Модифицированная дополнительная образовательная программа «История родного края» для учащихся 7-9 классов. Дружинина Т.В.
- Подробности
- Категория: Программы
- Создано 11.01.2012 13:32
- Автор: Администратор сайта
- Просмотров: 11980
Модифицированная дополнительная образовательная программа
«История родного края»
для учащихся 7-9 классов
(срок реализации программы – 3 года)
Составитель:
учитель географии Дружинина Т.В.
Краеведение – наиболее действенное средство воспитания ученического коллектива. Оно учит любить землю, уважать и любить людей, населяющих ее, беречь память о прошлом, приумножать славу земли русской.
Любовь к Родине у человека с ранних лет связывается с родным краем.
Актуальность избранной проблемы проявляется в непрерывной связи изучения основ наук с практикой, жизнью, окружающей действительностью.
Главное в системе обучения и воспитания – интеграция учебной (содержание определяется учебной программой) и внеурочной (содержание строится в соответствии с планом воспитательной работы школы) деятельности. В учебном краеведении участвуют все школьники, во внеурочном – на основе личной мотивации.
Новизна – в интеграции как форм организации, так и в содержании школьного краеведения.
Цель: ознакомление учащихся с историей родного края.
Задачи:
Образовательные:
1. Сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
2. Расширить и углубить знания учащихся о родном крае;
3. Формировать умения и навыки общения, оформления экспозиций;
4. Учить навыкам общения, оформления творческих работ;
5. Научить учащихся самостоятельно работать с литературой, добывать знания.
Развивающие:
1. Развивать способности анализировать, сравнивать, обобщать факты; работать в группе (договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать свой вклад).
2. Развивать желание и умение участвовать в разнообразной поисковой, творческой, созидательной деятельности в природе, социуме.
3. Создать образные представления о жизни в обществе, об исторических источниках, их особенностях, формировать основы их анализа.
Воспитательные:
1. Воспитывать нравственные качества.
2. Воспитывать интерес к истории сёл;
3. Воспитывать в детях понимание ценности и значимости каждой человеческой жизни;
4. Воспитывать уважение к традициям своего народа.
Средством воспитания и образования служит участие в индивидуальной и групповой исследовательско-поисковой деятельности, освоение проектного способа преобразования своей жизни и окружающего сообщества – малой Родины.
Основными формами и методами работы являются беседы, встречи с жителями сёл, запись воспоминаний, интервью, экскурсии, составление альбомов.
Основные формы поисковой деятельности:
1. работа с архивными документами.
2. чтение (анализ) художественных произведений, публицистики по изучаемому вопросу.
3. работа с периодической печатью, сбор газетных статей об интересных людях и событиях сёл.
4. встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование.
5. переписка с земляками, проживающими за пределами сёл, района, области, родного края.
6. посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов.
7. поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры.
8. консультации с работниками библиотек, архивов.
Программа имеет интеллектуально-познавательную направленность. Она является долгосрочной. Срок ее реализации – 3 года по 144 часа в год. Занятия проводятся по 4 часа в неделю. Возраст детей, на которых рассчитана программа – 13-15 лет. Программа является модифицированной.
Ожидаемые результаты:
Первый год обучения: учащиеся должны знать историю сёл Большая Даниловка, Козьминка, Большая Романовка; уметь работать в системе диалога: с учителем, одноклассником, родителем, архивом, учебником.
Форма проверки результатов: оформление стендов «Наш край на планете Земля», «Профессии нашего села», очерки в районные СМИ, круглый стол по итогам кружка.
Второй год обучения: знать историю школы, колхоза; уметь анализировать и делать прогнозы.
Форма проверки результатов: оформление стендов «Учителя школы – отличники народного просвещения», «Ветераны ВОВ», альбом «Выпускники школы – колхозники-орденоносцы», круглый стол по итогам кружка.
Третий год обучения: знать историю Мордовского района, Тамбовского края, место своей малой родины в жизни района, области, государства; уметь описывать достопримечательности своего края, оформлять экспозиции, работать со справочной литературой, составлять краткую характеристику своего края на основе разнообразных источников исторической, географической информации и форм ее представления, вести переписку.
Форма проверки результатов: оформление школьного уголка «Мой родной край», творческий отчет.
Программа предусматривает использование межпредметных связей с историей, географией, литературой, рисованием. Возможно осуществление обратной связи, когда экспонаты и документальный материал, собранные кружковцами, будут использоваться на уроках и во внеклассной работе.
В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы кружка. Знания, навыки и умения, приобретаемые членами кружка:
1. овладение приемами исследовательской работы, обработки полученных материалов;
2. знание истории своих сёл, школы, колхоза.
Наглядным результатом работы кружка должен стать устойчивый интерес учащихся школы к деятельности краеведческого кружка. Одним из способов определения результативности могут стать итоги участия кружковцев в школьных, районных и областных краеведческих викторинах, конкурсах.
Общая деятельность заинтересованных людей создает атмосферу товарищества, единства.
Итог обучения:
- собрать и оформить исторические источники по истории сёл;
- описать достопримечательности родного края;
- оформить альбом «Жизнь и деятельность поэта-земляка Иншакова»;
- оформить стенды «Учителя школы – отличники народного просвещения», «Ветераны ВОВ», «Профессии нашего села», «Наш край на планете Земля».
Содержание изучаемого курса
Введение.
Вводная беседа. Задачи и содержание работы кружка. Особенности работы кружковцев. Организация занятий.
Раздел I. Туристско-краеведческие возможности родного края.
Физико-географическая и экономическая характеристика края. Географическое положение, рельеф, климат, воды суши, растительный и животный мир, полезные ископаемые и их значение, развитие сельского хозяйства, транспортная сеть. Памятные места.
Практические занятия. Экскурсии и походы по родному краю. Выполнение экспедиционных заданий. Работа с атласом Тамбовской области. Фотографирование интересных объектов.
Раздел II. История села.
1. История возникновения сёл Большая Даниловка, Козьминка, Большая Романовка.
Происхождение названия. Заселение края.
Первопоселенцы: время, обустройство, занятия.
Набеги кочевников в наши края.
Экономическое развитие края:
- рост населения;
- ведение хозяйства;
- гнет крепостничества;
- занятия, быт, труд;
- торговля;
- уровень образования и культуры, духовная жизнь села.
Практические занятия. Работа с архивными документами. Консультации с работниками библиотек. Встречи с жителями сёл.
2. Сёла в годы Советской власти.
Установление Советской власти в сёлах. Судьбы помещиков и их усадеб. Организация волостного Совета крестьянских депутатов. Действие Декрета о земле. Комитет бедноты. Земляки на фронтах гражданской войны. Легенда о банде антоновцев.
Создание партийной и комсомольской организации на селе. Их организаторы, вожаки.
Помощь города деревне в осуществлении культурной программы.
Практические занятия. Работа с архивными документами. Консультации с работниками библиотек. Встречи с жителями сёл.
3. Большая Даниловка, Козьминка, Большая Романовка в годы Великой Отечественной войны.
Наши земляки на фронтах войны. Помощь селян фронту. Участие комсомольцев в войне. Женщины на фронте и в тылу. Работники школы – участники войны. Участие наших земляков в патриотическом почине по сбору средств на строительство боевой техники.
Практические занятия. Работа с архивными документами. Встречи с жителями сёл. Переписка с земляками, проживающими за пределами сёл, района, области, родного края. Встречи с участниками исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование. Изготовление макетов землянок и других сооружений времен войны. Уход за памятниками и могилами воинов. Чтение (анализ) художественных произведений публицистики по изучаемому вопросу. Работа с периодической печатью, сбор газетных статей об интересных людях и событиях сёл.
4. История сёл в послевоенные годы.
Послевоенные годы сёл. Мы память павших чтим. Перспективы развития сёл.
Клуб, магазин, медпункт, почта, сельский совет, библиотека в жизни села.
Практические занятия. Знакомство с памятными местами сёл. Фотографирование, зарисовки.
Знатные люди сёл.
Практические занятия. Встречи с жителями сёл.
5. Никто не забыт, ничто не забыто.
Ветераны войны.
Практические занятия. Работа с архивными документами. Посещение памятника воинам ВОВ. Уход за могилами воинов ВОВ. Встречи с историками-краеведами.
6. Жизнь людей в наших сёлах.
Культура и быт односельчан. Традиции разных поколений.
Практические занятия. Интервью людей разных поколений.
Раздел III. Человеческая деятельность – средство единения человека и природы, человека с человеком.
1. Труд близких людей.
2. Профессии сёл.
Практические занятия. Экскурсии на предприятия села, где работают родители учащихся.
Раздел IV. Охрана природы.
1. Закон об охране природы.
2. Рациональное использование и защита окружающей среды от загрязнения.
Практические занятия. Участие школьников в мероприятиях по охране природы, участие школьников в лесопосадках. Работа с Красной книгой Тамбовской области.
Модифицированная дополнительная образовательная программа «История родного края» | |
2012-01-11 26.38 KB 546 |