Итоги реализации проекта «Модернизация муниципальной системы общего образования Мордовского района» в 2012/2013 учебном году» и приоритетах развития образования на 2013/2014 учебный год
- Подробности
- Категория: Текущий контроль
- Создано 28.10.2013 11:36
- Автор: Администратор сайта
- Просмотров: 2199
Итоги реализации проекта «Модернизация муниципальной системы общего образования Мордовского района» в 2012/2013 учебном году» и приоритетах развития образования
на 2013/2014 учебный год.
С.Н.Точилина, начальник отдела образования
администрации Мордовского района
«Образование – важнейшее из земных благ,
если оно наивысшего качества. В противном случае,
оно совершенно бесполезно».
Р. Киплинг
По традиции, сегодя мы проводим - августовский педсовет.
Накануне нового учебного года я приветствую всех собравшихся в этом зале: кто посвятил свою жизнь обучению и воспитанию подрастающего поколения, гостей и участников августовской педагогической конференции.
Примите самые искренние поздравления и пожелания доброго здоровья, хорошего настроения, новых творческих идей и успехов.
Позвольте выразить глубокую благодарность и признательность педагогам - ветеранам, и молодым специалистам, впервые приступающих к самой благородной, но в то же время трудной и ответственной педагогической деятельности.
Прошедший учебный год был интенсивным и насыщенным для районной системы образования:
- продолжена работа по внедрению ФГОС на начальной ступени образования;
- проводилась активная работа по реализации районной целевой программы «Модернизация системы образования Мордовского района на 2013-2015 годы»;
- осуществлен переход на новую систему аттестации педагогических кадров.
Все эти направления работы осуществлялись в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Стратегическим направлением модернизации образования нового учебного года остается введение ФГОСов общего образования и предстоящее введение ФГОСа дошкольного образования.
Первоначальным звеном и фундаментом современной модели образования является дошкольное образование. В районе функционирую 4 детских сада с общим количеством детей — 265. Педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений работали прежде всего над обеспечением современного качества образования, а так же решали проблемы общего охвата детей дошкольного возраста услугами ДО.
Учитывая современные требования и потребности мы понимаем, что классическая форма детского сада, не может быть сегодня единственной. Поэтому проводили активную работу по развитию вариативных форм дошкольного образования:
центр игровой поддержки ребенка ( 32)),
группы кратковременного пребывания детей(24),
16 консультативных пункта для родителей (223 ребенка).
На базе 14 образовательных учреждений организована подготовка к школе детей, не посещающих детский сад (109 чел.). Общий охват всеми формами дошкольного образования составил 84%.
Материальная база и условия пребывания детей в детских садах заметно улучшились. В прошедшем году газифицированы 2 ДО, в каждом учреждении заменены окна и двери на пластиковые, оборудованы детские игровые площадки, проведен ремонт водопровода канализации и отопительной системы. На развитие сети дошкольных образовательных учреждений из бюджета района за 2010-2013годы выделено 2млн.800 тысяч руб. и 8млн. 300 тысяч руб. из областной программы «Энергосбережения»
К сожалению, по-прежнему, остается нерешенной проблема охвата детей дошкольным образованием в р.п. Новопокровка и отдаленных селах: Кужное, Ивановка, Малая Лавровка. Плоское. В этой связи в соответствии с Комплексной программой развития системы дошкольного образования Тамбовской области на 2011-2015 годы строится Новопокровский детский сад на 60 мест. В 2014 — 2015году планируется открытие дополнительных групп полного дня на базе четырех образовательных учреждений.
Перед нами стоит задача:
-Введение ФГОСа в дошкольного образования. которое повлечет за собой разработку новых законодательных и нормативных правовых актов, в том числе таких как «Единый стандарт качества дошкольного образования в Тамбовской области», «Региональные требования к условиям реализации стандарта».
А также предстоит большая работа по переподготовке педагогических кадров учреждений дошкольного образования, по организации методического сопровождения введения ФГОС, по выстраиванию системы оценки результатов дошкольного образования. К 2016 году необходимо обеспечить 100% доступность дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.
Сегодня есть замечательная возможность поговорить не только о проблемах, но и о результатах работы коллективов дошкольных образовательных учреждений, а они у нас есть. Мы благодарим педагогические коллективы всех детских садов, которые приняли самое активное участие в конкурсе проектов по благоустройству и озеленению пришкольной территории образовательных учреждений.
Подводя итог выше сказанному, можно констатировать, что детский сад для детей должен быть домом радости. Вся обстановка и все ситуации педагогического общения должны быть направлены на адаптацию и социализацию ребенка. Необходимо не ослаблять внимание к организации предметно игровой среде. Усилить духовно-нравственное воспитание. Не забывать о развивающем взаимодействии с детьми и сотрудничества с родителями.
Вся деятельность системы дошкольного образования района должна обеспечить каждому дошкольнику тот уровень развития, который позволил бы ему быть успешным при обучении в начальной школе и на последующих ступенях обучения.
Стратегическая цель общего образования была направлена в прошлом году на воспитание выпускника профессионально и социально мобильного, высоконравственного и культурного , эти цели можно достичь можно достичь только при высоком качестве и доступности образования.
В большинстве школ района созданы современные условия для оказания качественных образовательных услуг. Школы пополнились современным учебно -лабораторным оборудованием , компьютерной техникой.
С 1 сентября по новому стандарту начального общего образования будут обучаться 403 школьника 1-3 классов.
В настоящее время 90% обучающимся начальной школы обеспечена возможность пользоваться современным компьютерным и интерактивным оборудованием новыми учебно лабораторным пособием в соответствии с новыми ФГОС новой мебелью и бесплатными учебниками.
100% учителей начальных классов прошли повышение квалификации по вопросам проектирования образовательного процесса в соответствии с новым ФГОС,
Значительная часть учителей проектируют учебные занятия, способствующие формированию универсальных и предметных учебных действий, в соответствии с требованиями ФГОС. Здесь хочется отметить таких педагогов, как Нина Петровна Романова, учитель начальных классов Ленинского филиала, Нина Ивановна Клокова, Лидия Александровна Куренкова, Новопокровская сош, Галина Николаевна Матвеева, Лавровский филиал, Светлана Михайловна Иноземцева - Оборонинская школа, которые не боятся и делятся своими наработками и опытом не только с педагогами района, но и области.
Для более эффективного внедрения ФГОС необходимо обеспечить качественную подготовку детей к участию в итоговом мониторинге в новом учебном году, который проводится по завершению ступени начального общего образования.
За последние 3 год муниципальная система образования получила новый виток развития, общий объем средств из комплексной программы «Модернизации образования» составил 28.4 млн. руб., существенно обновлена учебно-материальная база общеобразовательных учреждений, Эти средства направлены прежде всего на создания условий для введения ФГОС, За последнии 3 года количество школ, соответстующих современным требованиям увеличилось с 70% до 90%.
Оптимизация сети образовательных учреждений способствовала расширению доступности к различным видам образовательных услуг.
В районе успешно работает программа «Школьный автобус». Для подвоза 396 детей открыты 15 школьных маршрутов.
Одним из ключевых направлений работы в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» выступает развитие кадрового потенциала школьного образования, необходимое для достижения качества образования, соответствующего требованиям инновационной экономики. Именно поэтому в муниципалитете образовательному уровню педагогических и руководящих работников предъявляются самые высокие требования.
Количество педагогических и руководящих работников образовательных учреждений района в 2012-2013 учебном году составило 306 работников.
Доля педагогов, имеющих высшее образование, общеобразовательных, составляет 92 %.
Сегодня возрастает роль аттестации педагогических и руководящих работников как средство стимулирования постоянного роста профессионального мастерства.
На сегодня доля аттестованных работников составляет 68%, что выше показателя прошлого года на 5,6%.
В районе разработан и действует Порядок аттестации руководителей. В 2013 году аттестовалось 10 директоров, двое руководителей аттестованы с замечаниями
Самым важным результатом работы общеобразовательных учреждений, отдела образования нужно считать успешную сдачу ЕГЭ по русскому языку и математике выпускниками общеобразовательных учреждений района. Все выпускники 2013 года упешно преодолели минимальный порог баллов по русскому языку и математике, и получили аттестаты о среднем (полном) общем образовании. 7 выпускников награждены золотыми, 6- серебряными медалями «За особые успехи в учении».
Воспользовавшись преимуществами, которые дает единый государственный экзамен, 54 выпускника наших школ поступили в высшие учебные заведения страны., в том числе и такие престижные как МИФИ, Первый Московский медицинский институт и т.д. 31 ребенок будет обучаться на бюджетной основе.
Среди выпускников общеобразовательных учреждений района 2013 года 7 выпускников набрали результат 90 баллов и более: по русскому языку, физике, информатике.
Доля выпускников, преодолевших границы минимального балла по всем предметам, составила 98,1%, что выше соответствующего областного показателя ( 96,2%).
В течение трех лет растет доля выпускников, участвующих в ЕГЭ по трем и более предметам ( 2011 год-73%, 2012-75%, 2013 год-84%).
Сегодня руководители школ достаточно четко понимают принцип обеспечения качественного и доступного образования при построении индивидуального образовательного маршрута выпускника, при выработке программ работы с одаренными и высокомотивированными школьниками.
Регулярно проводящиеся мониторинги качества обучения по обязательным предметам ( на школьном и муниципальном уровнях), обсуждение их результатов в учительской, ученической, родительской среде позволили усилить контроль муниципалитета, администрации школ, родительской общественности за качеством подготовки к государственной (итоговой) аттестации.
Однако есть и тревожные тенденции. Несмотря на большую популярность среди выпускников и значимость для поступления в высшие учебные заведения экзаменов по обществознанию, химии уровень подготовки выпускников по этим предметам снижается. Так, среди сдававших ЕГЭ о по обществознанию 2 выпускника не преодолели минимальный порог, тестовый балл ниже уровня 2012 года на 0,4 и ниже областного на 8 баллов. Тестовый балл по химии в 2013 году уменьшился на 12 баллов.
Результаты ЕГЭ по физике, истории, можно считать неоднозначными: в то время, как средний балл повышается, сохраняется количество не сдавших экзамен: по физике -10%, по истории- 6,25%.
Для того, чтобы закрепить успехи и устранить причины неудач, необходимо провести комплексный анализ на всех уровнях системы образования (от школьного, районного методических объединений учителей-предметников до муниципалитета), принять ряд управленческих решений, позволящих стабилизировать ситуацию.
Нельзя не сказать и об этической стороне ЕГЭ, которая приобретает все большую остроту и актуальность. Конечно же мы в стороне от тех скандальных ситуаций, которые происходят в стране. Но ряд неприятных ситуаций пришлось пережить детям, родителям, педагогам и организаторам государственной (итоговой) аттестации в районе.
Всех этих неприятностей можно было бы избежать, если бы в сознании детей, родителей и отдельных педагогов закрепилось мнение, что законы, в том числе Порядок проведения ЕГЭ и ГИА, разрабатываются для всех и от наказания за их неисполнение не застрахован никто.
Несмотря на неоднократные предупреждения организаторов ГИА в 9 классе о запрете использовать данные ответов на экзаменационные материалы, размещенные в Интернете, выпускники во время экзамена работали с данными материалами, показав неоправданно высокие результаты по обществознанию. Пять 100 балльных работ были перепроверены, результаты двух аннулированы,
Воспользовавшись данными Интернета 10 девятиклассников на экзамене по русскому языку получили 100 балльные результаты. Среди стобалльников и показавших другие высокие результаты оказались дети, уровень успеваемости которых оценивается оценкой «3». Самое неприятное в этой ситуации, что взрослые, в том числе педагоги, знавшие, на какие нарушения идут дети, не только не остановили их от неправомерных действий, но и поощрили их.
Так же мы провели детальный анализ и выяснили, что далеко не все выпускники, имеющие хорошие и отличные отметки по данным предметам, смогли показать хорошие результаты на экзаменах. Районным методическим объединениям учителей данных предметов необходимо проанализировать сложившуюся ситуацию и продумать пути решения данной проблемы.
Хорошо организованное профильное обучение – составная часть многогранной работы по развитию способностей каждого ребенка.
На профильном уровне в Оборонинской, Новопокровской и Ленинском филиале изучаются такие предметы, как химия, биология, математика, обществознание, экономика, право. ФГОС нового поколения нормативно закрепил возможность и право школьников обучаться по индивидуальным учебным планам.
18 старшеклассников обучаются по учебному плану для классов оборонно-спортивного профиля. В МБОУ «Оборониннская сош» осуществляется допрофессиональная подготовка обучающихся. 4 обучающихся дистанционно изучают на профильном уровне химию, биологию, физику. 26 обучающихся участвуют в реализации проекта дистанционного обучения иностранному языку.
Вместе с тем, имеются существенные недостатки профильного обучения - это отсутствие реальной индивидуализации обучения. В настоящее время нам так и не удалось изменить систему преподавания учебных предметов. Преподавание тех или иных учебных дисциплин не скорректировано под каждого школьника в зависимости от степени его заинтересованности в изучении предмета
Настоящее, подлинное профильное обучение должно искоренить массовое репетиторство, когда родители вынуждены платить за некачественное выполнение школой, учителями - предметниками своих обязанностей. Каждая школа должна выработать свою систему организации качественного образования, подчинив результатам работы деятельность педагогических советов, производственных совещаний, методических объединений, управляющих советов и родительской общественности.
Решение проблемы качества образования невозможно без целенаправленной работы с одаренными детьми.
Система поиска и сопровождения отбора талантливых детей в районе активно осуществляется через систему олимпиад и конкурсов; разработана и действует подпрограмма «Одаренные дети» муниципальной программы «Дети Тамбовщины».
Одним из показателей качества образования является наличие победителей и призеров этапов всероссийской олимпиады школьников.
В муниципальном этапе предметной олимпиады приняли участие 544 обучающихся, из них победителями и призерами стали 194 человека . В региональном этапе всероссийской олимпиады приняли участие 84 обучающихся ,и только 3 из них стали призерами: физическая культура - Жариков Дмитрий (10 кл.) и Завершинский Владислав (11 кл.) -учитель Анохин А.Н.; обществознание - Захаркевич Юлия (10 кл.)-учитель Косова Е.А.
Однако нас не может не беспокоить малое количество призеров регионального этапа олимпиады.
Руководителям ОУ необходимо проанализировать причины столь не успешного выступления и организовать методическое сопровождение. Невольно возникает вопрос: почему самые лучшие ученики, победители районного этапа, на олимпиадах регионального уровня неконкурентны? Очевидно, что есть ряд управленческих и методических проблем, связанных с повышением качества работы с одаренными детьми. Они требуют тщательного анализа, а где-то, возможно, и оргвыводов.
Уважаемые коллеги1
Органичной составляющей педагогической деятельности является воспитательная работа, которая должна быть интегрирована в общий процесс развития и обучения. В соответствии с целями и задачами в прошедшем учебном году были определены приоритетные направления, через которые осуществлялась воспитательная работа. Эти направления реализовывались через внеурочную деятельность, внеклассную работу, через систему дополнительного образования работу с родителями и общественностью,
В связи с возрастающей потребностью в обществе в гражданском становлении подрастающего поколения, в ОУ района большое внимание уделялось патриотическому и гражданскому воспитанию,,проводилась работа, направленная на профилактику правонарушений и социально негативных явлений среди подростков, а также профилактику семейного неблагополучия. Данное направление нашей деятельности требует постоянного и пристального внимания, так как еще много нерешенных проблем Прошу создать в школах обстановку нетерпимости к вредным привычкам, культивировать здоровый образ жизни как норму поведения. Здесь немаловажная роль принадлежит учреждениям дополнительного образования, которые должны направить свою деятельность на увеличения охвата детей качественными услугами, способствующие развитию личности и таланта детей.
Только в 2012-2013 учебном году прошло 58 муниципальных конкурсов и соревнований, в которых приняли участие все средние, основные и одна начальная школа (Карпельский филиал); в мероприятиях регионального уровня приняли участие 7 ОУ района:
- Ленинский филиал — в 21 конкурсе;
- Оборонинская сош -в 17 конкурсах;
- Новопокровская сош-в 7 конкурсах;
-Шульгинский филиал -в 4 конкурсах;
- Малолавровский филиал- в 2 конкурсах;
- Сосновский и Большеданиловский филиалы — по 1 конкурсу.
В мероприятиях всероссийского и международного уровней приняли участие 5 школ района:
-Оборонинская сош- в 5 конкурсах;
- Ленинский филиал- в 4 конкурсах;
- Новопокровская сош — в 2 конкурсах;
- Сосновский и Большеданиловский филиалы — по 1 разу.
Система дополнительного образования района имеет свои традиции и обладает достаточным ресурсом для интеграции в общее образование в целях реализации ФГОС.
Перспективная задача-подготовка нормативной базы для создания центра по работе с одаренными детьми и открытие групп полного дня в двух базовых школах.
В 2013-14 учебном году работа с мотивированными и одаренными детьми будет продолжена и, я надеюсь, что она будет выведена на качественно новый уровень.
Одной из важнейших задач государственной политики в области образования рассматривается задача обеспечения равного доступа к образованию детям с ограниченными возможностями здоровья.
Сегодня всеми формами обучения охвачены 16 детей-инвалидов школьного возраста.
В ходе реализации государственной программы Российской Федерации и областной целевой программы «Доступная среда на 2011-2015 годы» в 2012 году в МБОУ «Новопокровская сош», ее Ивановском филиале проведены мероприятия, направленные на создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию в образовательный процесс детей- инвалидов. В Новопокровскую сош поставлены аппаратно- программные комплексы для детей с ДЦП, слабовидящих и слабослышащих детей, проведены ремонтные работы на 1,5 млн рублей. 27 педагогов МБОУ «Новопокровская сош» и ее филиалов прошли курсы повышения квалификации по программе «Современные технологии инклюзивного образования». 27 педагогов МБОУ «Новопокровская сош» и ее филиалов прошли курсы повышения квалификации по программе «Современные технологии инклюзивного образования».
Главная цель нашей совместой работы образовательных – создание условий, гарантирующих охрану здоровья обучающихся, воспитание физически здоровой и духовно развитой личности. .
Специалистами здравоохранения проводится ежегодный медицинский осмотр детей. К сожалению, в районе отмечается рост заболеваемости детей и подростков, увеличение числа школьников, страдающих хроническими заболеваниями, нуждающихся в психолого – педагогической и медико – социальной помощи.
Для решения данной проблемы проводится большая работа по вовлечению несовершеннолетних в занятия физической культурой и спортом через посещение спортивных залов и сооружений образовательных учреждений района. В общеобразовательных учреждениях работают 47 кружков и секций спортивных направлений (в 2011-12 уч.году- 29). Данными видами спорта охвачено 628 человек, что составляет 40% от общего числа обучающихся.
Район располагает необходимыми ресурсами для решения проблемы здоровьесбережения школьников. В школах района в 2012/2013 учебном году действовало 15 спортивных залов (13 - типовых, 2 – приспособленных), 17– спортивных площадок.
В результате реализации программы «Модернизация» существенно укрепилась спортивная материально-техническая база учреждений. В 2013 году на ремонт спортзалов выделено 434тысячи 978 руб., спортинвентаря — 568 тысяч 750 рублей.
Средняя недельная занятость 1 спортзала по району составила 17,5 часов в неделю (в среднем по области 11,5 часов). Это меньше, чем в прошлом году на 3,5 часа. Сельские школы реализуют свой потенциал по минимуму. Так, например, в Кужновском филиале загруженность составила всего 4,3 часа. Самые высокие показатели в базовых школах: 37 часов - Оборонинской сош ; Новопокровской сош - 18 ч. Занятость пришкольных спортивных площадок в среднем по району составила 3 часа в неделю – это на уровне среднеобластных показателей.
В 2012/2013 учебном году в районе традиционно прошла школьная спартакиада по 10 видам спорта с общим охватом обучающихся в 750 человек.
Команды-победители и призеры районных соревнований приняли участие в зональных и областных соревнованиях:
Команда ДЮСШ заняла второе место в областных соревнованиях по футболу. В областных соревнованиях по гиревому спорту приняли участие 4 человека и все они стали победителями:
Уважаемые коллеги!
Завершая свой доклад, хочу еще раз назвать те задачи, которые будем решать в новом учебном году:
ñ Обеспечить введение ФГОС начального общего образования в 1-3 классах в штатном режиме;
ñ привести нормативную правовую базу общеобразовательного учреждения в соответствие с требованиями ФГОС;
ñ продолжить оснащение образовательных учреждений современным оборудованием , необходимым для выполнения требований нового ФГОС ООО к условиям образовательной деятельности;
ñ продолжить подготовку учителей основной школы к реализации ФГОС;
ñ принять меры по дальнейшему развитию организационных моделей дополнительного образования детей на базе школ, учреждений дополнительного образования, детских садов, обеспечить в 2013 году увеличение процента охвата детей и подростков от 5 до 18 лет дополнительным образованием до 67%;
ñ обеспечить дальнейшее внедрение информационно-коммуникационных ( в т.ч. дистанционных) технологий в учебный процесс, контроль за использованием лицензионного обеспечения в образовательных учреждениях; обеспечить работу школьных сайтов;
ñ продолжить реализацию комплекса эффективных мер:
- по обеспечению духовно-нравственного воспитания детей;
-по сохранению и укреплению здоровья школьников;
-по организации внеурочной деятельности обучающихся;
ñ активизировать взаимодействие с учреждениями профессионального образования, в том числе по моделям «колледж- класс» и «университетский класс», развитию системы агробизнес- образования;
ñ продолжить развитие профильного обучения по индивидуальным учебным планам;
ñ обеспечить функционирование системы внутреннего мониторинга качества образования.
Уважаемые коллеги! Системные изменения невозможны без объединения усилий органов законодательной, исполнительной власти, профессионального сообщества и общественности. Поэтому завершая выступление хочу выразить слова благодарности Главе администрации тамбовской области О И Бетину за его инициативы, направленные на поддержку образовательных учреждений, Главе района Сергей Викторовичу Манн за постоянное внимание к проблемам образования и их решение.
Позвольте также поблагодарить Районный Совет народных депутатов, органы местного самоуправления, учреждения культуры, здравоохранения и особенно родителей Которые занимают активную позицию по взаимодействию с образовательными учреждениями. Со своей стороны можем заверить, что все ,что делается в образовании, направлено на создание такой образовательной среды, в которой у каждого ребенка будет возможность раскрыть и реализовать свои способности ,стать настоящим Гражданами и патриотами своей страны.
Впереди новый учебный год. Хочется пожелать, чтобы этот год стал для вас годом исполнения поставленных задач, творческих свершений и побед, годом целенаправленной работы в соответствии с выбранными приоритетами! Поздравляю Вас с наступающим Днём знаний! Здоровья, профессионального роста, успехов!