Главное содержание

"Если ребёнок берёт чужое…" статья в районную газету «Новая жизнь» №46 от 18 ноября 2010

Если ребёнок берёт чужое… 

         Такое случается не только в замещающих семьях, но об этом не принято никому рассказывать, так как детское воровство считается чем-то постыдным. Обычно первая реакция родителей – шок, растерянность. «Как же так? – думают они, - Ведь в нашей семье никогда не было воров! В кого он пошёл?» Если ребёнок приёмный, ответ на этот вопрос напрашивается сам собой: «В кровных родителей. Это гены виноваты! Яблоко от яблони недалеко падает!» Так ли всё просто? Попробуем разобраться в причинах детского воровства и, главное, понять, что делать, если оно произошло.

         Для начала вспомним непреложное правило: «Не пойман – не вор». Никогда нельзя обвинять ребёнка в воровстве, если вы сами не застали его «на месте преступления» или у вас нет неопровержимых доказательств. Несправедливым обвинением вы можете нанести ему тяжелейшую психологическую травму. Сначала убедитесь, что пропавшая вещь действительно была у вас украдена, а не потеряна, не забыта где-то или не спрятана «надёжно» вами самими. Если кража всё же  имела место, действительно ли её совершил ребёнок? Ведь это мог сделать кто-то другой. Но, даже убедившись в виновности ребёнка, не спешите называть его вором и пророчить криминальное будущее.

         До 3-х лет у детей ещё не сформировано понятие о собственности. Двухлетний малыш считает «своим» всё, что ему понравилось или чего захотелось. Он может взять без разрешения красивую игрушку, принадлежащую другому, или лежащее на столе недоеденное яблоко, хотя видел, что его положил другой ребёнок. Бесполезно наказывать его за это. Ведь малыш ещё не понимает, что сделал плохо. Нужно выразить своё неодобрение такому поступку, но не ругать ребёнка, а терпеливо объяснить ему, что вещь чужая, показать, как огорчён пропажей её хозяин, и помочь вернуть взятое владельцу.

Бывает, что и  более старшие дети, у которых не сформированы морально-этические представления, сила воли, которые привыкли получать всё, что им захочется, не зная отказа, не умеют ставить себя на место другого, берут чужое, не видя в этом ничего дурного. В этом случае родителям необходимо срочно «заполнять пробелы» в воспитании своего чада.

Адекватные представления о собственности могут быть не сформированы и у детей, воспитывавшихся в детских домах. Вспомните старый советский фильм «Девчата». Главная героиня, бывшая воспитанница детдома, оказавшись одна в комнате, где ей предстоит жить с другими девушками, берёт у них из тумбочек продукты и пьёт чай. Её искренне удивляет и даже возмущает замечание одной из «пострадавших»: «Кто же это тебя научил по чужим тумбочкам лазить?» «В жизни не видела такой единоличницы!» – говорит она.

Однако чаще всего выросшие в нормальных семьях дети уже в дошкольном возрасте знают, что брать чужое без разрешения нельзя. Но одно дело знать, а другое – устоять перед искушением, когда, например, видишь пистолетик, который может громко стрелять и сверкать красным огоньком, и этот пистолетик одиноко лежит на столе и, похоже, совсем не нужен хозяину. Чем младше ребёнок, тем труднее ему это искушение преодолеть и не взять себе понравившуюся вещь. Понимая, что делает плохо, он ищет себе оправдание. Если вы заметили у своего ребёнка чужую игрушку, выясните, откуда она у него. Дети любят меняться. Не зная «взрослой» ценности вещей, они могут сменять светлячка на игрушечный самосвал, как это сделали герои рассказа В.Ю. Драгунского «Он живой и светится». Поэтому не нужно сразу говорить ребёнку: «Ты украл». Вещь, взятую «без спросу» нужно вернуть, извинившись перед хозяином. Поймите, что ребёнку бывает трудно сделать это самому. Помогите ему, пойдите вместе с ним. Покажите, что вы понимаете его чувства: «Я понимаю, что тебе очень хочется иметь такой пистолет. Но ведь он не твой, а Сашин. Саша очень расстроился, когда он пропал. Что бы ты чувствовал, если бы у тебя пропала любимая игрушка?». Такие кражи обычно бывают случайными, не запланированными заранее, и не повторяются в последствии.

Часто истинной причиной детского воровства является эмоциональная холодность в семье или отвержение в группе сверстников.

Ребёнок может с помощью воровства привлекать к себе внимание близких. Такие дети обычно не очень-то стараются «замести следы», и их легко разоблачают. Их цель – не завладеть чужой вещью, а быть замеченными.

Непопулярные среди сверстников дети иногда воруют дома деньги,  покупают на них сладости и раздают другим детям. Так они пытаются приобрести себе друзей. Многие из них вовсе не считают, что совершили кражу. Ведь они взяли деньги у себя дома. Этих ребят нужно учить общаться с окружающими, повышать их самооценку и уверенность в том, что они могут быть интересны и привлекательны для окружающих, благодаря своим личностным качествам, способностям, а не с помощью подкупа. Объясните им, что «дружба», купленная за конфеты, кончается также быстро, как и сами конфеты. Помогите найти настоящих друзей.

Младшие школьники и подростки, стремящиеся к лидерству, но не  признанные одноклассниками, также могут попытаться с помощью денег «купить» себе авторитет. Мальчики-подростки так привлекают к себе внимание понравившихся девочек. Такие поступки свойственны детям, которые из семьи или из средств массовой информации усвоили убеждение, что «деньги в этой жизни решают всё».

Если ребёнок ворует вещи или деньги у одноклассников, он может таким способом мстить им за плохое отношение. Бывает, что украденные вещи он подбрасывает своему сопернику, чтобы подорвать его авторитет в классе.

Также причиной кражи денег может быть вымогательство со стороны старших ребят или сверстников, связанных с дурной компанией. Если ребёнок рассказал вам об этом или у вас есть такие подозрения, нужно действовать совместно с классным руководителем и администрацией школы.

И в конце несколько общих советов.

Нужно, чтобы ребёнка удерживало от воровства внутреннее убеждение в неприемлемости  такого поступка, а не страх наказания.

По возможности, давайте школьнику деньги на карманные расходы (сумма не должна быть большой) и обсуждайте с ним, на что их лучше потратить. Из этих денег он может часть откладывать в свою копилку, чтобы со временем купить вещь, которую хочет получить. Не рекомендуется награждать ребёнка деньгами за хорошие оценки и помощь по хозяйству.

Подростки, начиная с 14-и лет, уже могут сами заработать деньги во время каникул.

Привлекайте ребёнка-школьника к планированию семейного бюджета, чтобы он знал, на что идут деньги семьи, понимал, что средства родителей небезграничны и приходится выбирать, что важнее купить.

Очень важно, чтобы в семье была атмосфера взаимного доверия. Ребёнок должен знать, что если у него возникнут серьёзные проблемы, он может рассчитывать на поддержку родителей, а не будет отвергнут ими.

 

Е.В.Боева – ведущий специалист отдела образования,

М.А Уколова, О.В. Фирсова

– специалисты по сопровождению замещающих семей

Районная газета «Новая жизнь» №46 от 18 ноября 2010

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить