Главное содержание

Рабочая программа по русскому языку. 4 класс. Анохина Л.В.

Tags: 4 класс | начальные классы | рабочая программа | русский язык

 Рабочая программа по русскому языку

4 класс

Автор: Анохина Любовь Валентиновна

Пояснительная записка

 Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.М.Зелениной и Т.Е.Хохловой «Русский язык» утверждённой МО РФ (Москва, 2004 г.), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.).

Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, формирование у учащихся представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное использование приобретенных знаний и умений в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относя­щейся к богатствам природы и общества.

Программа обеспечена учебником «Русский язык» для 4 класса в двух частях

авторы Л.М. Зеленина, Т.Е.Хохлова М.: Просвещение, 2008.

Структура документа

Программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребёнка по другим школьным предметам.

Младшие школьники должны открыть для себя родной язык как предмет изучения, анализа различных его сторон: словарного, фразеологического и звукового состава, соотношения между буквами и звуками.

Цель программы – познакомить учащихся с лексико – грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строением родного языка. Дети должны усвоить системы грамматических понятий, принципы письма, типичные правила правописания, познакомиться с особенностями двух форм языка – устной и письменной.

Программа ориентирована также на формирование у школьников приемов анализа языкового материала, построенного на основе широкого обращения к языковому опыту учащихся и чувству языка, свойственного детям.

В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание учебного материала представляет собой систему понятий и правил, связанных между собой: изучение одной темы опирается на результаты усвоения предыдущих тем. Каждая тема раскрывается в определённой последовательности:

  • постановка проблемы и её анализ обучающимися совместно с учителем;
  • самостоятельная формулировка детьми открытых правил, определений, способов деятельности;
  • уточнение сформулированных обучающимися выводов с опорой на учебник;
  • упражнения, ориентированные на использование знаний по теме.

Формирование понятия раскрываются на постепенно усложняющемся языковом материале и характеризуются с разных сторон.

Формирование чёткого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений.

Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстаёт от развития устной речи на всём протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализация и дифференциация обучения.

В начальной школе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами правописания.

Большое значение в 4 классе приобретает работа с таблицами, в результате которой учащиеся выявляют, анализируют закономерности склонения и правописания частей речи. В структуру заданий входят аналитические планы, назначение которых – уточнение смысла задания, с которым предстоит работать, актуализация знаний, необходимых для его выполнения, определение последовательности и возможных вариантов выполнения задания.

Основные разделы программы – Предложение и Части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие).

В разделе Предложение обобщаются знания детей о простом предложении, раскрывается понятие главных, второстепенных и однородных членов простого предложения, понятие сложного предложения. Уточняя характеристику простого предложения, подчёркивается, что оно представляет собой смысловое и интонационное единство, грамматическое целое и служит для выражения суждения. Система заданий по сложному предложению обеспечивает понимание детьми того, что сложное предложение – это не механическое соединение нескольких простых предложений. Главное то, что оно тоже составляет смысловое и интонационное единство.

В связи с тем, что дети постоянно обращаются в своих высказываниях , изложениях, общении к прямой речи, в программе представлен материал о значении употреблении, об оформлении на письме прямой речи.

В разделе Части речи имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие раскрываются как сочетание лексического значения и грамматических признаков.

Система заданий в каждой теме организована так, что последовательно осуществляется связь грамматики, орфографии и речевого опыта младших школьников.

Цели обучения

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике. Грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
  • воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Основные содержательные линии

Основными разделами программы являются: «Синтаксис и пунктуация», «Фонетика и графика» (звуки и буквы), «Морфология и морфемика» (части речи и состав слова), «Лексика», «Речевое развитие», «Орфография».

Синтаксис и пунктуация. По этому разделу обучающиеся 1-4 классов получают сведения о видах предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные), интонации(восклицательные, невосклицательные, вопросительные); строении предложений( простые и сложные, распространенные и нераспространенные); членах предложения (главные и второстепенные); логическом ударении в предложении; связи слов в предложении, словосочетании; предложениях с однородными членами, соединёнными союзами а. и, но и без союзов; предложениях с прямой речью и обращением.

Фонетика и графика. Цель этой части программы – на основе звуко – буквенного и слогового анализа способствовать развитию фонематического слуха младших школьников как основы речевого развития.

Морфология и морфемика. Части речи. Лексическое значение, грамматические признаки, употребление в предложении. Имя существительное. Род, изменение имен существительных по родам и падежам. Имя прилагательное. Изменение прилагательных по родам, числам, падежам. Глагол. Неопределенная форма глагола. Время, лицо, число глагола. Спряжение глагола. Личные местоимения. Предлог.

Состав слова. Значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание). Однокоренные слова. Простейшие случаи словообразования.

Лексика. Слово рассматривается в программе в лексическом и грамматическом плане. Раскрывается отношение двух реальностей: окружающего мира и слова, называющего этот мир во всем его многообразии.

Речевое развитие. Формирование умения по предложенному или самостоятельно составленному плану анализировать факты языка в области лексико – грамматического и синтаксического строя, лексического состава, особенностей фонетики и графики и выражать в слове данные своих наблюдений.

Орфография. Знакомство обучающихся с различными принципами русского правописания.

Чистописание. Формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом русский язык изучается с 1 по 4 класс. Общее число часов – 675. Из них выделяется резерв времени - 10%. В четвёртом классе – 170 часов, из расчета 5 часов в неделю.

Файлы:
Рабочая программа по русскому языку. 4 класс. Анохина Л.В.
Дата 2012-01-12 Размер файла 197.51 KB Закачек 667

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить