Главное содержание

Интеллектуальная игра «Умники и умницы» Романова В. Е.

Лавровский филиал МОУ «Новопокровская сош» 

Интеллектуальная игра

 «Умники и умницы»

Составитель: учитель русского языка и литературы Романова Валентина Егоровна. 

2008 год.

Цель: развитие интереса к изучению литературы и русского языка;

формирование умения применять знания на практике;

развитие мыслительной способности;

воспитание любви к родному языку и литературе.

Участники: учащиеся 9-11 классов (3 человека от каждого класса)

Ареопаг: учитель русского языка, учитель истории, заместитель директора по воспитательной работе.

ИНТЕЛЛЕКТ. Способность человека мыслить, основа сознательной, разумной жизни; мыслительная способность, умственное начало у человека. интеллектуальный, –ая, –ое.

Первый агон.

Розыгрыш дорожек:

Назовите известные произведения А.С.Пушкина. (Назвавший наибольшее количество произведений первым выбирает дорожку)

Зеленая дорожка.

1.Расположите имена русских писателей в хронологической последовательности (по дате рождения): Гоголь, Державин, Некрасов, Есенин, Лермонтов, Пушкин, Карамзин.

(Державин, Карамзин, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Есенин)

2.Определите жанры произведений: «Русский язык» Тургенева, «Бедная Лиза» Карамзина, «Слово о полку Игореве», «Медный всадник» Пушкина, «Море» Жуковского.

(стихотворение в прозе, повесть, слово, поэма, элегия)

3.Определите название произведения и автора по финальным строкам.

«... Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует Вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице.»

(Н.В.Гоголь «Ревизор»)

4.О каком герое идет речь?

На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно – будто лебедушка;

Молвит слово – соловей поет;

Горят щеки ее румяные,

Как заря на небе божием.

Косы русые, золотистые,

В ленты яркие заплетенные,

По плечам бегут извиваются,

с грудью белою цалуются.

В семье родилась она купеческой,

Прозывается ...

(Алена Дмитревна из поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

Желтая дорожка.

1.Отгадайте, что имеют ввиду участники разговора на рынке?

-Она красная?

-Нет, черная.

-А почему белая?

-Потому что зеленая.

(смородина)

2.Узнай произведение по его началу, назовите автора.

Немного лет тому назад

Там, где сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь...

(«Мцыри» М.Ю.Лермонтов)

3.Определите жанр фольклора:

У миленочка в дому

Была конференция:

Ему невесту выбирала

Вся интеллигенция.

(частушка)

Красная дорожка.

1.В каком произведении сюжет соотносится с картинками, помещенными в жилище героев?

(Притча о блудном сыне; А.С.Пушкин «Станционный смотритель»)

2.Вспомните известное стихотворение С. Маршака про даму, которая сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж, корзину, картину, картонку и маленькую собачонку. Перепишите вещи в алфавитном порядке.

(Диван, картина, картонка, корзина, саквояж, чемодан)

Второй агон.

Вопрос для розыгрыша дорожек.

Назовите полные имена литературных героев: капитанская дочка, Чацкий, купец Калашников.

(Маша Миронова, Александр Андреич, Степан Парамонович)

Зеленая дорожка.

1.Опишите действия человека, образуя от слова шли другие слова.

(вышли, пошли, перешли, обошли, подошли, зашли)

2.Назовите автора данных произведений: «Людмила», «Кубок», «Лесной царь», «Ивиковы журавли»

(В.А.Жуковский)

3.Чем фабула отличается от сюжета?

(Фабула - события в хронологической последовательности)

4. Из какого произведения эта дата?

4.Были века Трояна, минули годы Ярославы.

Слово о полку Игореве»)

Желтая дорожка.

1.Перу какого писателя принадлежат эти произведения: «Модна лавка», «Обоз», «Вельможа», «Волк на псарне»?

(И.А.Крылов)

2.Чем отличается невежа от невежды?

(Невежа – грубый, невоспитанный человек; невежда – малообразованный)

3.Герою какого произведения снится этот сон?

«... и теперь как шальной хожу. Ночь всю дрянь така в глаза лезла... То ты матушка, то батюшка... лишь стану засыпать то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку. так мне и жаль стало... тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку»

(Д.И.Фонвизин «Недоросль» Митрофанушка)

Красная дорожка.

1.Объясните, в каком значении употребляются выражения: медвежий угол, медвежья услуга, медвежья болезнь, медвежьи объятия?

(медвежий угол – захолустье; медвежья услуга – неловкая помощь; медвежья болезнь – расстройство кишечника при волнении, испуге; медвежьи объятия – тяжелые и неловкие)

2.Какое отношение к Пушкину имеют имена: О.Кипренский, П.Соколов, В.Серов, В.Фаворский?

(Портреты Пушкина)

Третий агон

Розыгрыш дорожек

Вспомните фразеологизмы о языке.

(Язык не поворачивается, язык заплетается, язык прилип к гортани, язык отнялся, язык хорошо подвешен, язык без костей, язык чешется, язык развязался, язык распустил, черт дернул за язык, типун тебе на язык и др..)

Зеленая дорожка.

1.Определите произведение древнерусской литературы.

«Благоверный же князь Петр повелевает: «Везите меня к этой девице». И привезли его, и послал он одного из слуг своих, чтобы тот спросил о награде за излечение. И сказала девица без обиняков: «Если не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его». И вернулся человек тот, и передал смиренному, чистосердечному князю ее слова».

(Повесть о Петре и Февронии Муромских)

2. Выделите слова с буквами - йотоносителями.

Юра принес друзьям оладьи с яблоками.

(Юра, друзьям, оладьи)

3. Чем отличается картофель от картошки?

(Картошка - разговорное слово)

4.Распределите эти произведения в хронологической последовательности: ода «Фелица», «Хамелеон», «Тарас Бульба», «Сказание о Борисе и Глебе».

Сказание о Борисе и Глебе», ода «Фелица», «Тарас Бульба», «Хамелеон»)

Желтая дорожка.

1. Определите автора афоризма: «Человек создан для счастья, как птица для полета»

(В.Г. Короленко)

2.Как вы определите падеж слова ГОРОДА?

(Города – мн.ч., им.п.; города – ед.ч., р.п.)

3.Кушать или есть? Какое слово употребляется при местоимении Я?

(При подлежащем Я глагол кушать лучше не употреблять. Это считается недостатком воспитания)

Красная дорожка.

1. Скажите правильно: вылазь, ездию, лягет, ляжу, нагинаться, хочем.

(Вылезай, езжу, ляжет, лягу, нагибаться, хотим)

2. Узнайте произведение по напутствию родителей своим детям при расставании.

«Теперь благослови, мать, детей своих. Моли бога, чтобы они воевали храбро, не запятнали честь рыцарскую, чтобы стояли всегда за веру Христову, а не то пусть лучше пропадут, чтобы и духу их не было на свете»

(Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»)

Финальная игра.

Розыгрыш дорожек.

Выразительное чтение стихотворения.

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

А.А. Ахматова.

1917 год

Зеленая дорожка.

1.Сколько слов спрятано ГВОЗДИКИ, УЖЕ, КРУГОМ?

(семь)

2.Прием на должность секретаря.

- Владеете ли вы английским языком?

-Да, владею.

-А немецким?

-Свободно на нем разговариваю.

-А эсперанто?

-О, да! Я жила там несколько лет.

На чем основан комизм ситуации?

(Эсперанто – искусственный международный язык, создан в 1887 г. Словарный состав эсперанто основан на лексике, общей для многих европейских языков. Доктор Esperanto – надеющийся)

2.Можно ли столкнуться с самой наисложнейшей проблемой?

(Нет. Самый наисложнейший – такое словосочетание не употребляется)

3.Сколько букв и сколько звуков в русском языке?

(33 буквы, 42 звука)

4.На постах губернатора в Олонецкой губернии и в Тамбове Г.Р.Державин развернул кипучую деятельность по поддержке культуры. Что именно он сделал?

(Открытие типографии, основание народного училища, открытие первого публичного театра, вышла первая провинциальная газета «Тамбовские известия»)

Желтая дорожка.

1.Объясните фразеологизм ЗНАТЬ НА ЗУБОК. Как он возник?

(Эта поговорка возникла из обычая проверять на зуб подлинность золотых монет, колец и других изделий из благородного металла. Прикусишь монету зубами, и если не осталось на ней вмятины – значит, подлинная, неподдельная. А ведь могла попасться фальшива: внутри полая или залитая дешевым металлом.

Этот обычай вызвал к жизни и другое яркое, образное выражение раскусить человека, что это значит: досконально узнать его достоинства, недостатки, намерения.)

2.Для обращений в древнерусском языке существовал особый падеж, какой?

(Звательный)

3.Эта книга про бойца без начала и конца. О каком это произведении?

(«Василий Теркин» Твардовский)

Красная дорожка.

1. Учитель попросил Сережу принести свой рисунок. Чей рисунок принесет Сережа?

2.Объясните: просить деньги и просить денег.

(Просить деньги – определенную сумму, просить денег – неопределенное количество)

Награждение победителя.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить