Главное содержание

Современные педагогические технологии. Сайдулина Н. Е.

Доклад на тему:
«Современные педагогические технологии».


подготовила учитель географии Лавровского филиала МОУ "Шульгинская ООШ"

Сайдулина Наталия Евгеньевна.

Современные педагогические технологии напрямую связаны с гуманизацией образования (что способствует самореализации личности школьника). Особо следует отметить связь педагогических технологий с психологией, то есть каждая педагогическая технология должна иметь не только психологическое обоснование, но она должна иметь и практический выход.

Педагогическая технология (технология – от греческого "techne" - искусство, мастерство, умение и "logos" - наука) – это исследование с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса. Образовательной технологией можно назвать специально организованный процесс взаимодействия учителей и учащихся, направленный на достижение запланированных целей образования, то есть технологии учебного процесса.

Использование игр и игровых форм организации учебной деятельности.

Это, прежде всего предпосылка отхода от авторитарных методов обучения. Игры способствуют психологической раскрепощенности на уроках. Использование игровых форм позволяет повысить интерес к предмету. Виды игровых форм:

короткие игры (для усвоения конкретного правила, отработка навыка и т.д.)

игровые оболочки (представление урока в виде целостной игры)

длительные развивающие игры (подготовка проекта, дня самоуправления, передачи и др.).

Деловая игра – решает серьезные задачи, но в игровой форме, что позволяет обучаемым эмоционально раскрепоститься, проявить творчество (например, разыгрывание ролей, обсуждение конфликтных ситуаций, имитация профессиональной деятельности и т.д.).

Технологии обучения как способы конструирования учебной информации.

Необходимо научиться приемам реконструирования учебной информации и приемов преподавания.

Технологический подход – традиционное обучение на основе преобладающей репродуктивной деятельности.

Поисковый подход – на основе продуктивной деятельности. Цель: развить у учащихся возможности самостоятельно осваивать новый материал (4 вида усвоения: репродуктивный, аморитмический (применение усвоенного ранее по решению), эврестический (решение нетиповых заданий), творческий).

Дифференцированное обучение – целенаправленное воздействие на группы учащихся.

Информационные технологии – использование в образовании компьютерных программ.

Достоинства: дозировать материал, активная самостоятельность, постоянный контроль, индивидуальный темп, возможность использовать технические средства. Использование всего этого вовсе не означает, что объяснительно-иллюстрированные методы, фронтальные работы с учащимися изгоняются с урока.

Педагогические технологии.

Технологии педагогической диагностики и контроля:

- предварительный контроль (выявление уровня знаний)

- текущий и промежуточный контроль

- итоговый контроль

- компьютерный контроль (тесты).

Технология воспитания - это не формализм обезличивающий и обездушивающий воспитание. Современные технологии воспитания осуществляют комплексный подход. Общие признаки технологии воспитания:

- деятельностный подход (включение в деятельность, которая формирует личность)

- определение изначального уровня сформированности определенных качеств

- переход к самосовершенствованию (программа личностного самоусовершенствования).

Технология педагогического требования – вовлечение воспитанника в необходимую для него развивающую деятельность.

Что обеспечивает успех?

- требование должно быть доведено до конца

- больше позитива в требованиях и меньше постоянных запретов

- требование должно быть инструктивным, т.е. с некоторой инструкцией

- требование должно быть доступно

- мажорный характер требований с верой в ученика

- признавать право ученика на индивидуальность, неповторимость, особенность и т.д.

Педагогическое мастерство.

Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Педагогическое мастерство – это сплав личностных и профессиональных качеств. Педагогическое мастерство умеет анализировать складывающиеся педагогические ситуации.

Технологии педагогической коррекции.

Коррекция – выправление деформированных или отсутствующих психологических функций, устранение отставания, отклонений в развитии, нарушений. Раннее выявление отклонений в развитии- главное условие.

Здоровьесберегающие педагогические технологии:

- опережающее обучение

- уровневая дифференциация

- подача материала крупными блоками

- отслеживание соответствующих норм домашнего задания в соответствии с требованиями

- лего-технологии

- оеспечение психологической поддержки обучающихся

- использование учебных тренингов для укрепления памяти и отработки навыков.

Технологии реабилитации средствами искусства.

Исправление недостатков личности и даже лечение с помощью искусства – новое направление. Какие цели достигаются:

- социально приемлемый выход агрессивности и других негативных чувств

- интерпретация мышления при выполнении продуктов художественного творчества

- выражение чувств, которые ранее подавлялись

- внимания учащихся на ощущениях и чувствах

- развитие творческих способностей и повышение самооценки.

Использование цвета и танц-терапии отражает личностные особенности ребенка. Танцы – средство бессловесного общения, разрядки эмоционального напряжения.

Недостатки традиционного обучения:

- усредненный общий темп изучения материала

- единый усредненный объем усвояемых знаний

- большой удельный вес знаний, получаемых в готовом виде

- преобладание словесных методов

- затрудненность самостоятельной работы

- преобладание нагрузки на память.

Современные педагогические технологии направлены на устранение этих недостатков.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить