Главное содержание

О суицидальной ситуации в среде несовершеннолетних

Среди неестественных причин смертности и инвалидности несовершеннолетних суициды занимают особое место. По данным государственной статистики количество детей и подростков, покончивших с собой, оставляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин.

Состояние самоубийств среди детей и подростков анализировалось с учетом общей суицидальной ситуации в стране. Согласно данным Всероссийской организации здравоохранения (далее ВОЗ) по частоте самоубийств Российская Федерации занимает 6 место в мире после Литвы, Южной Кореи, Казахстана, Беларуси и Японии.

По данным Росстата России в 2010 году зарегистрировано 1 576 случаев смертности несовершеннолетних от суицида. Среди них: малолетних до 14 лет – 195, в том числе от 5 до 9 лет – 6 (в 2009 году – 10 детей), от 15 до 19 лет – 1 381.

При этом отмечается омоложение состава несовершеннолетних суицидантов. По сведениям, поступившим из субъектов Российской Федерации, среди детей дошкольного возраста (до 7 лет) в 2010 году зафиксирован 1 случай оконченного суицида, а от 7 до 10 лет – 12 случаев.

По данным Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Минздравсоцразвития России (далее – ГНЦССП им. В.П. Сербского) к 2010 году достигнуто снижение данного показателя в 1,8 раза: 23,5 случая на 100 тысяч населения. Однако, несмотря на некоторое улучшение общей суицидальной ситуации, средняя частота самоубийств в России в 1,7 раз превышает общемировой показатель (14 случаев на 100 тысяч населения). При этом так называемый «критический уровень», установленный ВОЗ, равен 20 случаям на 100 тысяч населения.

Суицидальная ситуация среди детей и подростков еще более неблагополучна. По данным, поступившим из субъектов Российской Федерации, в 2009 году частота оконченных суицидов несовершеннолетних в Российской Федерации составляла 4,2 случая, а в 2010 году – 3,9 случая на 100 тысяч детского населения. Для сравнения, по данным ВОЗ, в странах мира частота суицидов в детском возрасте составляет от 0,4 до 1,5 случая на 100 тысяч (то есть в 2-8 раз ниже, чем в нашей стране), а в подростковом – 7,3 случая на 100 тысяч (в 2-7 раза ниже). Таким образом, Россия занимает одно из первых мест в мире по частоте суицидов среди детей и подростков.

Другим тревожным моментом является стабильность анализируемых негативных показателей в России. Так, если в общей популяции страны отмечается тенденция постепенного снижения частоты самоубийств (с 34,3 на 100 тысяч в 2004 году до 23,5 в 2010 году), то в детской и подростковой популяциях в этот же период этот показатель остается практически на одном и том же уровне.

Среди малолетних детей в возрасте до 14 лет включительно в 2009 году зарегистрировано 265 случаев завершенных суицидов (от 7 до 10 лет – 21, от 10 до 14 лет - 244), в 2010 году – 246 случаев (до 7 лет – 1, от 7 до 10 лет – 12, от 101 до 14 лет - 233). Среди подростков 15-18 лет эти показатели традиционно выше – 1 019 фактов в 2009 году (15 лет – 220, 16 лет – 226, 17 лет – 386, 18 лет - 187), и 859 фактов в 2010 году (15 лет – 180, 16 лет – 224, 17 лет – 352, 18 лет - 103). И это без учета попыток самоубийств, которые по данным ГНЦССП имени В.П. Сербского ежегодно совершает каждый 12-й подросток, что резко повышает риск повторного, зачастую завершенного суицида.

Для получения более полной картины суицидального поведения несовершеннолетних в субъектах Российской Федерации была запрошена информация о выявленных в регионах фактах суицидов, их мотивации и факторах, им способствующих. При анализе поступившей из регионов информации учитывалась высокая вероятность неполноты представленной информации, что объясняется отсутствием в стране единой системы регистрации и учета незавершенных суицидальных актов, в результате чего неоконченные попытки самоубийств несовершеннолетних регистрируются не во всех регионах страны.

По сведениям, предоставленным субъектами Российской Федерации, на фоне снижения за последние два года на 10,9% числа суицидов среди взрослого населения (с 21 419 в 2009 году до 19 077 в 2010 году) доля совершенных детьми и подростками суицидальных актов (в расчете от общего числа завершенных суицидов во всей популяции населения страны) возросла в 2010 году с 15% до 16,2%. Приведенные данные нуждаются в определенной корректировке с учетом продолжающегося сокращения численности несовершеннолетнего населения страны и значительным уровнем латентности незавершенных суицидов.

В 2009 году зарегистрировано 1 294 оконченных суицидов несовершеннолетних (наиболее высокие показатели в Саратовской области, Республике Башкортостан, Республике Бурятия, Красноярском и Пермском краях), в 2010 году произошло снижение на 16,1% и составило 1 086 фактов (наиболее высокие показатели в Саратовской области, Республике Башкортостан, Красноярском крае, Свердловской области и Пермском крае).

Зафиксированные в отдельных регионах устойчиво высокие (на протяжении двух последних лет) показатели завершенных суицидов несовершеннолетних (в Саратовской области, Республике Башкортостан, Красноярском и Пермском краях) могут быть объяснены как региональными особенностями, обуславливающими суицидальное поведение детей и подростков, так и более достоверной системой учета и регистрации указанных фактов, что нуждается в дополнительном углубленном анализе.

Общее число зарегистрированных среди несовершеннолетних попыток суицида в анализируемый период оставалось стабильным: в 2009 году составляло 2 679 случаев, а в 2010 году – 2 676 случаев.

Традиционно отмечается существенное преобладание среди несовершеннолетних суицидантов лиц мужского пола. По данным материалов, подготовленных ГНЦССП им. В.П. Сербского, мальчики совершают завершенные суициды в 4-5 раз чаще, чем девочки. В свою очередь, девочки в 3 раза чаще совершают суицидальные попытки. Количество оконченных суицидов по данным, поступившим из субъектов Российской Федерации, совершенных мальчиками, в 1,5 раза превышает число оконченных суицидов среди девочек. В 2009 году несовершеннолетние мужского пола совершили 720 оконченных суицидов, в то же время среди несовершеннолетних женского пола зарегистрировано 477 оконченных суицидов. В 2010 году (638) число несовершеннолетних мужского пола, совершивших завершенный суицид, снизилось по сравнению с 2009 годом на 11,4%, а число несовершеннолетних женского пола (409) – на 14,3%.

Более 30% из общей численности несовершеннолетних, покончивших жизнь самоубийством, это дети и подростки из наиболее социально уязвимых групп, которым необходимо уделять особое внимание при разработке и реализации программ профилактики суицидального поведения.

В числе несовершеннолетних, совершивших завершенные акты суицидов в регионах, выявлено: детей из неблагополучных семей в 2009 году – 215 случаев, в 2010 году – 189; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2009 году – 68, в 2010 году – 50; детей из числа малочисленных коренных народностей в 2009 году – 26 случаев, в 2010 году – 17; детей, принадлежащих к определенным подростковым субкультурам (например: эмо, готы и др.) в 2009 году – 7, в 2010 году – 6; несовершеннолетних беременных девушек в 2009 году – 2 (Забайкальский край, Республика Саха (Якутия)), в 2010 году – 3 (Ростовская область, Республика Бурятия, Курганская область); подростков, освободившихся из воспитательных колоний, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа в 2009 году – 8 (Челябинская область – 7, Омская область - 1), в 2010 году – 8 (Челябинская область – 6, Московская область – 1, Республика Хакасия - 1).

Особое внимание следует уделить фактам совершения групповых суицидов, что может свидетельствовать об оказании психологического воздействия на ребенка со стороны лица, которое совместно с ним оканчивает жизнь самоубийством. Вследствие внушаемости несовершеннолетних и их психологических особенностей мысли о суициде зачастую навязываются им сверстниками или, что еще хуже, взрослыми из числа родственников, в результате чего отмечаются случаи совместного суицида. Количество суицидов, совершенных двумя и более несовершеннолетними в 2009 году составляло 6 случаев, в 2010 году – 3; несовершеннолетним совместно со взрослым в 2009 году – 1 случай, в 2010 году – 2; в том числе с матерью (отцом) в 2010 году зафиксирован 1 факт.

Отмечаются значительные региональные различия в частоте суицидов среди детско-подросткового населения. Так, в 2010 году в Уральском, Приволжском, Сибирском, Дальневосточном федеральных округах показатели частоты суицидов среди подростков превышали среднероссийские в 1,2-1,9 раза, а среднемировые – от 1,3 до 5,9 раза.

Еще более выражены различия в частоте суицидов в отдельных субъектах Российской Федерации. Наибольшая частота завершенных суицидов среди несовершеннолетних (на 100 тысяч детского населения), по данным, поступившим из субъектов Российской Федерации, в 2010 году зарегистрирована в Ненецком автономном округе (56,3), Камчатском крае (48,0), Республике Калмыкия (20,7), Саратовской области (19,5), Республике Тыва (17,2).

По данным Росстата в 2010 году наиболее высокие показатели частоты детского суицида зарегистрированы в Чукотском автономном округе (превышает российский показатель в 20,7 раза), Республике Тыва (в 7,2 раза), Республике Саха (Якутия) ( в 5 раз), а наиболее высокие показатели частоты подросткового суицида отмечаются в Ненецком автономном округе (превышает в 7,4 раза), Тюменской области (в 5,1 раза), Республике Тыва (в 4,3 раза).

Для сравнения, в Москве, отличающейся в целом достаточно благополучной суицидальной обстановкой, частота самоубийств среди детей составляет 0,2 на 100 тысяч, среди подростков – 3,8 на 100 тысяч. Таким образом, различия между упомянутыми выше субъектами РФ и Москвой достигают в среднем 50 раз (по детям) и 34 раза (по подросткам).

Столь высокие показатели частоты самоубийств и их региональные различия характерны и для общей популяции России. Это позволяет выделить регионы с низкой, средней, высокой и сверхвысокой суицидальной активностью населения, в том числе и детско-подросткового. По данным ГНЦССП имени В.П. Сербского важным фактором, способствующим высокой частоте суицидов в популяции, является социально-экономический. Как правило, частота самоубийств у детей и подростков (равно как и в населении в целом) выше в регионах с неблагополучной экономической ситуацией, низким уровнем жизни населения, высоким уровнем пьянства, алкоголизма, наркомании, преступности.

Установленные различия согласуются также с этнокультурными особенностями многонационального российского населения, которые должны учитываться при организации работы по профилактике суицидов. Не случайно среди регионов, занимающих первые места по частоте детских и подростковых суицидов, представлены несколько национальных образований. Проводящиеся в Центре им. В.П. Сербского исследования показали, что наиболее подвержены суицидальному реагированию коренные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также представитель финно-угорской (удмурты, коми, карелы и др.) и монгольской (буряты, калмыки) этнических групп. Это связано с вошедшими в культуру названных этносов архаическими религиозными представлениями о «жизни после смерти» и допустимости совершения самоубийства. Тема смерти, самоубийства занимает существенное место в играх, обучающих детей подобным формам поведения.

Анализ мотивов совершения детьми и подростками самоубийств и факторов, их обуславливающих, показал, что чаще всего несовершеннолетние совершали окончательные суициды по причине семейных конфликтов (в 2009 году – 294 случая, в 2010 году - 242); романтических отношений (в 2009 году – 223 случая, в 2010 году - 202); наличия личностных проблем, замкнутости, психического заболевания (в 2009 году – 144 случая, в 2010 году - 91).

В числе причин суицида названы также такие факторы, как: конфликты со сверстниками и друзьями (в 2009 году – 70, в 2010 году - 39); неуспехи в учебе, низкий уровень школьной адаптации (в 2009 году – 31, в 2010 году - 27); безразличие окружающих, черствость (в 2009 году – 20, в 2010 году - 14); демонстративное поведение с суицидальными намерениями, повлекшее за собой смерть (демонстративный суицид) (в 2009 году – 19, в 2010 году - 14); бестактное поведение отдельных педагогов (психологическое насилие), конфликты с учителями (в 2009 году – 7, в 2010 году - 5), боязнь ЕГЭ и низкий уровень сдачи ЕГЭ (в 2009 году – 5, в 2010 году - 8); аддиктивное поведение (наркотики, алкоголь и пр.) (в 2009 году – 43, в 2010 году - 47).

Немалое число детей и подростков совершают самоубийства в состоянии алкогольного или наркотического опьянения: в 2009 году – 92 человека, в 2010 году – 74, однако не всегда такое состояние является причиной принятия ребенком решения свести счеты с жизнью.

В письме Министерства образования Российской Федерации от 26.01.2000 № 22-06-86 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» указывалось, что «жестокое обращение взрослых с детьми и подростками приводит их к отчаянию, безысходности, депрессиям и, как следствие, к самоубийству». Согласно полученным нами из регионов сведениям жестокое обращение и насилие в семье стало причиной 25 оконченных суицидов несовершеннолетних в 2009 году, 23 – в 2010 году.

В отдельных регионах зафиксированы единичные факты совершения самоубийств несовершеннолетними по религиозным мотивам: в 2009 и 2010 годах зафиксировано по одному такому факту в Нижегородской области.

При этом число лиц, привлеченных к ответственности за доведение несовершеннолетнего до самоубийства в 2009 году составляло всего 305 человек, в 2010 году – 302, в том числе: привлеченных к уголовной ответственности по статьям 110, 156 УК РФ в 2009 году составляло 238 человек, в 2010 году - 228 (снизилось на 4,2%), а привлеченных к дисциплинарной ответственности в 2009 году составляло 67 человек, в 2010 году – 74 (увеличение на 10,4%).

Среди других причин суицида встречаются: нежелание жить в связи со смертью близких родственников; суицидальное поведение близких родственников или семейная склонность; переживания из-за тяжелой болезни родителей; антисоциальный образ жизни родителей (алкоголизм и безработица); лишение родителей родительских прав; недостаток внимания со стороны матери; боязнь наказания со стороны родителей; боязнь уголовной ответственности за совершение преступления, нежелание попасть в места лишения свободы; условное осуждение; осознание собственного виновного поведения; физические недостатки ребенка; низкий уровень жизни.

Все более существенную роль в этиологии суицидального поведения несовершеннолетних играет безнаказанное размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования информации, популяризирующей самоубийства, провоцирующей ребенка или подростка на лишение себя жизни. В Интернете имеется значительное число сайтов, где культивируется тема смерти, своим опытом делятся те, кто уже пытался покончить жизнь самоубийством.

Действующее законодательство допускает беспрепятственный просмотр несовершеннолетними пользователями сети Интернет роликов, посвященных суицидам, и «обучающимся» видеороликам с инструкциями по уходу из жизни. Легкость и доступность поиска информации о видах и способах совершения суицидов с детализированным описанием реакции организма и последующим видом трупа после совершения суицида в поисковых системах yandex, rambler, mail способны спровоцировать подростка на акт суицида. Видеоролики, содержащие презентацию изощренных способов ухода из жизни, в свободном доступе можно найти на сервисах, предоставляющих услуги хостинга видеоматериалов, а также в популярных социальных сетях, таких как odnoklassniki.ru и vkontakte.ru

Важнейшим фактором, препятствующим эффективной профилактике детского и подросткового суицида, является то, что существующие формы и методы оказания суицидологической помощи в стране уже не отвечают требованиям времени и не соответствуют последним достижениями суицидологической науки и практики.

В субъектах Российской Федерации существуют серьезные проблемы профилактики суицидов и оказания помощи, такие как отсутствие или недостаточное количество квалифицированных специалистов, сокращение ставок школьных психологов и педагогов; отсутствие нормативной правовой базы, обеспечивающей сбор и анализ информации о суицидах несовершеннолетних; отсутствие единой программы регистрации фактов законченных и незаконченных суицидов; отсутствие единых федеральных стандартов оказания медицинской, психологической и реабилитационной помощи детям и подросткам, пережившим попытку суицида, либо угрозу для жизни и здоровья, отсутствие суицидологических центров, кабинетов и психологических служб; отсутствие достаточного количества ресурсов для дальнейшего развития системы оказания психологической поддержки родителей и детей; сокрытие родителями фактов суицида с детьми.

В стране отсутствует система суицидологической помощи как таковая. На сегодняшний день оказывающие ее службы имеют различную ведомственную подчиненность, произвольный подбор кадров, среди которых зачастую отсутствуют психиатры и медицинские психологи; неполные и не соответствующие задачам штаты.

По данным, поступившим из всех субъектов Российской Федерации, в 2010 году для оказания помощи детям в образовательных школах работали 16 929 психологов, в учреждениях начального профессионального образования – 1 127 человек, в учреждениях среднего профессионального образования - 647. Однако такого числа специалистов явно недостаточно. В 2010/2011 учебном году число учреждений общего образования составило 48 662, а число обучающихся в них несовершеннолетних – 13 219 884 человек. Таким образом, 65% школ не имели в своем штате психологов, а на одного психолога приходилось примерно 780 обучающихся.

Изложенное, а также отсутствие на начало 2010/2011 года в 19 054 школах (37%) медицинских кабинетов, свидетельствует о том, что детям и подросткам, пережившим попытку суицида, своевременная и качественная медицинская, психологическая, стационарная и амбулаторная помощь оказывается далеко не всегда.

Детям и подросткам, пережившим попытку суицида, должна оказываться комплексная (медицинская, психологическая, психиатрическая, психотерапевтическая, стационарная и амбулаторная) помощь, проводиться консультации, индивидуальные и групповые занятия и тренинги по реабилитации несовершеннолетних, коррекционная работа.

Вместе с тем, по данным ГНЦССП имени В.П. Сербского, многие службы базируются в своей деятельности на устаревших суицидологических представлениях, зачастую применяют сомнительные и научно не обоснованные методики, недостаточно или совсем не занимаются профилактической и реабилитационной работой. Большинство существующих на сегодняшний день суицидологических служб вообще не имеют детско-подросткового звена.

Количество телефонов доверия в 2009 году составляло 60, в 2010 году возросло до 81, однако, судя по численности нуждающихся в психологической помощи несовершеннолетних, этого в масштабах страны явно недостаточно. Число детей и подростков, обратившихся по телефонам доверия, 2009 году составляло 116 256 человек, в 2010 году – 176 635 человек (показатель увеличился на 51,9%), из них: с выраженными мыслями о суициде в 2009 году – 1 518, в 2010 году – 2 702 (рост на 78 %); в состоянии депрессии в 2009 году – 3 219, в 2010 году – 2 224 (рост на 31,2%); с повышенным уровнем тревожности, агрессии в 2009 году – 2 871, в 2010 году – 5 012 (рост на 74,6%); с другими признаками суицидального поведения в 2009 году – 750, в 2010 году – 1 612 (рост на 115%).

Несмотря на значительное увеличение поступающих на телефоны доверия обращений несовершеннолетних (в среднем на 74,7%) с признаками суицидального поведения отмечается явная нехватка существующих в стране суицидологических центров, и расположены они, как правило, только в крупных городах (Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Омске).

Количество детско-подростковых суицидологических кабинетов за последние годы практически не изменилось. По данным, поступившим из субъектов Российской Федерации, в 2009-2010 годах в Российской Федерации количество детско-подростковых суицидологических кабинетов за аналогичный период составляло 33 и 34 соответственно.

Таким образом, суицидальная ситуация в детско-подростковой части населения нашей страны является крайне неблагополучной и требует принятия экстренных мер по ее улучшению. Для этого необходимо создание отвечающей современным требованиям системы профилактики суицидального поведения у детей и подростков. Решение столь ответственной и сложной задачи невозможно без совместных усилий государства, общественных организаций, образовательной и правоохранительной систем, органов здравоохранения и социальной защиты.

В Заключительных замечаниях по итогам рассмотрения третьего периодического доклада Российской Федерации, состоявшегося 28.09.2005 г., Комитет по правам ребенка ООН отметил, что в свете положений статьи 6 Конвенции он обеспокоен той угрозой, которая возникает для соблюдения права детей на жизнь в результате быстрорастущих показателей самоубийств и убийств детей, особенно мальчиков. Комитет рекомендовал России принять все необходимые меры для того, чтобы обратить вспять наметившуюся в последнее время тенденцию к увеличению числа самоубийств и убийств детей, содействовать осуществлению профилактической деятельности, включая активизацию мер, уже принимаемых для более активного вмешательства в кризисную ситуацию, и предоставление превентивных вспомогательных и консультативных услуг в целях оказания помощи детям, особенно подросткам и семьям группы риска.

Предложения по совершенствованию деятельности в сфере профилактики суицидального поведения несовершеннолетних

С учетом особой, на фоне сохраняющихся неблагоприятных тенденций суицидального поведения несовершеннолетних, социальной значимости охраны психического здоровья детей и подростков, эффективного решения государственных задач демографического развития и оказания квалифицированной профильной помощи детям, пережившим попытку суицида, следует разработать и реализовать комплекс следующих мер.

1.1. разработать и принять федеральную целевую программу «Охрана психического здоровья детского населения страны на 2012-2016 годы», включающую меры по модернизации службы оказания психологической и психиатрической помощи детям и подросткам, в том числе пережившим попытку суицида, подготовке кадров по детской психиатрии, подростковой психиатрии, детской суицидологии, детской и судебной сексологии, меры финансовой и социальной поддержки молодых кадров;

1.2. создать отвечающую современным научным требованиям систему суицидологической помощи детям и подросткам, включая разработку и внедрение: 1) организационно-методических принципов работы детско-подростковой суицидологической службы (детско-подросткового звена суицидологической службы); 2) структуры, штатных нормативов и видов деятельности детско-подростковых суицидологических служб с учетом суицидальной и социально-экономической ситуации в регионе, уровня жизни населения и его этнического состава; 3) экспедиционного метода в работу суицидологических служб по профилактике самоубийств среди детей и подростков, проживающих в отдаленных и труднодоступных районах страны; 4) программ обучения врачей-педиатров, педагогов, воспитателей дошкольных учреждений, других специалистов, профессионально работающих с детьми и подростками, навыкам раннего распознавания у них признаков суицидального поведения;

1.3. при осуществлении модернизации системы здравоохранения провести мониторинг организации оказания на федеральном и региональном уровнях психиатрической помощи (профилактика, амбулаторная, стационарная помощь и реабилитация) детям и подросткам, пережившим попытку суицида, и на его основе разработать и реализовать комплекс мер по повышению доступности и качества специализированных услуг несовершеннолетним;

1.4. обеспечить в психиатрической службе установку телефонов доверия и организацию выезда бригад психиатров и психологов для оказания экстренной специализированной помощи несовершеннолетним, имеющим склонность к суицидальным актам;

1.5. обеспечить отражение в официальных формах статистической отчетности сведений о попытках самоубийств (незавершенных суицидов) детей и подростков и их мотивах, создать единую федеральную систему учета завершенных случаев и попыток суицида детей и подростков с разбивкой по возрастным группам;

1.6. разработать и внедрить в учреждениях общего образования учебную программу «Медиабезопасность детей и подростков» в целях формирования у детей навыков безопасного пользования Интернетом и иными информационно-телекоммуникационными сетями, профилактики негативного влияния современных информационных технологий на психику детей и подростков;

1.7. обеспечить разработку действенных организационно-правовых механизмов ограничения и контроля распространения через СМИ, Интернет и иные информационно-телекоммуникационные сети общего пользования материалов, пропагандирующих суицидальные формы поведения, содержащих рекомендации по подготовке и осуществлению самоубийств;

1.8. обеспечить достаточное число ставок психологов в образовательных учреждениях, имеющих специальную подготовку для профилактики суицидального поведения детей и подростков;

1.9. разработать и внедрить критерии оценки эффективности профилактики суицидов среди обучающихся в качестве показателей результативности деятельности психологических служб в образовательных учреждениях и по месту жительства несовершеннолетних;

1.10. обеспечить организацию системной социально-психологической работы с детьми из семей, находящихся в социально опасном состоянии, направленной на устранение отрицательных последствий внутрисемейных конфликтов;

1.11. в субъектах Российской Федерации с участием руководителей органов управления образования и образовательных учреждений, руководителей других заинтересованных субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, уполномоченных по правам ребенка организовать проведение межведомственных совещаний по проблемам профилактики суицидов среди детей и подростков;

1.12. разработать комплекс профилактических мер, направленных на предотвращение суицидов, в том числе на повышение эффективности в общеобразовательных учреждениях индивидуальной работы с несовершеннолетними и их родителями, совершенствование форм просветительской работы среди несовершеннолетних и их родителей.

Реализация перечисленных выше предложений, как показывает опыт профилактической и реабилитационной работы в области предупреждения распространения суицидального поведения в детской и подростковой среде, позволит повысить эффективность указанной работы, переломить неблагополучную ситуацию в указанной сфере, выполнить международные обязательства России.

Уполномоченный

при Президенте Российской Федерации

по правам ребенка П. Астахов

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить