Главное содержание

Духовно-нравственное воспитание в современной системе образования

Духовно-нравственное воспитание

в современной системе образования

С.Н. Точилина,

начальник отдела образования

администрации района

Система образования пока еще не вышла из полосы реформ. Есть ещё много проблем. Одной из таких проблем является проблема духовно-нравственного воспитание подрастающего поколения. Постановка этой проблемы связана с резким падением духовного здоровья российского общества. Причины заключаются в смене идеологических ориентаций, в появлении духовного вакуума (проникновение западной коммерческой культуры, культа насилия, эгоизма, обмана, порнографии и т.д.). Бездуховность, низкая нравственность, а также грубость, преступность, наркомания, алкоголизм и многие другие пороки нашего времени - все они разрушают человека, общество и государство. Важнейшей проблемой современного образования является проблема определения его цели. Достаточно обобщенно и широко она представлена как «главная цель воспитания в современном мире и состоит в создании материальных, духовных, организационных условий для формирования у каждого гражданина целостного комплекса социально-ценностных качеств, взглядов, убеждений, обеспечивающих его успешное развитие. Отсюда приоритетными направлениями воспитания сегодня являются воспитание духовно и физически здоровой личности; гражданина, патриота и гуманиста; трудолюбивой и конкурентоспособной личности; творческой, саморазвивающейся личности

Духовно-нравственное воспитание - организованная и целенаправленная деятельность преподавателей, родителей и священнослужителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у молодежи, а также качеств патриота и защитника Родины.

В Законе РФ «Об образовании» духовно-нравственное воспитание рассматривается как важнейший приоритет государственной образовательной политики. Оно направлено на духовную и социальную консолидацию российского общества, укрепление гражданской идентичности, формирование общих духовных и нравственных основ национального самосознания.

Эти перспективные политические идеи были положены в основу Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения.

Для организации эффективного воспитательного пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов – участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, средств массовой информации, традиционных российских религиозных объединений, ибо в современных условиях без социально-педагогического партнёрства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Чем больше социальных партнёров будет вовлечено в процесс реализации духовно-нравственного воспитания учащихся, тем эффективнее будет результат. Несмотря на многообразие партнёрских связей, ведущая же, содержательно определяющая роль в создании духовно-нравственного уклада школьной жизни, несомненно, должна принадлежать субъектам образовательного процесса.

В настоящее время в нашем районе ведётся работа по духовно-нравственному воспитанию и просвещению детей и молодёжи.

Эта работа по духовно-нравственному воспитанию включает в себя совершенствование учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях, внедрение духовно-нравственного содержания в сферу дополнительного образования; в работу общественных объединений с подростками и молодёжью; взаимодействие образовательных учреждений с учреждениями культуры, здравоохранения, социальной защиты, правоохранительными органами.

Базовым нормативным правовым актом в сфере духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи Мордовском района является муниципальная целевая программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи Мордовского района на 2011-2015 годы», утверждённая решением Мордовского районного Совета народных депутатов.

Цель Программы – многократно повысить эффективность работы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию молодёжи, обеспечить развитие и укрепление системы духовно-нравственного и патриотического воспитания как одного из институтов гражданского общества.

В качестве основных направлений Программы выделены:

  • Изучение, обобщение и распространение опыта по духовно-нравственному воспитанию.
  • Нормативно-правовое обеспечение процесса формирования духовного и нравственного здоровья населения.
  • Информационно-просветительская и культурно-просветительская деятельность.
  • Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
  • Духовно-нравственное воспитание и образование в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного образования.
  • Противодействие распространению в среде детей, подростков, молодежи пороков алкоголизма, наркомании, распущенности и насилия.

Подобные программы, я уверена, будут создаваться и в общеобразовательных учреждениях нашего района. «Программа нравственного воспитания - это программа творения добра в человеческом сердце. В программе должно быть четко определено, что наш питомец будет любить и что ненавидеть, что утверждать всей своей жизнью, деятельностью, борьбой и что отвергать, презирать, против чего бороться. Для достижения воспитательных целей одинаково важно и то, что мы говорим ученику, и то, что он делает, в какой среде проходит его деятельность, какие идейные влияния он испытывает», - писал великий педагог В.А.Сухомлинский.

При муниципальном учреждении «Информационно-методический центр» создан Совет по духовно-нравственному воспитанию, который реализует задачи, определённые этой программой. Основной упор в своей работе Совет делает на информационное просвещение молодёжи в вопросах духовно-нравственного воспитания, направленное на укрепление духовно-нравственных ценностей в сознании молодёжи нашего района.

В феврале 2010 года Советом было организовано и проведено районное родительское собрание, на котором перед представителями родительской общественности всех образовательных учреждений района выступили члены Совета, которые говорили о роли и значении духовно-нравственного воспитания. Своим опытом поделилась директор муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с-за им. Ленина» Трибунская О.А.. На протяжении ряда лет школа была областной экспериментальной площадкой по духовно-нравственному воспитанию.

Сегодня отрадно констатировать, что у педагогов района возникла потребность в духовном совершенствовании, в приобретении опыта работы по организации духовно-нравственного воспитания.

На базе муниципального общеобразовательного учреждения «Кужновская средняя общеобразовательная школа», которое является муниципальной площадкой по духовно-нравственному воспитанию молодёжи, в феврале 2011 года прошёл районный семинар для заместителей директоров по воспитательной работе «Преданья старины глубокой». В рамках семинара были показаны урок по курсу ОРКСЭ «Православная молитва» и внеклассное мероприятие «Притча о цветах». В работе семинара принял участие настоятель Никольского храма с. Паршиновка Иерей Геннадий.

Тамбовская область в числе 19 регионов стала участницей федерального эксперимента по духовно –нравственному воспитанию. И общеобразовательные учреждения нашего района включились в активную работу по введению курса «Основы религиозных культур и светской этики». В 100% школ нашего района в 4-5 классах ведётся модуль «Основы православной культуры». Предварительно с родителями и детьми была проведена разъяснительная работа по выбору модуля Курса и осознания актуальности изучения данного курса. В апреле 2010 года было проведено районное родительское собрание «Государственная и региональная политика в области духовно-нравственного воспитания». На собрании были развеяны мифы, которые ходили в родительской среде по поводу введения в школах данного учебного курса и даны практические советы по помощи ребёнку в изучении предмета «Основы православной культуры».

Помимо этого, 37 преподавателей начальных классов, учителей русского языка и литературы, истории, мировой художественной культуры прошли курсы переподготовки по ведению курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Данная работа имеет свой результат. Курс стал интересен не только для обучающихся, но и для родителей, родственников.. Изучение данного Курса вышло за рамки учебного процесса. В блоке дополнительного образования появились программы развивающие данное направление («Искусство в православии», «Наши духовные ценности»).

Нам посчастливилось жить в районе, где есть действующий православный Михайло-Архангельский храм, который два года назад праздновал своё столетие. В Храме дети со всех образовательных учреждений района имеют возможность знакомиться с историей православия, изучать более глубоко значение религиозных праздников и обрядов, посещать святые места.

Согласно постановлению администрации Мордовского района от 08.06.2010г. №402 на базе МУ «Информационно-методический центр» создано методическое объединение работников образования, участвующих в апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики». Методическое объединение на своих заседаниях анализирует состояние методического обеспечения курса ОРКСЭ, методической работы, ведущейся в общеобразовательных учреждениях района по данному направлению; обсуждает актуальные вопросы, возникающие в ходе апробации курса; разрабатывает и содействует внедрению эффективных педагогических технологий и методик преподавания курса; выявляет, обобщает и распространяет педагогический опыт учителей и педагогических коллективов в рамках преподавания курса; информирует сопровождение апробации курса; организуют консультации педагогических работников по вопросам преподавания курса; выявляет актуальные потребности в рамках повышения квалификации педагогических работников, преподающих курс; организует мероприятия по распространению педагогического опыта.

Среди социальных партнёров, участвующих в духовно-нравственном развитии и воспитании детей, важное место занимают родители, семья. То, что ребенок с детских лет приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей последующей жизни. Педагог прошлого века А.С.Макаренко утверждал: «Хорошее воспитание детей – это наша счастливая старость. Плохое – это наше горе, наши слезы». Главное в воспитании маленького человека в семье – это достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком.

Именно в семье ребенок должен получать свой первый жизненный опыт духовно-нравственного поведения, делать первые наблюдения и учиться как себя вести в различных ситуациях. В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознаваемая ею, система воспитания детей. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания.

С целью оказания помощи родительской общественности, общеобразовательным учреждениям в учебно-воспитательном процессе в декабре 2011 года был создан районный родительский Совет, на заседаниях которого среди прочих насущных вопросов обсуждаются вопросы духовно-нравственного воспитания молодёжи. По району организованы родительские лектории, «семейные гостиные», создаются библиотеки для родителей. Большой популярностью пользуются семейные праздники светского и церковного календаря с привлечением детей и родителей к их подготовке. Проводятся индивидуальные консультации с родителями по проблеме духовно-нравственного воспитания в семье.

Наши образовательные учреждения, называемые нами «вторым домом», также должны стать для наших детей благоприятной высоконравственной средой, наполненной теплотой отношений, смыслом и содержанием, особой благоприятной для развития и образования детей комфортной атмосферой. Базовые национальные ценности лежат в основе всего уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную деятельность обучающихся.

Духовно-нравственное воспитание в учебной деятельности традиционно осуществлялось преподавателями гуманитарных дисциплин, таких как: литература, история и обществознание, МХК, музыка, изобразительное искусство, краеведение, экология.... В рамках образовательных программ учащиеся знакомятся с историческим прошлым нашего народа, с яркими страницами истории Отечества, стремятся постичь истину, следуя за поисками счастья и смысла жизни героев литературных произведений, на примере судеб многих великих русских полководцев, учёных, мыслителей, священнослужителей учащиеся знакомятся с примером беззаветного и бескорыстного служения Родине, своему народу, Знакомясь с творениями писателей, художников, композиторов, творчеством актёров, музыкантов учащиеся приобщаются к миру прекрасного, что, безусловно, позитивно отражается на их духовном развитии. Школа содействует формированию целостной структуры личности, что позволит ребёнку в будущем позитивно преодолевать кризисные периоды взросления, достигнув зрелого возраста, быть духовно здоровым человеком, подлинным гражданином своего Отечества.

Если в семье мощным стимулом к усвоению нравственного поведения является стремление ребёнка заслужить любовь родителей, то в школе таким стимулом может стать «ситуация успеха».

С 2002 года на базе «Средней общеобразовательной школы совхоза имени Ленина» существует областная экспериментальная площадка «Духовно-нравственное развитие личности с учётом социокультурных и национальных запросов населения области».

Муниципальное общеобразовательное учреждение постоянно поддерживает связи с вузами Москвы, Санкт-Петербурга, Тамбова, Тамбовской области; школами Москвы, Тамбовской области, Мордовского района, работающими по направлению духовно-нравственного развития личности. Школа является участницей Международных Рождественских образовательных чтений, Питиримских чтений, конференций федерального уровня. Педагоги также содействуют подбору полезной литературы для родителей, содействующей духовно-нравственному росту ребёнка. Антонова О.В. - педагог, реализующий курс «Основы православной культуры», в декабре 2010 года приняла участие во всероссийском конкурсе на лучшую учебно-методическую разработку, созданную в рамках апробации курса ОРКСЭ.

Созданные учителями нашего района авторские программы и курсы позволяют учащимся реализовать свой творческий потенциал, изучая произведения народного творчества разных жанров и времён, знакомясь с выдающимися представителями науки России, оценивая вклад России в мировую культуру («Основы культурологи», «Болдинская осень», «Моя родословная», «История Тамбовского края» и многие другие).

Огромные воспитательные возможности сосредоточены в музейной педагогике. В районе есть хороший краеведческий музей, в двух школах и МБОУ ДОД «РДДТ» действую музеи, в 5 ОУ открыты и действуют музейные комнаты Боевой и трудовой славы, дающие не только знания об истории родного края, традициях и обычаях наших предшествующих поколений, но и свидетельствуют о ярких и памятных исторических периодах нашей страны, рассказывают о судьбах наших земляков. Когда-то учёный Дмитрий Сергеевич Лихачёв отметил: «Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками».

Музеи обладают огромным образовательно – воспитательным потенциалом, так как сохраняют и экспонируют подлинные исторические документы, как свидетельства об исторических датах, событиях, людях. Именно с использованием возможностей музеев реализуется основная цель гуманитарного образования – становление человека как духовно-нравственной личности.

Кроме того в блоке дополнительного образования работают: театральные и художественные студии, этнокультурное объединение «Славянский Дом», этнокультурные кружки «Авсень», «Ложкари» и др.

Таким образом, то, в каком направлении будет развиваться личность ребёнка, зависит как от личности учителя, нравственной атмосферы в классе, школьного уклада, так и от участия родителей в процессе воспитания и обучения.

Сотрудничество семьи и школы предполагает гармонизацию влияния на своих воспитанников, основание которой видится в общности интересов всех институтов воспитания.

Подводя итоги сказанного, повторю еще раз, что создание системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи необходимо для духовного возрождения России, возвращения поколению XXI века православной веры, свободы, семьи, родины, которые в бесплодном сомнении и заблуждении пытается отвергнуть современный мир.