Профилактические мероприятия, направленные на толерантное воспитание учащихся, профилактику распространения идеологии национального, расового, религиозного экстремизма и ксенофобии.
- Подробности
- Категория: Патриотическое воспитание
- Создано 21.03.2012 13:04
- Автор: Вяльцева О.В.
- Просмотров: 11683
В современной социокультурной ситуации школа стала местом, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения.
Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.
На сегодняшний день воспитание культуры толерантности начинается с самых первых дней обучения. В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов).
Педагоги на предметных уроках, в особенности на классных часах, уделяют внимание патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России.
На классных часах педагоги не только проявляют компетентность в этих вопросах, но и используют накопленные знания в воспитательной работе, во время беседы, посещения учащимися краеведческих и литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов и т.д..
Совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.
Уроки эстетического цикла (ИЗО, музыка, МХК, технология) имеют большое эмоциональное воздействие на подрастающее поколение.
Формирование культуры межличностных отношений требует взаимодействия школы с семьей, с социальной средой. Воспитание культуры толерантности в школах осуществляется по формуле: "родители + дети + учитель".Мероприятия, в которых принимают участие родители (спортивный праздник «Папа, мама и я — спортивная семья»; конкурс творческих работ «Для любимой мамочки», праздничные мероприятия, посвящённые Международному женскому дню; классные часы и др.) служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка, школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеку.
Наиболее распространенными формами реализации мероприятий по профилактике экстремизма в образовательных учреждениях являются: организация работы методических объединений по вопросам формирования толерантности; внедрение специальных курсов для детей культурологической направленности («Истоки» - Ленинский филиал МБОУ «Новопокровская сош»; «Школа хороших манер» - Большеданиловский филиал МБОУ «Оборонинская сош»; «В гостях у сказки» - Плоскинский филиал МБОУ «Новопокровская сош»), а также элементов программ в общих курсах предметов (литература, история, русских язык, окружающий мир) с целью воспитания учащихся; разработка памятки для родителей учащихся с разъяснением психологов, социальных педагогов; организация и проведение смотра-конкурса методических разработок в образовательном учреждении по профилактике противоправного поведения детей и подростков; организация недели правовых знаний;создание в образовательных учреждениях советов старшеклассников.
На основе анализа результатов военно-патриотической работы можно выделить несколько направлений, которые в наибольшей степени влияют на формирование толерантного сознания молодежи, профилактику экстремизма и ксенофобии. Среди них можно отметить работу с ветеранами Великой Отечественной войны и военной службы (ветеранами локальных войн). Она включает в себя организацию встреч с ветеранами Вооруженных Сил, участниками Великой Отечественной войны, запись их воспоминаний, сбор документов и реликвий о мужестве и героизме защитников нашей Родины, тружениках тыла.
За много лет в районе сложилась система мероприятий, традиционно проводимых как на муниципальном уровне и на уровне образовательных учреждений. К их числу относятся проведение акций «Георгиевская ленточка» под девизом «Я помню! Я горжусь!», «Помним, гордимся, наследуем!»; благоустройство мемориалов, памятников, воинских захоронений, обелисков; проведение митингов, торжественно-траурных церемоний поминовения; возложения венков и цветов к мемориалам и памятникам; тематических встреч ветеранов и молодежи, организация праздничных концертов для ветеранов; работа оборонно-спортивного оздоровительного лагеря и военно-патриотического клуба «Патриот» (МБДОУ «РДДТ»); проведение военизированных эстафет, военно-спортивных игр («Зарница», Смотр строя и песни).
В работе по патриотическому воспитанию большое внимание уделяется профессионально-деятельностному и социокультурному направлениям. Такую работу проводят школьные музеи и комнаты (Шульгинский, Степновский, Лавровский, Ленинский филиалы МБОУ «Новопокровская сош», МБОУ «Оборонинская сош», Александровский филиал МБОУ «Оборонинская сош»). Более десяти лет на базе МБОУ «Оборонинская сош» работает клуб «Поиск». Активисты клуба ведут большую поисковую работу, связанную с историей школы. В Степновском филиале МБОУ «Новопокровская сош» оформлена комната боевой Славы, экспозиции которой посвящены подвигу Алексея Козлова, героя — земляка, погибшего в Афганистане.
На базе 14 общеобразовательных учреждений района и в МБОУДОД «РДДТ» реализуются более 60 программ дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности, работают кружки («Танцевальный», «Ступени творчества», «Волшебный сундучок», «Умелые руки», «Художественные образы и законы творчества» и ещё более 30 объединений).
Любовь к родному краю, его культуре и обычаям, интерес к народным традициям, формируют основы патриотичного отношения к своей малой Родине и стране в целом.