Разработка элективных курсов по математике: опыт, проблемы, решения.
- Подробности
- Категория: Методические рекомендации
- Создано 03.09.2009 12:09
- Автор: Горюшин А.Е.
- Просмотров: 9870
Разработка элективных курсов по математике: опыт, проблемы, решения.
Самыми излюбленными темами учителей математики являются (по убыванию количества представленных курсов):
• уравнения и неравенства;
• уравнения и неравенства с параметрами;
• уравнения и неравенства с модулем;
• функции и графики;
• элементы статистики и теории вероятности.
Конечно, любой кусочек учебного времени хочется потратить на поддержку своего предмета: не заниматься неизвестно чем, когда учащиеся не успевают качественно изучить программу по математике! Вместе с тем нужно четко понимать, откуда появилась возможность проведения элективных курсов, с какой целью они введены в базисный учебный план, почему школьнику предоставлена возможность выбора и т.д.
Серьезное внимание стоит уделить учителям названию разрабатываемого элективного курса. Как сегодня выясняется, это очень важно.
Наиболее типичные недостатки
• Серьезной проблемой является отсутствие или прямое непонимание учителями разницы между факультативами, кружками и элективными курсами.
• Дублирование основного, обязательного содержания учебных программ. Учителя стремятся превратиь время, отводимое на элективный курс, в примитивную консультацию для учащихся по вопросам школьной программы. Неоднократно обращалось внимание коллег, что элективный курс – это демонстрация предмета, это время для решения таких прикладных задач и такими средствами, с которыми учащиеся не встречаются на традиционных уроках в силу отсутствия учебного времени. Именно отсутствие обязательного регламента программы элективного курса позволяет исследовать одну задачу в течение нескольких занятий, увеличить время рассмотрения тех или иных вопросов теории и практики и др. И наоборот, если учитель чувствует психологический дискомфорт учащихся при встрече с предлагаемым материалом или формой его предоставления, он должен грамотно завершить, «закрыть тему».
• Низкий уровень научности программ.
• Превалируют традиционные уроки.
• Слабо выражен практико – ориентированный, интегративный характер программ.
• Традиционно учителями забывается вопрос о важной роли самостоятельной деятельности учащихся в процессе освоения содержания курса.
• Перегруженность информацией, нерациональное распределение времени.
• Несоответствие предлагаемого материала возрастным возможностям и индивидуальным запросам учащихся.
• Отсутствие контролируемости в ходе учебного процесса.
• Отсутствие структурных элементов программы или неправильное их оформление.
• Самые большие трудности вызывает у учителей разработка пояснительной записки к программе курса. Учителя не владеют методикой целеполагания (не разъясняют цель и задачи курса), примитивно объясняют актуальность и новизну предлагаемых материалов, порой отсутствует описание критериев оценивания успешности освоения курса учащихся. Из пояснительных записок, сопровождающих программы, слабо прочитываются технологии, используемые авторами курсов, не раскрываются формы организации учебных занятий.
Рекомендации учителям
1. Название курса должно быть по возможности привлекательным (ведь этот курс будут выбирать среди других).
2. Программа курса должна включать новые для учащегося знания, не содержащиеся в базовой программе и не дублирующие программу по математике средней и высшей школы.
3. Программа должна содержать знания, вызывающие познавательный интерес учащихся и представляющие ценность для обучения по выбранному ими профилю обучения (мотив обучения).
4. Как следствие предыдущего, программа должна позволить учащимссяоценить свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор своего дальнейшего пути после окончания школы.
5. Программа должна определять такую последовательность изучения знаний, которая является наиболее «коротким путем»: изучение новых знаний опирается на недавно пройденный и легко восстанавливающийся в памяти учащихся учебный материал.
6. Несмотря на то, что содержание элективных курсов не стандартизируется , необходимо, чтобы сам курс работал на достижение обозначенных в стандарте целей среднего образования вообще и математического образования в частности. И это, прежде всего, направленность любого учебного курса на достижение определенных результатов, -в частности, на формирование надпредметных умений и обобщенных способов деятельности, таких, как освоение способов деятельности, умения выстраивать ответ, участвовать в дискуссии, оппонировать и т.д.
7. Цели образования в соответствии со стандартом достигаются через реализацию личностно – деятельностного подхода в обучении. Поэтому в рамках любого элективного курса акценты должны быть смещены на формирование умений через активную самостоятельную деятельность учащихся: проектная и исследовательская работа, практические и лабораторные занятия, экскурсии, дискуссии и т.д.
8. Содержание элективного курса должно предусматривать наличие аппарата обращения к внешкольным источникам информации и к опыту школьника.
9. При построении программы элективного курса полезен модульный характер. Можно менять независимые по содержанию модули местами, конструировать курс из разного их количества.
10. Программа элективного курса носит примерный характер. Учитель в соответствии с запросами учащихся и своими профессиональными возможностями может осуществлять некоторую доработку программы в процессе ее реализации.
11. Содержание промежуточного и итогового контроля по курсу выбирает и разрабатывает сам учитель.
12. Темп изучения курса адекватен складывающейся ситуации: на каком-то материале задержались, где-то просмотрели бегло, что-то пропустили совсем.
Особенно сегодня актуальна работа школьных МО. Именно они должны первыми проводить экспертизу элективных курсов. Ведь кто, как не педагогический коллектив ОУ, может диагностировать потребность учащихся своей школы в том или ином учебном курсе и, соответственно, поручить учителю или группе учителей разработать программу элективного курса, а затем обсудить ее, скорректировать на заседании МО.