О проведении экспертизы дополнительной образовательной программы
- Подробности
- Категория: Методические рекомендации
- Создано 11.01.2012 12:05
- Автор: Администратор сайта
- Просмотров: 41218
Как провести экспертизу дополнительной образовательной программы
К любой программе, предлагаемой к реализации, за исключением примерной (типовой), прилагается рецензия. Должно быть две рецензии:
- внутренняя - её, как правило, пишет методист учреждения, в котором разрабатывается программа;
- внешняя – её даёт независимый эксперт по профилю деятельности, представленному в программе.
Кроме рецензии, могут быть приложены рекомендации по экспертизе дополнительных образовательных программ. Целью и содержанием экспертизы образовательных программ является установление их соответствия содержанию дополнительного образования детей, специфике профиля, а также заявленному виду методической продукции.
Основными принципами экспертизы программ являются:
- открытость;
- гласность;
- единство требований;
- соблюдение педагогической этики;
- направленность на развитие учреждения.
При оценке программы учитываются:
- соответствие программы нормам и требованиям дополнительного образования детей (его функциям и предназначению);
- политика образовательного учреждения (программа должна являться составной частью общей системы привлечения воспитанников к творческой деятельности);
- технологичность (возможности реализации программы должны соответствовать специфике учреждения, его материально-техническому обеспечению);
- профессиональная подготовка руководителя программы;
- адресность (учёт особенностей обучающихся);
- практическая значимость содержания программы для ребёнка;
- соответствие документа заявленному виду продукции.
Примерный план рецензии
1. Заголовок рецензии:
Рецензия на программу (название), Ф.И.О. и должность автора программы, название образовательного учреждения, реализующего программу.
2. Общая характеристика программы:
- образовательная область;
- вид детского объединения (студия, ансамбль и др.), в рамках которого реализуется рецензируемая программа;
- адресат (категория детей, возраст, социальный состав и др.);
- срок реализации, на который рассчитана программа;
- есть ли подобная программа в общеобразовательном учреждении (сравнить по содержательным линиям); в чём «дополнительность» рецензируемой программы;
- стиль и качество подачи материала (профессионально, системно, грамотно и т.д.).
3. Актуальность программы и её новизна в системе дополнительного образования.
4. Характеристика структуры программы (краткое описание частей и их анализ):
- анализ пояснительной записки;
- анализ содержательной части программы: насколько полно раскрываются основные темы занятий;
- анализ методического обеспечения программы:
- в какой мере автором характеризуются педагогические, психологические, организационные условия, необходимые для получения образовательного результата;
- насколько глубоко раскрывается методика работы над содержанием учебного материала, система отслеживания и фиксации результатов, методика оценки знаний и умений учащихся;
- оценка списка литературы.
5. Полнота программы (выделены ли в ней структурные части, все ли компоненты представлены внутри частей).
6. Целостность программы (согласованы ли цели, задачи и способы их достижения).
7. Ведущая идея программы и пути её реализации, новизна подхода к отбору содержания, оригинальность предлагаемой методики, пригодность программы для данного учреждения.
8. Качество подачи материала, язык и стиль изложения (чёткость, ясность, доказательность, логичность и др.).
9. В какой степени материалы программы соответствуют специфике дополнительного образования:
- стимулируют познавательную деятельность ребёнка;
- развивают коммуникативные навыки;
- создают социокультурную среду общения;
- способствуют развитию творческих способностей личности;
- стимулируют стремление к самостоятельной деятельности и самообразованию;
- помогают творчески использовать жизненный опыт ребёнка;
- способствуют профессиональному самоопределению.
10. Характеристика приложений к программе, их содержательность (методические разработки, дидактический материал, схемы проведения занятий, формы договоров и др.).
11. Характеристика профессиональных умений и знаний педагога как автора программы.
12. Аргументированная общая оценка программы: достоинства и недостатки, ошибки и замечания.
13. Рекомендации по преодолению недостатков программы и заключительный вывод о возможности (невозможности) её использования в системе дополнительного образования детей.
Процесс экспертизы авторской программы завершается оформлением заключения, в котором рекомендуется:
- утвердить или не утвердить программу;
- закрепить за ней определённый статус (авторская, модифицированная, экспериментальная, типовая);
- усовершенствовать программный документ;
- распространить опыт педагога.
Рецензент заверяет содержание рецензии личной подписью, указывает полностью свои фамилию, имя, отчество, должность и место работы. Документ скрепляется печатью организации, удостоверяющей подпись рецензента, и предоставляется в двух экземплярах.
Предложенными рекомендациями не исчерпываются алгоритмы проектирования и оценки образовательных программ в системе дополнительного образования, Их нельзя признать единственными и окончательными, Это лишь образцы, ориентирующие действия разработчика таких документов. Возможно в среде специалистов дополнительного образования имеются иные. Более совершенные и содержательные варианты процедуры этой работы. Здесь нет предела творчеству. Не исключены другие походы и аргументы, но они пока ещё не подкреплены детально разработанным фондом документов. Поэтому педагоги-практики могут следовать предложенным путём и рассматривать эти рекомендации как методическую помощь в своей профессиональной деятельности.