Главное содержание

Формирование ключевых компетентностей младших школьников в условиях образовательного учреждения. Шеина Н.Е.

Заместитель директора по УВР МОУ «Оборонинская сош» Мордовского района

Шеина Наталия Владиславовна

Формирование ключевых компетентностей младших школьников в условиях образовательного учреждения

Формирование ключевых компетентностей – одна из приоритетных задач, стоящих перед образовательным учреждением. При организации работы в данном направлении педагогический коллектив школы большое внимание уделяет:

  • созданию условий для формирования ключевых компетентностей детей дошкольного и младшего школьного возраста;
  • повышению педагогического мастерства и деловой квалификации педагогов МОУ;
  • комплексному решению задач компетентностного образования и воспитания детей в контакте с различными социальными партнерами ОУ ;
  • воспитанию и обучению ребенка совместными усилиями образовательного учреждения и семьи.

Успешность работы педагогического коллектива по формированию базовых ключевых компетентностей детей группы предшкольной подготовки и начальной школы возможна благодаря серьезной методической работе, осуществляемой в следующих направлениях:

  • предоставление педагогам своевременной информации по использованию в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий;
  • совершенствование теоретической и методической подготовки педагогов через проведение постоянно-действующих семинаров по наиболее актуальным вопросам компетентностного образования и воспитания дошкольников и младших школьников;
  • создание ситуации успеха для каждого педагога, построение системы стимулирования педагогов к использованию современных образовательных технологий в ОУ.

Формирование ключевых компетентностей дошкольников и младших школьников возможно через использование в воспитательно - образовательном процессе школы современных образовательных технологий. Хочется остановиться подробнее на использовании в УВП некоторых технологий, наиболее значимых, с нашей точки зрения. Рассматривая стандарты и программы, используемые в начальной школе, мы обнаружили, что содержательно в них заложены все вопросы, связанные с предлагаемыми компетенциями, подробно расписано содержание, с помощью которого возможно достижение поставленных целей и задач. Однако представленный подход формирует только знания о компетенции, но не обеспечивает их реализации в действии. Эти принципы были положены в основу выбора программ, по которым проходит обучение и воспитание в начальной школе. А это, прежде всего, личностно – деятельностный подход (единство личностного и деятельностного компонентов), предполагающий, что в центре обучения и воспитания находится ребенок: его мотивы, неповторимый психологический склад, физиологические и возрастные особенности. Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста возможно только при том условии, если они стали нормой педагогического взаимодействия с самых первых шагов воспитания в детском саду и обучения в начальной школе. Создание на базе школы групп предшкольной подготовки (у нас их – 3, общей численностью 26 человек) позволяет проследить путь развития ребенка от 5-6 до 11 лет, что дает возможность в период школьного обучения не растерять, а максимально развить все то, что было заложено в дошкольном детстве. Компетентностное образование и воспитание через построение учебно воспитательного процесса в школе на основе законов личностно – ориентированного обучения и воспитания предполагает:

  • признание ученика основным субъектом процесса обучения;
  • основная цель – развитие индивидуальных способностей ученика;
  • развитие ребенка является не побочным, пусть и весьма желательным эффектом, а выдвигается на первый план и является основной целью всего периода обучения;
  • сравнение результатов не по горизонтали, а по вертикали (сравнение результатов ребенка с собственными достижениями).

С этой целью, в образовательном учреждении, в течение последних лет разработаны и внедрены информационно – диагностические карты развития ребенка, позволяющие отследить особенности его развития. (Приложение 1). Особая практическая значимость данных карт заключается в первую очередь в том, что позволяет:

  • своевременно отслеживать динамику развития каждого ребенка, а не только детского коллектива в целом;
  • оптимально строить индивидуальную коррекционную работу;
  • скоординировать работу всего коллектива в целом (педагогов, психологической и медицинской служб).

Данные диагностических карт эффективно используются при работе психолого – педагогического консилиума, а так же помогают в работе с родителями. Преобладание в учебно – воспитательном процессе групповых форм работы, позволяет вводить схему субъект-субъектного, равнопартнёрского учебного сотрудничества, при которой налаживаются свободные коммуникации между всеми участниками учебно – воспитательного процесса на уроке и занятии, когда дети учатся совместно решать поставленные перед ними задачи, договариваться, убеждать и отстаивать свою точку зрения, оценивать свой труд и труд своих товарищей. Активное использование проектной деятельности в начальной школе формирует у детей умение решать стоящие перед ними проблемы. Важным является то, что дети учатся использовать имеющиеся у них знания, умения. Наряду с этим, нехватка знаний побуждает детей использовать все имеющиеся ресурсы: словари, справочники, Интернет и другое. Таким образом, при выходе из начальной школы дети вооружаются универсальными знаниями, которые будут необходимы им в дальнейшей жизни. Неоценимую помощь в формировании ключевых компетентностей играет, на наш взгляд, использование в УВП технологии формирования общеучебных умений и навыков. Базовые ключевые компетентности развиваются прежде всего через игру, которая является ведущим видом деятельности дошкольника и сохраняет важное значение в жизни младшего школьника. Именно игра позволяет сформировать у ребенка важнейшие новообразования. В образовательном учреждении сделан подробный анализ и классификация игр с точки зрения формирования ключевых компетентностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, разработаны педагогические принципы организации игр, раскрыта общая стратегия поведения воспитателя при организации игры и конкретная тактика его взаимодействия с детьми в игре на разных возрастных этапах.

В школе создана система психолого-педагогической поддержки воспитанников и учащихся, которая позволяет объединить усилия педагогов, психолога и всех других субъектов учебно–воспитательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей, наметить целостную программу индивидуального сопровождения и адекватно распределить обязанности и ответственность за ее реализацию. Роль психолого-медико-педагогического сопровождения учебного процесса в лице психолога, социального педагога, логопеда и валеолога в формировании у обучающихся основных компетенций очень велика. И начинается их работа задолго до начала учебного процесса.

Готов ли будущий первоклассник стать школьником? Как он войдет в школьную жизнь? Как будет учиться? Кто и как должен помочь ему? Как справиться с первыми школьными трудностями, если они вдруг появятся? Эти и еще масса других вопросов волнуют и родителей, и учителей начальных классов. Вот здесь-то и оказывают неоценимую помощь в адаптации младшего школьника, в установлении уровня его физического и психологического здоровья, в определении социальной среды, в которой живет и воспитывается ребенок те люди, о которых я говорила ранее. С этой целью в школе разработаны индивидуальные карты совместной диагностики готовности ребенка к обучению в школе (Приложение 2,3), которые позволяют на начало учебного процесса педагогу скорректировать свою работу так, чтобы учесть все особенности каждого ребенка и направить работу на формирование тех компетенций у ребенка, которые у него выражены менее всего. Как видите, с этими картами в обязательном порядке знакомятся родители, чтобы им была понятна индивидуальная траектория обучения и развития их ребенка: почему с ним занимается психолог, логопед, дополнительно педагог или почему ему в обязательном порядке нужны занятия в группе продленного дня.

Работа будет эффективной лишь при условии тесного сотрудничества школы и семьи, в результате которого складываются единые взгляды на обучение и воспитание дошкольников и младших школьников, и дети могут в семейных условиях продолжать обучение и закреплять полученные в школе знания, а приобретенные умения трансформировать в навыки и привычки. Формы работы психолого-педегогического сопровождения разнообразны: анкетирование детей и родителей, консультирование, семинары-практикумы, дискуссионные встречи с родителями, направленные на обогащение опыта родителей и активизацию их интереса к вопросам семейной педагогики и психологии семейных отношений.

На мой взгляд все сказанное выше должным образом влияет на формирование таких компетентностей, как информационная (готовность работать с информацией), коммуникативная (готовность к общению с другими людьми), социальная компетенция и толерантность (готовность к сотрудничеству с другими людьми), самообразование (готовность к постоянному совершенствованию). И как результат уровень обученности в начальной школе растет, при этом процент качества знаний остается стабильно на высоком уровне. 

Файлы:
Формирование ключевых компетентностей младших школьников в условиях образовательного учреждения
Дата 2012-01-02 Размер файла 15.04 KB Закачек 546

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить