№ п/п
|
Структура программы
|
Содержание структурных компонентов программы
|
1
|
Титульный лист
|
- Вышестоящие органы образования (по подчинённости учреждения).
- Название образовательного учреждения, в котором разработана программа.
- Ф.И.О. ответственного работника, утвердившего программу с указанием даты утверждения.
- Дата и № протокола педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации.
- Название программы (по по возможности краткое и отражающее суть программы).
- Возраст детей, на которых рассчитана программа.
- Срок реализации программы (на сколько лет она рассчитана).
- Автор программы (Ф.И.О., занимаемая должность).
- Название населённого пункта.
- Год создания программы.
|
2
|
Пояснительная записка
|
- Раскрываются цели образовательной деятельности, обосновывается отбор содержания и последовательность изложения материала, даётся характеристика формам работы с детьми и условиям реализации программы.
- Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:
- актуальность;
- практическая значимость;
- связь с уже существующими по данному направлению программами;
- вид (модифицированная, экспериментальная, авторская программа);
- новизна (для претендующих на авторство).
- Цель и задачи программы.
- Цель – предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели следует избегать общих, абстрактных формулировок типа «всестороннее развитие личности», создание возможности для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей» и т.д. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы и могут быть применены к любой программе.
- Цель должна быть связана с названием программы, отражать её основную направленность.
- Конкретизация цели осуществляется через определение задач, показывающих, что нужно сделать, чтобы достичь цели.
- Задачи бывают:
- Обучающие – развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определённых знаний, умений и навыков, развитие мотивации к определённому виду деятельности и т.д.;
- Воспитательные – формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.д.;
- Развивающие – развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, аккуратности и т.д.; формирование потребности в самопознании, саморазвитии.
- Формулирование задач так же не должно быть абстрактным, они должны быть соответственны с прогнозируемыми результатами.
- Отличительные особенности программы:
- базовые теоретические идеи;
- ключевые понятии;
- этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь.
- Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:
- возраст детей и их психологические особенности;
- вид детской группы (профильная, экспериментальная и др.) и её состав (постоянный, переменный и др.);
- особенности набора детей (свободный, по конкурсу и др.);
- число обучающихся по годам обучения (обосновать).
- Режим занятий:
- общее число часов в год;
- число часов и занятий в неделю;
- периодичность занятий.
- Прогнозируемые результаты и способы их проверки:
- сформулировать требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе знаний по программе (что он должен знать и уметь);
- перечислите качества, которые могут быть развиты у детей в результате занятий;
- описать систему отслеживания и оценивания результатов обучения детей: способы учёта знаний, умений, возможные способы оценки личностных качеств обучающихся (могут использоваться тесты, зачёты, экзамены, выставки, соревнования, конкурсы, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
|
3
|
Учебно-тематический план (по годам обучения)
|
Раскрывается последовательность тем курса, указывается число часов на каждую тему, соотношение времени, теоретических и практических занятий. Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени.
|
4
|
Содержание программы
|
- Это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Содержание тем раскрывается в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане. Описание темы включает:
- её название;
- основные узловые моменты;
- формы организации образовательного процесса (теоретические, практические).
- Содержание излагается в виде констатации вопросов, выносимых на обсуждение. Изложение ведётся в именительном падеже.
- Обычно первая темы – введение в программу.
|
5
|
Методическое обеспечение программы
|
- Краткое описание основных способов и форм работы с детьми, планируемых по каждому разделу: индивидуальных и групповых; практических и теоретических; конкретных форм занятий (игра, беседа, поход, экспедиция, конференция и т.д.). Желательно пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм занятий.
- Описание основных методов организации учебно-воспитательного процесса.
- Перечень дидактических материалов.
- Краткая характеристика средств, необходимых для реализации программы:
- - кадровых – перечислить педагогов, охарактеризовать их профессионализм, квалификацию, критерии отбора;
- - материально-технический – дать краткий перечень оборудования, инструментов и материалов (в расчёте на число обучающихся).
|
6
|
Список литературы
|
- Приводятся два списка литературы:
- используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса;
- рекомендуемая для детей и родителей.
|