Конспект урока "Разбор слова по составу и словообразовательный разбор" Плетнева Н. С.
- Подробности
- Категория: Русский язык и литература
- Создано 09.02.2010 11:55
- Автор: Горюшин А.Е.
- Просмотров: 105106
Конспект открытого урока
по русскому языку на тему:
«Разбор слова по составу и словообразовательный разбор»
учителя русского языка и литературы Плетневой Н.С.
Предварительная подготовка к уроку
Ученикам предлагается повторить темы «Словообразование» и «Состав слова», а также выполнить ряд упражнений, рассчитанных на отработку перечисленных тем.
Цели:
- повторить темы «Состав слова» и «Словообразование»;
- воспитывать у учеников интерес к процессу словообразования, воспитать умение грамотно и логично составлять новые слова и применять их в устной и письменной речи;
- развивать практические навыки словообразовательного анализа состава слова; научить практически использовать полученные в результате анализа знания.
Оборудование: учебник, выполненные на листе ватмана схемы словообразовательного разбора и разбору по составу слова, карточки с баллами – несколько штук от 1 до 5 баллов.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Работа над новым материалом.
Данный урок предполагается провести в виде соревнования: ученики, правильно отвечая на вопросы и выполняя задания, зарабатывают карточки с баллами – на каждой карточке от1 до 5 баллов, в зависимости от сложности от сложности вопроса и полноты ответа. В конце урока подводится подсчет карточек и поощрение – например, три ученика, набравшие наибольшее количество баллов, получают зачет «автоматом», остальные, в зависимости от полученных на уроке баллов, некоторые «поблажки» на зачете либо другое поощрение.
Учитель: На прошлых уроках мы изучили, а затем повторили темы «Состав слова» и « Словообразование». Данные темы относятся к более крупной части системы наук о языке – словообразованию. Как и другие части языкознания – морфология, орфография, лексика, - словообразование также имеет ряд типов разборов слова. В частности, это разбор слова по составу и словообразовательный разбор. Обратимся к таблице и повторим этапы того и другого анализа.
План разбора слова по составу:
1 |
Окончание |
Для определения окончания необходимо изменить слово и выделить изменяющуюся часть |
2 |
Основа |
Основа слова определяется с помощью отсечения окончания. Часть слова без окончания и является основой |
3 |
Корень |
Корень выделяется с помощью подбора однокоренных слов и является их общей частью |
4 |
Суффикс |
Суффикс выделяется путем подбора различных однокоренных слов, а также слов с аналогичными частями |
5 |
Приставка |
Приставка определяется по схеме аналогичной определению суффикса |
План словообразовательного разбора:
№ |
Процесс |
Примеры |
1 |
Дать толкование лексического значения анализируемого слова |
Писатель – человек занятый написанием чего-либо |
2 |
Сравнить состав анализируемого слова с однокоренными; выявить ту часть ( или части) слова, с помощью которой оно образовалось |
Писатель – писать;-тель |
3 |
Определить, от чего образовано слово |
Писатель – от основы писа- слова писать |
4 |
С помощью чего образовано и способ образования |
|
Учитель: Разберем по составу слово «улетают» и произведем его полный орфографический разбор.
Учитель записывает на доске, по ходу проговаривая написанное, ученики записывают в тетрадь.
- Состав слова.
- Окончание. Улетают – улетает, улетаешь. Окончание – -ют.
- Основа. Основа слова – улета- .
- Корень. Улетают – перелет, прилетать, летать. Корень – -лет-.
- Суффикс. Суффикс слова – -а-.
- Приставка. Улетает – прилет, летать. Приставка – у-.
- Словообразовательный анализ.
- Улетать – летя, направляться куда-нибудь.
- Улетать – улет, полет, прилетать, лететь, летать.
- Образовано с помощью приставки у- от основы слова «летать».
- Способ образования – приставочный.
Упражнение 1
Ученики по очереди заполняют таблицу. Слова для разбора диктует преподаватель. Правильный ответ – 3 балла.
Разбор слова по составу |
Словообразовательный анализ слова |
|
|
Слова для разбора: сверхсекретный, внештатный, раскрасавиц, завхоз, спецкор, пароходный, подгруппа, санчасть, предгрозовой, сбербанк, паровоз, нефтеналивной, неурожай, наушник.
Упражнение 2
Ученики по очереди выполняют упражнение на доске, учитель диктует слова для разбора. Правильный ответ – 2 балла.
Составьте словообразовательную цепочку по образцу: Красноватенький – красноватый – красный.
Доледниковый, долголетие, прескучный, пересоленный, сверхготовность, ненаучный, раскрасавец, бесчеловечный.
(Ледник, долгий, скучный, соль, готовность, наука, красавец, человек...)
Упражнение 3
Выполняется аналогично второму упражнению. Правильный ответ – 3 балла.
Восстановите слова, которые в словообразовательном ряду находились между исходным и полученным словом по образцу: Лесочек – лес; лесочек – лесок – лес.
Болезненность – боль, приукрасить – красить, разговорчивость – говор, сверхзащитный – защита.
(Болезнь, украсить, разговор, защитный.)
Упражнение 4
Выполняется всеми учениками в тетради. Каждый по очереди комментирует выполнение упражнения. Правильный ответ – 1 балл.
Разберите по составу следующие слова.
Черноглазая, сверхпроводимость, летчик-испытатель, перенапряжение, непререкаемый, поблагодарить, верхолаз, полевод, профком, прикосновение, изложение, растирать, товарищеский.
Упражнение 5
Выполняется всеми учениками в тетради. Каждый по очереди комментирует выполнение упражнения. Правильный ответ – 5 балл.
Заполните таблицу:
Приставочный |
|
Суффиксальный |
|
Приставочно-суффиксальный |
|
Сложение (основ слов или целых слов) |
|
Сложение сокращенных слов |
|
Переход одной части речи в другую |
|
Летчик, парашютистка, электровоз, малодоступный, престранный, преподнсти, раненый, юнкор, ТЮЗ, турпоход, больной, птицефабрика, учительская, МГУ, привстать, сотрудник, кресло-кровать, сбербанк.
(1 – преподнести, привстать; 2 – летчик, парашютистка; 3 – престранный, малодоступный, сотрудник; 4 – электровоз, турпохлд, птицефабрика, кресло-кровать, сбербанк; 5 – юнкор, ТЮЗ, МГУ; 6 – учительская, раненый, больной.)
IV. Подведение итогов
Учитель просит учеников ответить на ряд вопросов(правильный ответ – 1 балл):
- Какие пункты включает в себя словообразовательный анализ слова?
- Из каких частей состоит разбор слова по составу?
- Какие типы словообразования вам известны?
Происходит подсчет карточек, поощрение учеников, набравших наибольшее количество баллов.
V. Домашнее задание
Ученикам предлагается подготовиться к предстоящему зачету.
Комментарии
раскрасавец суффикс -ец-!!!!
RSS лента комментариев этой записи