Главное содержание

Модифицированная дополнительная образовательная программа «История родного края» для учащихся 7-9 классов. Дружинина Т.В.

Модифицированная дополнительная образовательная программа

«История родного края»

для учащихся 7-9 классов

(срок реализации программы – 3 года)

Составитель:

учитель географии Дружинина Т.В.

Краеведение – наиболее действенное средство воспитания ученического коллектива. Оно учит любить землю, уважать и любить людей, населяющих ее, беречь память о прошлом, приумножать славу земли русской.

Любовь к Родине у человека с ранних лет связывается с родным краем.

Актуальность избранной проблемы проявляется в непрерывной связи изучения основ наук с практикой, жизнью, окружающей действительностью.

Главное в системе обучения и воспитания – интеграция учебной (содержание определяется учебной программой) и внеурочной (содержание строится в соответствии с планом воспитательной работы школы) деятельности. В учебном краеведении участвуют все школьники, во внеурочном – на основе личной мотивации.

Новизна – в интеграции как форм организации, так и в содержании школьного краеведения.

Цель: ознакомление учащихся с историей родного края.

Задачи:

Образовательные:

1. Сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;

2. Расширить и углубить знания учащихся о родном крае;

3. Формировать умения и навыки общения, оформления экспозиций;

4. Учить навыкам общения, оформления творческих работ;

5. Научить учащихся самостоятельно работать с литературой, добывать знания.

Развивающие:

1. Развивать способности анализировать, сравнивать, обобщать факты; работать в группе (договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать свой вклад).

2. Развивать желание и умение участвовать в разнообразной поисковой, творческой, созидательной деятельности в природе, социуме.

3. Создать образные представления о жизни в обществе, об исторических источниках, их особенностях, формировать основы их анализа.

Воспитательные:

1. Воспитывать нравственные качества.

2. Воспитывать интерес к истории сёл;

3. Воспитывать в детях понимание ценности и значимости каждой человеческой жизни;

4. Воспитывать уважение к традициям своего народа.

Средством воспитания и образования служит участие в индивидуальной и групповой исследовательско-поисковой деятельности, освоение проектного способа преобразования своей жизни и окружающего сообщества – малой Родины.

Основными формами и методами работы являются беседы, встречи с жителями сёл, запись воспоминаний, интервью, экскурсии, составление альбомов.

Основные формы поисковой деятельности:

1. работа с архивными документами.

2. чтение (анализ) художественных произведений, публицистики по изучаемому вопросу.

3. работа с периодической печатью, сбор газетных статей об интересных людях и событиях сёл.

4. встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование.

5. переписка с земляками, проживающими за пределами сёл, района, области, родного края.

6. посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов.

7. поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры.

8. консультации с работниками библиотек, архивов.

Программа имеет интеллектуально-познавательную направленность. Она является долгосрочной. Срок ее реализации – 3 года по 144 часа в год. Занятия проводятся по 4 часа в неделю. Возраст детей, на которых рассчитана программа – 13-15 лет. Программа является модифицированной.

Ожидаемые результаты:

Первый год обучения: учащиеся должны знать историю сёл Большая Даниловка, Козьминка, Большая Романовка; уметь работать в системе диалога: с учителем, одноклассником, родителем, архивом, учебником.

Форма проверки результатов: оформление стендов «Наш край на планете Земля», «Профессии нашего села», очерки в районные СМИ, круглый стол по итогам кружка.

Второй год обучения: знать историю школы, колхоза; уметь анализировать и делать прогнозы.

Форма проверки результатов: оформление стендов «Учителя школы – отличники народного просвещения», «Ветераны ВОВ», альбом «Выпускники школы – колхозники-орденоносцы», круглый стол по итогам кружка.

Третий год обучения: знать историю Мордовского района, Тамбовского края, место своей малой родины в жизни района, области, государства; уметь описывать достопримечательности своего края, оформлять экспозиции, работать со справочной литературой, составлять краткую характеристику своего края на основе разнообразных источников исторической, географической информации и форм ее представления, вести переписку.

Форма проверки результатов: оформление школьного уголка «Мой родной край», творческий отчет.

Программа предусматривает использование межпредметных связей с историей, географией, литературой, рисованием. Возможно осуществление обратной связи, когда экспонаты и документальный материал, собранные кружковцами, будут использоваться на уроках и во внеклассной работе.

В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы кружка. Знания, навыки и умения, приобретаемые членами кружка:

1. овладение приемами исследовательской работы, обработки полученных материалов;

2. знание истории своих сёл, школы, колхоза.

Наглядным результатом работы кружка должен стать устойчивый интерес учащихся школы к деятельности краеведческого кружка. Одним из способов определения результативности могут стать итоги участия кружковцев в школьных, районных и областных краеведческих викторинах, конкурсах.

Общая деятельность заинтересованных людей создает атмосферу товарищества, единства.

Итог обучения:

  • собрать и оформить исторические источники по истории сёл;
  • описать достопримечательности родного края;
  • оформить альбом «Жизнь и деятельность поэта-земляка Иншакова»;
  • оформить стенды «Учителя школы – отличники народного просвещения», «Ветераны ВОВ», «Профессии нашего села», «Наш край на планете Земля».

Содержание изучаемого курса

Введение.

Вводная беседа. Задачи и содержание работы кружка. Особенности работы кружковцев. Организация занятий.

Раздел I. Туристско-краеведческие возможности родного края.

Физико-географическая и экономическая характеристика края. Географическое положение, рельеф, климат, воды суши, растительный и животный мир, полезные ископаемые и их значение, развитие сельского хозяйства, транспортная сеть. Памятные места.

Практические занятия. Экскурсии и походы по родному краю. Выполнение экспедиционных заданий. Работа с атласом Тамбовской области. Фотографирование интересных объектов.

Раздел II. История села.

1. История возникновения сёл Большая Даниловка, Козьминка, Большая Романовка.

Происхождение названия. Заселение края.

Первопоселенцы: время, обустройство, занятия.

Набеги кочевников в наши края.

Экономическое развитие края:

  • рост населения;
  • ведение хозяйства;
  • гнет крепостничества;
  • занятия, быт, труд;
  • торговля;
  • уровень образования и культуры, духовная жизнь села.

Практические занятия. Работа с архивными документами. Консультации с работниками библиотек. Встречи с жителями сёл.

2. Сёла в годы Советской власти.

Установление Советской власти в сёлах. Судьбы помещиков и их усадеб. Организация волостного Совета крестьянских депутатов. Действие Декрета о земле. Комитет бедноты. Земляки на фронтах гражданской войны. Легенда о банде антоновцев.

Создание партийной и комсомольской организации на селе. Их организаторы, вожаки.

Помощь города деревне в осуществлении культурной программы.

Практические занятия. Работа с архивными документами. Консультации с работниками библиотек. Встречи с жителями сёл.

3. Большая Даниловка, Козьминка, Большая Романовка в годы Великой Отечественной войны.

Наши земляки на фронтах войны. Помощь селян фронту. Участие комсомольцев в войне. Женщины на фронте и в тылу. Работники школы – участники войны. Участие наших земляков в патриотическом почине по сбору средств на строительство боевой техники.

Практические занятия. Работа с архивными документами. Встречи с жителями сёл. Переписка с земляками, проживающими за пределами сёл, района, области, родного края. Встречи с участниками исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование. Изготовление макетов землянок и других сооружений времен войны. Уход за памятниками и могилами воинов. Чтение (анализ) художественных произведений публицистики по изучаемому вопросу. Работа с периодической печатью, сбор газетных статей об интересных людях и событиях сёл.

4. История сёл в послевоенные годы.

Послевоенные годы сёл. Мы память павших чтим. Перспективы развития сёл.

Клуб, магазин, медпункт, почта, сельский совет, библиотека в жизни села.

Практические занятия. Знакомство с памятными местами сёл. Фотографирование, зарисовки.

Знатные люди сёл.

Практические занятия. Встречи с жителями сёл.

5. Никто не забыт, ничто не забыто.

Ветераны войны.

Практические занятия. Работа с архивными документами. Посещение памятника воинам ВОВ. Уход за могилами воинов ВОВ. Встречи с историками-краеведами.

6. Жизнь людей в наших сёлах.

Культура и быт односельчан. Традиции разных поколений.

Практические занятия. Интервью людей разных поколений.

Раздел III. Человеческая деятельность – средство единения человека и природы, человека с человеком.

1. Труд близких людей.

2. Профессии сёл.

Практические занятия. Экскурсии на предприятия села, где работают родители учащихся.

Раздел IV. Охрана природы.

1. Закон об охране природы.

2. Рациональное использование и защита окружающей среды от загрязнения.

Практические занятия. Участие школьников в мероприятиях по охране природы, участие школьников в лесопосадках. Работа с Красной книгой Тамбовской области.

 

Файлы:
Модифицированная дополнительная образовательная программа «История родного края»

Дата 2012-01-11 Размер файла 26.38 KB Закачек 536

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить