Декоративно-прикладное творчество как одна из форм развития творческих способностей. Рыжкова Е.В.
- Подробности
- Категория: Информационно-аналитические материалы
- Создано 02.11.2012 09:55
- Автор: Администратор сайта
- Просмотров: 6618
Декоративно-прикладное творчество как одна из форм развития творческих способностей
Автор: Рыжкова Елена Викторовна.
Материалы представлены на ярмарке инновационных педагогических технологий.
...Роспись хохломская, словно колдовская,
В сказочные дали с нею загляни.
Станешь ты добрее, станешь ты мудрее,
Радостью и солнцем заискрятся дни.
Заиграют краски, станет мир прекрасней:
Радуга на небе, широта полей...
И поймешь, что нету ничего на свете
Краше и дороже Родины твоей.
Проблема развития творческой личности ребенка является одной из актуальных на современном этапе развития нашего общества.
И именно дополнительное образование выполняет функцию всестороннего развития личности ребенка, исходя из потенциала его свободного времени, и обладает рядом особых черт, недоступных или малодоступных базовому школьному образованию. Это избирательность и добровольность участия детей в выборе, какой-либо деятельности, развитие частных интересов личности; развитие творческого потенциала конкретного ребенка; большой выбор познавательной, творческой и практической деятельности; нестандартность процесса образования; разновозрастной состав учащихся.
Я считаю, что развить творческие способности воспитанников в полной мере позволяет декоративно-прикладное творчество в целом и курс художественной росписи в частности. Данный курс отвечает спросу воспитанников, их интересу к народному творчеству и особенно ценен тем, что позволяет развить у детей нравственное, эстетическо-художественные качества, познавательную активность, любознательность, трудовые навыки и умения, и самое главное, способствует развитию всесторонней гармоничной личности детей.
Насколько многогранна наша жизнь, настолько многогранна и личность ребенка. Поэтому и работу я строю с учетом этой особенности. Личность ребенка можно представить, вообразив в виде зеркального многогранника, каждая грань которого – это те качества и способности, которые он приобретает в ходе образовательного и творческого процесса. А в душе ребенка, как в зеркале отражается все то, что его окружает: и хорошее, и, к сожалению, плохое. И если мы в душе ребенка посеем семена доброты, человечности, милосердия, то они прорастут удивительными цветами разумного, доброго, вечного.
Для меня самое главное, что происходит в душе ребенка, как изменяется его внутренний мир, меняется ли отношение к окружающим, становится ли он добрее, отзывчивее. Очень важно, чтобы ребенок вкладывал хотя бы малую частицу своей души в творчество.
Основная цель моей педагогической деятельности – саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность и освоение различных видов декоративно-прикладного творчества.
«Традиции предков – в новый век»
Боева Светлана
Тамбовская область, р.п. Мордово
МОУ ДОД «Районный Дом детского творчества»
Возраст: 7 класс, 13 лет
Педагог:
Рыжкова Елена Викторовна
В работе «Традиции предков – в новый век» собран материал, который познакомит с русским народным художественным промыслом – Хохломская роспись по дереву и поможет сделать «первые шаги» в художественной росписи.
Работа состоит из 3-х разделов, которые знакомят с историей происхождения хохломского промысла, с материалами и инструментами, необходимыми для росписи, а так же с простыми и доступными приемами росписи с использованием наглядных иллюстраций.
Рейтинговая система в объединении декоративно-прикладного творчества
Данная система применяется в объединении декоративно-прикладного творчества. Статус воспитаннику присваивается педагогом при выполнении условий статуса и по показателям успешности.
«Красота в умелых руках»
разработка сценария посвященного народным промыслам,
для учащихся 5-7 классов
Составитель:
Е.В. Рыжкова – педагог дополнительного образования Мордовского Районного Дома детского творчества.
Правила (рекомендации) по комментированию авторской работы.
План-конспект занятия для воспитанников младшего школьного возраста «Матрёшка – русская народная игрушка»
Цель: учить художественному видению окружающего мира; создать целостное представление о роли игрушки в жизни русского народа; учить передавать характер декоративных форм; формировать приёмы рисования кистью цветочных элементов росписи узора; развивать устную и письменную речь учащихся; воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова.
КАК РОЖДАЮТСЯ ВОЛШЕБНЫЕ УЗОРЫ ХОХЛОМЫ
План – конспект занятия кружка «Художественная роспись»
Составитель:
Рыжкова Елена Викторовна, педагог дополнительного образования. Категория – высшая.
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе «Возрождение»
Поскольку образовательная деятельность по программе «Возрождение» предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, постольку о ее результатах необходимо судить по двум группам показателей:
Учебным (фиксирующим предметные и общеучебные знания, умения, навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы;
Личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном кружке).
Мониторинг личностного развития ребенка в процессе усвоения им дополнительной образовательной программы «Возрождение»
Развитие личностных качеств ребенка должно быть предусмотрено в каждой образовательной программе.
На развитие личности ребенка влияет множество факторов, а не только общение с педагогом дополнительного образования. Кроме того, достаточно непросто найти те показатели личностного развития, на основании которых можно определить их положительную динамику.
Данная методика, которой я пользуюсь не первый год, предполагает отслеживать динамику личностного развития детей, занимающихся декоративно-прикладным творчеством, по трем блокам личностных качеств – организационно-волевые, ориентационные, поведенческие качества личности. В совокупности приведенные в таблице личностные свойства отражают многомерность личности; позволяют выявить основные индивидуальные особенности ребенка, легко наблюдаемы и контролируемы, доступны для анализа любому педагогу и не требуют привлечения других специалистов.
Методика «Карта самооценки обучающимся и оценки педагогом компетентности обучающегося» (для 12-16 лет).
История хохломской росписи
Хохломская роспись по дереву, русский народный художественный промысел. Возник во 2-й половине 17 в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области; название промыслу дало торговое с. Хохлома той же области — центр сбыта изделий хохломской росписи в 18 — начале 20 вв. Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы (преимущественно посуда) грунтовались раствором глины, сырым льняным маслом и порошком олова (в современных изделиях — алюминия), по слою которого выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере письма, затем покрывались лаком из льняного масла (ныне — синтетическим) и закалялись при высокой температуре в печи. Для колорита хохломской росписи типично сочетание красного и чёрного цвета с золотистым. Распространены типы росписи — «верховая» (красным и чёрным на золотистом фоне) и «под фон» (золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне). Угасавший в начале 20 в. промысел в современное время возродился; в 20-х — начале 30-х гг. мастера объединились в артели. В 1960-х гг. созданы фабрика «Хохломской художник» на родине промысла и производственное объединение «Хохломская роспись» в г. Семенове, ставшие центрами этого художественного промысла. Они выпускают посуду, ложки, мебель, сувениры и пр. Мастера: Ф. А. Бедин, А. Т. Бусова, О. Н. и С. П. Веселовы, Е. Н. Доспалова, З. Ф. Киева, О. П. Лушина, А. Г. и Ф. Н. Подоговы, А. П. Савинова, М. Ф. Синева, И. Е. Тюкалов и др.
Анкета для родителей, дети которых занимаются в объединении декоративно-прикладного творчества.
Фотографии в альбоме «Рыжкова Елена Викторовна» mordovoobraz на Яндекс.Фотках