Главное содержание

Дети без семьи. Статья в районной газете «Новая жизнь» №26 от 1 июля 2010 года

Статья в районной газете «Новая жизнь» №26 от 1 июля 2010 года

«Дети без семьи»

         Есть такая современная притча. Один богатый и успешный молодой человек мчался по дороге на новой дорогой иномарке. Юноша был доволен собой и жизнью и ничего не замечал вокруг. Вдруг он услышал звук удара о дверцу своего автомобиля. Остановив машину и выйдя из неё, молодой человек увидел на дверце царапину от брошенного кем-то камня. Взбешённый автовладелец немедленно развернул машину и поехал назад, чтобы поймать и наказать хулигана. Им оказался худенький мальчик, который и не пытался убежать с места происшествия. Схватив мальчишку за плечи, молодой человек толкнул его к машине и закричал:

 - Что ты наделал? Это же новая дорогая машина! Ты мне заплатишь за эту царапину! Зачем ты это сделал?

 - Пожалуйста, простите меня, господин! – заговорил мальчик сквозь слёзы. – Мне очень нужна помощь, но никто не останавливался. Мне пришлось бросить камень, чтобы Вы заметили меня и остановились. Мой брат выпал из инвалидной коляски, а я не могу поднять его, потому что он слишком тяжёлый. Он сильно ударился. Пожалуйста, помогите мне посадить его в коляску. Вы поможете?

         Мальчик указывал рукой куда-то в сторону от дороги. Посмотрев туда, молодой человек увидел подростка, беспомощно лежащего около инвалидной коляски. Юноша, преисполненный жалости к несчастному инвалиду, поднял его и усадил в коляску, а затем промокнул своим шёлковым платком его кровоточащие ссадины, отряхнул пыль с одежды и посмотрел на мальчика, бросившего камень. Во взгляде ребёнка было столько любви и нежности к брату, столько благодарности, что у молодого человека потеплело на сердце.

Сердечно поблагодарив его за помощь, мальчик с трудом покатил коляску по направлению к маленькому домику. А владелец автомобиля поехал дальше по своим делам, но царапину на дверце он так и не стал заделывать, чтобы она всегда напоминала ему о том, что не следует так беспечно нестись по жизни, чтобы тем, кому нужна помощь, не пришлось бросать камни, дабы привлечь к себе внимание.

Как часто мы, подобно этому молодому человеку, ослеплённые своим счастьем, или погружённые в собственные житейские неурядицы, не замечаем, что кому-то рядом нужна помощь, пока в нас не попадёт камень.

Вспомните самые счастливые мгновения из своего детства. Наверняка они связаны с прикосновением ласковых маминых рук,  с семейными праздниками, поездками куда-нибудь вместе с родителями. А ведь многие ребятишки  лишены этих  естественных радостей жизни. Во все времена были дети, которым выпала горькая доля расти без семьи. Однако никогда прежде не было такого количества социальных сирот, то есть тех, чьи родители живы, но отказались от своих малышей или были лишены родительских прав. Только вдумайтесь: в интернатных учреждениях России сейчас воспитывается около миллиона сирот (для сравнения: к 1917-му году – около 30 тысяч). И большинство из них - при живых родителях.

Издавна предпринимались попытки устройства детей, оставшихся без родителей: их усыновляли, воспитывали при монастырях, создавали для них приюты. Первым, по имеющимся данным, является приют созданный в 335-м году нашей эры в Царьграде. В Российской педагогической энциклопедии упоминается воспитательный дом в Милане, открытый в 787-м году. Воспитательные учреждения для детей старше трёх лет в странах Европы и в России появились только в XVI - XIX веках.

Первые приюты для младенцев существовали, как правило, при монастырях. Только к XVIII – XIX векам их созданием стало заниматься государство. В России первые приюты для «зазорных» младенцев были открыты при Петре I. По его указанию было основано 10 таких учреждений, называвшихся «сиротопитательницами». После смерти Петра они прекратили своё существование и были вновь созданы лишь при Екатерине II в Москве, Петербурге и других губернских городах. Плохие условия содержания, недостаточное питание, скверный уход и отсутствие медицинской помощи привели к тому, что  от 60 до 90% детей, оказавшихся в этих приютах, погибло.  В те времена не учитывалась ещё одна, очень важная причина высокой смертности младенцев – отсутствие материнской любви и заботы. Только в середине ХХ века психологами было доказано, что важнейшим условием нормального развития ребёнка является тесная эмоциональная связь с матерью или другим взрослым, заменяющим мать.

Дети, которые оказываются без родителей постоянно или даже временно ( в больницах, санаториях, круглосуточных детских садах) отстают в развитии, имеют серьёзные эмоциональные проблемы, чаще болеют и умирают по сравнению со своими сверстниками, живущими в семье.

В гитлеровской Германии был проведён эксперимент по выведению «сверхлюдей» высшей расы. Из молодых здоровых мужчин и женщин, соответствующих всем требованиям, предъявляемым к истинным арийцам, были созданы супружеские пары, которые жили в тайных лагерях до тех пор, пока у них рождались дети. После родов младенцев сразу забирали у матерей и помещали в специальные детские дома, в которых должны были вырасти идеальные представители чистой арийской расы. Однако результат этого эксперимента оказался прямо противоположным ожидаемому. В отчёте о работе одного такого детдома говорилось, что все его 20 воспитанников отстают в развитии. Только одного ребёнка можно было считать нормальным,  у остальных запаздывало развитие речи. Многие только к шести годам смогли освоить простейшие гигиенические навыки. Некоторые были просто идиотами. Авторы отчёта прямо отмечали, что причиной этого было то, что младенцы «были лишены самого важного, т.е. любви, настоящей любви матери».

Какие бы замечательные условия ни были созданы в детском доме, какие бы квалифицированные педагоги и психологи там ни работали, они не смогут дать ребёнку того тепла, любви и заботы, которую он получит в семье.

В последние годы в нашей стране большое внимание уделяется созданию и сопровождению замещающих семей, то есть, семей, усыновивших ребёнка, опекунских, приёмных и патронатных. В нашей области существует Центр по развитию семейных форм устройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Ради будущего». С июня этого года в каждом районе начинают работать специалисты по сопровождению замещающих семей.

Если Вы задумываетесь над тем, не взять ли ребёнка, мы поможем Вам принять верное решение. Дадим всю необходимую информацию. На занятиях «Школы кандидатов» вы научитесь быть грамотными родителями. Если Вы уже создали замещающую семью, Вы можете обратиться к нам за консультацией по вопросам развития и воспитания детей, преодолению возникающих трудностей в отношениях с ними. Ждём вас также в «Школе» замещающих родителей».

Давайте знакомиться и сотрудничать!

Специалисты по сопровождению замещающих семей по Мордовскому району Фирсова Ольга Владимировна, Уколова Марина  Алексеевна.

 Мы ждём Вас по адресу р. п. Мордово, Ленинский проспект, дом 4,

 2-й этаж. Телефон: 3-20-43.

М. Уколова 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить