Главное содержание

Открытый урок для 5 класса «Делимость натуральных чисел». Каракулько Е.П.

Tags: 5 класс | математика | урок

Открытый урок 

Математика, 5 класс, тема  «Делимость натуральных чисел»


автор: Каракулько Е.П. учитель математики МОУ «Оборонинская сош» Мордовского р-на Тамбовской области

Цели:
выработка умения обобщать изученный материал, анализировать, сопоставлять и делать выводы;
формирование навыков самоконтроля; воспитание чувства ответственности;
развитие памяти, воображения, мышления, внимания, сообразительности.
Оборудование:
написанные на доске примеры для устной и самостоятельной работы, раздаточный материал, учебник, тетрадь.
Тип урока:
комбинированный.

Ход урока:

I Организационный момент

Приветствие учащихся, сообщение цели урока.

II Устная работа

(учащийся может объяснить свои действия приведением правила)

1. Назовите делители натурального числа 36.

Правило. Делителем натурального числа а называется натуральное число, на которое а делится без остатка.

Ответ:1,2,3,6,9,18.

2. Назовите несколько кратных числа 36.

Правило. Кратным натуральному числу а называется натуральное число, которое делится без остатка на а.

Ответ:36,72.

3. Какое из чисел 100, 250, 21, 47 делятся на 10?

Правило. Если запись натурального числа а оканчивается на 0, то оно делится без остатка на 10.

Ответ:100,250.

4. Назовите первые пять натуральных чисел, которые делятся на 2. Почему?

Правило. Если запись натурального числа а оканчивается четной цифрой и 0, то оно является четным и без остатка делится на 2.

Ответ:2,4,6,8,10.

5. Объясните, почему натуральные числа, запись которых оканчивается на 5 и 0, делятся без остатка на 5.

Правило. Если запись натурального числа а оканчивается цифрами 0 или 5, то оно делится без остатка на 5.

6. Какие из чисел 75 441, 2 772 531, 10 100 100 делятся на 3, а какие на 9?

Правило. Если сумма цифр натурального числа а делится на 3, то и само число делится на 3 без остатка. Если сумма цифр натурального числа а делится на 9, то и само число делится на 9 без остатка.

Ответ:75 441,2 772 531,10 100 100 делятся на 3;2 772 531 делится на 9.

III Выполнение действий с числами

1. Выберите из чисел 5,7,14,23,15,33 те, которые являются :

1) Делителями числа 60.

Ответ: 5, 15.

2) Кратными 7.

Ответ: 7, 14.

3) Делителями 20 и кратными 5.

Ответ: 5.

2. Женя разложил 25 карандашей по 2 коробкам. Может ли в коробках быть одинаковое число карандашей?

Ответ: нет.

3. Запишите все числа, состоящие из цифр 1, 7 и 0. Какие из них будут делиться на 10?

Ответ: 170,710.

4. Запишите все двузначные числа, которые делятся на 5. Какие из них являются четными? Какие делятся на 10?

Ответы: двузначные числа: 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50, 55, 60, 65, 70, 75, 80, 85, 90, 95; четные и делящиеся на 10: 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90.

5. Напишите все двузначные числа, оканчивающиеся на 3. Какие из них делятся на 3, а какие на 9?

Ответы: делятся на 3 числа 33, 63, 93; делится на 9 число 63.

IV Устная работа

1. Какие из чисел 2, 3, 12, 23, 45 являются простыми, а какие составными? (Учащийся может аргументировать свои действия применением правила.)

Правило. Натуральное число является простым, если оно имеет только два делителя: единицу и само это число. Натуральное число является составным, если имеет более двух делителей.

Ответ: 2, 3, 23 - простые числа; 12, 45 - составные числа.

2. Разложите на простые множители числа 30 и 12 и найдите их

наименьшее общее кратное (НОК) и наибольший общий делитель

(НОД).

Ответы: 30 = 2 • 3 • 5, 12 = 2 • 2 • 3, НОД: 6, НОК: 60.

V Выполнение заданий

1. Определите, какие из четных чисел являются простыми, а какие

составными.

Ответ: 2 - простое число, все остальные четные числа составные.

2. Напишите все двузначные числа, разложение которых состоит

из двух простых однозначных чисел.

Ответ: 10, 14, 15, 21, 25, 35, 49.

3. Ребята на новогодней елке получили одинаковые подарки. Во всех подарках вместе было 27 апельсинов и 45 яблок. Сколько ребят было на празднике?

Ответ: 9 ребят.

4. Найдите наименьшее общее кратное чисел 108 и 64.

Ответ: 1728.

VI Самостоятельная работа

Составьте два различных четных трехзначных числа, которые делились бы на 5 и на 9 и состояли бы из одинаковых цифр. Найдитe их НОД и НОК.

Ответы: 180 и 810 (НОД = 90, НОК = 1620); 270 и 720 (НОД = 90, НОК = 2160); 360 и 630 (НОД = 90, НОК = 2520); 450 и 540 (НОД = 90, НОК = 2700).

VII Подведение итога урока

Домашнее задание. Прощание.

Комментарии   

 
0 #1 Оксана Губанова 20.11.2012 03:20
Спасибо! Очень интересно!
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить