске нарисован кроссворд. Давайте отгадаем задания кроссворда, слова - отгадки запишем в тетрадь и вновь повторим правила правописания слов с шипящими согласными звуками.

1. Молочный водоём с кисельными берегами.

2. Птичка, которая спасла Дюймовочку.

3. Самоходный аппарат, на котором ездил Емеля.

4. Девочка, которая помогала деду тянуть репку.

5. Рыжая героиня сказок, которая отличается особой хитростью.

6.Сосуд, в который посадили мать и сына и пустили в «окиян».

7. Зелёная красавица, без которой не бывает Нового года.

8. Домашняя птица, которая в русской народной сказке несла золотые яйца.

8. Запись слов в тетрадь.

- Скажите, пожалуйста, на какие правила все эти загадки из сказок?

- Подчеркните эти сочетания.

9. Работа с деформированным предложением:

- Ребята, а что же происходит в жизни животных осенью?

( Медведь готовится к спячке, насекомые забираются под кору деревьев, белка делает запасы на зиму)

- Вот и наш старый знакомый Ёжик пришёл к нам, чтобы проститься до весны.( На магнитной доске изображение Ёжика. На иголках у него карточки со словами.)

- Он принёс для нас задание – составить из слов предложение и записать его. Но все слова Ёжик перепутал. Наша задача – поставить слова в нужном порядке, вспомнить правила о предложении и правильно и аккуратно записать его.

- А что такое предложение?

- Как выделяется предложение в устной речи и на письме?

Миши, у, жил, ёжик, ручной.

Запись предложения, выделение орфограмм.

10. Письмо с комментированием.

- Осенью в селе убирают урожай. И я принесла сегодня в класс корзину с овощами и фруктами.

Здесь в корзине помидор, огурец, капуста, морковь, яблоко.

- Какие это слова? (словарные)

- Запишем эти слова с комментированием. Поставим ударение в этих словах, обозначим безударные гласные.

11. Итог урока:

- Какие правила правописания мы повторили сегодня на уроке?

- Что нового мы узнали об осенних изменениях в природе?

Оценки за работу на уроке.

12. Домашнее задание: упражнение № 87, повторить правила

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить