Главное содержание

Как учителю вести дистанционный урок


Объясните педагогам, что единого способа проводить дистанционное обучение нет. Прежде чем продумывать приемы работы, следует определиться с целью дистанционных занятий. Поручите педагогам ставить реалистичные цели. Дистанционное обучение не может в текущих обстоятельствах претендовать на полную реализацию целей, которые вы ставили для очного обучения. Задача школы и педагогов – понять, какой объем материала и на каком уровне можно действительно передать дистанционным образом.

Существует вероятность досрочного завершения учебного года для учеников некоторых параллелей (письмо Минпросвещения от 08.04.2020 № ГД-161/04). Решать будут регионы по согласованию с Правительством. Поэтому ставьте цель закрепить ранее пройденный и медленно проходить новый материал с регулярной отработкой на заданиях невысокого уровня сложности и творческого типа.

Инструктируйте педагогов о возможных приемах повышения качества обучения в дистанционном формате. Одна из главных трудностей в дистанционном обучении – превращение учителя в «говорящую голову», удержать внимание на которой ученикам трудно. Внимание снижается от монотонности и утомления. Поэтому учителям важно использовать все доступные средства, которые сделают урок разнообразнее, живее и содержательнее.

Проинформируйте учителей о способах удержания внимания во время онлайн-урока. Посмотрите ниже способы. Вы можете скачать их и передать учителям.

Способы удержания внимания учеников во время дистанционного урока

1. Начинайте с организационного момента. Проговорите вслух, что вы запланировали на урок. Например: «Первые пять минут я провожу экспресс-опрос по цепочке. Включите свои микрофоны и отвечайте кратко. Затем 10 минут на новую тему. Я рассказываю и показываю вам крупно написанные правила на листе. Переписывайте их к себе в тетради. Затем экспресс-опрос по новому материалу: я спрашиваю, вы отвечаете. Если непонятно, сразу сообщайте. Затем я выкладываю ссылку с заданиями, которые вы выполните, и они будут автоматически проверены. Домашнее задание разошлю всем в чате».

2. Используйте наглядные средства. То, что ученики видят вас на экранах, не значит, что вы ведете урок с опорой на наглядность. Старайтесь не превращаться в «говорящую голову». Напишите основные правила, схемы или формулы крупно на листе. Показывайте этот лист. Если есть распечатки, хорошие иллюстрации, покажите их, продублируйте их в рассылке. Если есть возможность показать эксперимент, покажите.

3. Если можете, используйте презентации. Помните, что текста на слайде должно быть немного. Слайд не дублирует вашу речь, а выделяет главные мысли. Руководствуйтесь правилом объема внимания: 7 +/— 2 элемента. Столько элементов должно быть на слайде. Текст со слайда должен прочитываться быстро.

4. Используйте учебники. Во время урока произносите, на какой странице открыть учебник и какое задание или фрагмент текста прочесть.

5. Чаще, чем на очном уроке, используйте опрос. Спрашивайте хотя бы по два–три человека. Задавайте вопросы, которые требуют короткого ответа. Обращайтесь с вопросами к разным ученикам.

6. Когда даете новый материал, старайтесь говорить кратко, энергично, не монотонно. Чередуйте типы работы учеников каждые пять минут. Например:

  • проводите опрос по цепочке;
  • давайте минутные задания – дописать недостающий элемент в формулу или правило, привести пример;
  • вызовите ученика отвечать, развернуто описывая вслух свои действия;
  • давайте выбрать верный/неверный вариант из предложенных;
  • используйте краткий учебный тест.

7. Давайте разноуровневые задания. После нового материала предложите несколько заданий. Например:

  • задание для тех, кто хочет получить пятерку за урок;
  • творческое задание;
  • задание составить памятки по новому материалу.

8. Спрашивайте учеников, что непонятно, какие вопросы возникают. Если есть вопрос, не отвечайте негативом: «я только что это объясняла», «ты не слушал?!». Отвечайте кратко и содержательно: «повторю формулу», «еще раз этапы решения» и т. п.

9. Не нагружайте чрезмерно. Непосильная нагрузка всегда «отключает» ученика, вызывает сопротивление и утрату внимания. Руководствуйтесь правилом «лучше меньше, да лучше». Нет смысла наращивать темп и давать много материала. Основная задача – поддерживать рабочую атмосферу и навыки.

10. Давайте ученикам опыт успеха. Создавайте атмосферу спокойного сотрудничества, держите себя в руках. Обращайтесь по имени. Давайте положительную обратную связь: «правильно», «это получилось», «быстро сделал», «интересный вариант» и т. п.

Как поддерживать дисциплину во время дистанционного урока

Дисциплина на дистанционном уроке означает поддержание вовлеченности учеников и пресечение посторонней активности. Чтобы педагоги могли сохранять дисциплину на уроке, разработайте инструкции для них. Посмотрите ниже готовый вариант инструкций для учителей. Инструкцию вы можете скачать.


Инструкция для учителей «Как поддерживать дисциплину во время дистанционного урока»

1. В начале занятия произносите: «На уроке необходимо работать, выполнять задания, участвовать в обсуждении, отвечать на вопросы учителя. Все не относящиеся к уроку сайты должны быть отключены. Работа оценивается».

2. Реагируйте сразу. Не ждите, пока станет невозможно работать. Если подозреваете, что ученики отвлеклись, не делают задание, сразу активизируйтесь. Задайте вопросы, дайте краткие задания.

3. Управляйте занятостью учеников, а не дисциплиной. Как можно чаще давайте задание, на которое ученик должен дать быстрый ответ. Обращайтесь к разным ученикам. Помните: если есть возможность отсидеться, те ученики, кто делал это офлайн, сделают и онлайн. Поэтому регулярно давайте задания, на которых отсидеться нельзя. Например: все напишите свой ответ крупно в тетради и включите камеру.

4. Не тратьте время урока на нарушителей: не надо отчитывать, убеждать и т. п. Кратко скажите недисциплинированному ученику: «На данный момент твоя работа на уроке оценивается отметкой "два". Хочешь положительную отметку – вот тебе задание».

5. Следите за насыщенностью урока. Разнообразие материала и форм работы уменьшают недисциплинированность.

6. Не отвлекайтесь на посторонние обсуждения сами. Не надо многословных призывов учиться, рассказов о своих сложностях, замечаний. Заметили, что кто-то из учеников не работает, отвлекает класс сообщениями и т. п.? Сразу обратитесь к этом ученику и сообщите ему, что ваш следующий вопрос ему будет оцениваться отметкой. Например: «Миша, вопрос тебе на отметку: повтори правило», «Маша, вопрос тебе на отметку: формула ускорения?».

7. Используйте призывы ко всему классу по правилу «усиление положительного». Например, можно сказать «слушаем внимательно», «запишите это и выделите», «пишем очень аккуратно».

8. Дисциплинарные проблемы заметно усиливаются? Остановитесь, строго произнесите: «Мне мешает… (то, что делают недисциплинированные ученики). Если сейчас не… (сделаете то, что вы ожидаете от учеников), я увеличу домашнее задание».

9. Заведите «коробочку» заданий для нарушителей дисциплины. Отвлекся, опоздал, покинул чат, отвлек других, нарушил правило – получаешь персональное задание из «коробочки» по теме урока или на повторение.

10. Используйте правило «Шумно». Суть правила: вы по букве записываете слово «шумно» после каждого нарушения дисциплины на занятии (замечание первому ученику – пишите Ш, замечание второму – У, третьему – М и т. д.). Если за время занятия слово дописано до конца, вы даете всему классу дополнительное задание или меняете форму задания. Например, задаете объемный реферат вместо короткого эссе по теме и т. п.


 

Как контролировать самостоятельность выполнения заданий учениками

Проблемы самостоятельности актуальны не только в дистанционном обучении. Но проверить, самостоятельно ли ученики выполняют задания на дистанционных уроках сложнее всего. Например, ученики, которые делают домашние задания с помощью родителей, ГДЗ, списывают у одноклассников или из интернета, во время дистанционного обучения не откажутся от этой привычки.

Проблему можно решить, если задавать задания, которые нельзя выполнить одинаково: творческие задания или практические. Но это возможно не всегда. Учитель, который хочет увеличить самостоятельность учеников, должен в первую очередь сам приложить усилия к разработке таких заданий, которые снизят или исключат возможность списывания.

Особенно важно разработать задания как для учеников с формальным отношением к обучению и низкой мотивацией, так и для учеников с позитивными познавательными и учебными мотивами. Чтобы снизить количество учеников, которые не хотят самостоятельно выполнять задания, разработайте правила для педагогов. Посмотрите и скачайте ниже готовый образец.

Правила для педагогов «Повышаем самостоятельность выполнения заданий»

 

1. Не давайте много заданий. Навык отрабатывается благодаря частоте, а не длительности повторения упражнения. Нет смыла задавать задания, которые придется выполнять долго. Небольшой объем домашнего задания мотивирует на его выполнение, большой – демотивирует.

2. Давайте посильные задания. Дистанционное обучение не может быть сильнее по уровню, чем очное. Поэтому уровень самых сложных заданий для дистанционного обучения должен быть не выше среднего уровня очных заданий.

3. Используйте вариативные задания. Давайте задания на выбор. Можно предложить ученикам:

  • задания на тройку, на четверку, на пятерку;
  • несколько вариантов домашнего задания;
  • ученикам задания по учебнику на повторение – каждому свое по порядку.

4. Чтобы не было возможности списать выполнение задания из интернета, давайте задания по старым учебникам или составьте их самостоятельно.

5. Сопоставляйте успешность выполнения заданий учеником онлайн и офлайн. Если до начала дистанционного обучения ученик был слабым троечником, а дистанционные задания высылает безошибочно выполненные, спросите его завтра по тому же материалу. Можно дать некоторым ученикам персональные индивидуальные задания, если вы сомневаетесь, что они делают их сами, а не списывают.

6. На уроке задайте вопросы по домашнему заданию. Просите учеников ответить, почему на таком-то шаге выполнено такое-то действие, откуда взялась эта цифра, этот вывод и т. п. Можно попросить ученика на дистанционном уроке выполнить это же или аналогичное задание.

7. Если подозреваете, что большинство учеников списывают домашние задания, введите новое правило: домашнюю работу не оценивайте, а ставьте оценки за выполнение аналогичного задания на онлайн-конференции во время урока.

8. Используйте в качестве заданий онлайн-викторины или тесты с ограниченным временем на выбор правильного ответа.

9. Используйте задания, которые не требуют письменного ответа. Например, задайте найти информацию на определенную тему, выучить правило, нарисовать наглядную схему с этапами решения заданий определенного типа, снять видео с ответом на вопрос из числа заданных.

10. Учитывайте, что если вы хотите большей самостоятельности учеников в выполнении заданий, это потребует от вас разработки большего набора вариантов заданий, в том числе нестандартных.

Как реагировать на технические неполадки

 

Технические сложности дистанционного обучения по большей части непреодолимы силами педагогов. Многие из них зависят от загруженности серверов, возможностей избранной платформы, технических средств у учеников и учителя и т. д.

Обсудите с педагогами основы рационального реагирования на возникновение технических неполадок. Устранить их полностью невозможно, предугадать время их возникновения нельзя. Во время урока не нужно нагнетать, грозить наказаниями, проверками в случае, если у учителя возникают технические трудности. Рабочую дисциплину и мотивацию таким путем регулировать невозможно. Поэтому рекомендуйте педагогам придерживаться правил, которые помогут конструктивно реагировать на возникновение технических неполадок. Скачайте ниже правила и направьте педагогам.

Правила работы с техническими неполадками

Технические неполадки у учителя

1. Всегда имейте альтернативный вариант проведения дистанционного занятия помимо той онлайн-платформы, которую используете обычно. Это нужно на случай сбоя в системе, перегрузки и т. п. Подберите те варианты альтернатив, которыми вы лучше владеете технически: звонок в скайп или мессенджер, чат в социальной сети, аудиосвязь и т. п.

2. Если во время проведения онлайн-конференции с учениками у вас возникла какая-то техническая неполадка, сразу сообщите ученикам. Произнесите это, если работает микрофон, или поднимите к экрану лист, на котором напишите заранее «Пропал звук», если прервался звук. Если связь с учениками на выбранной онлайн-платформе прервалась или вы не можете войти на платформу, сразу свяжитесь с кем-то из учеников. Договоритесь об этом заранее с ответственным учеником и через него передайте классу, что у вас технические неполадки, вы восстанавливаете доступ. Выберите экстренное средство связи. Например, звонок по телефону или в мессенджере. По возможности дайте классу быстрое задание, например составить задание по пройденному материалу, выписать примеры к определению, сравнить ответы по домашней работе.

3. Не открывается ссылка на урок, на видео, нет доступа к материалам, которые вы подобрали для урока, – устройте повторение. Откройте учебник и устройте опрос по цепочке, решение заданий на повторение вслух, дайте экспресс-задание привести свои примеры/продолжить ряд/назвать понятия, относящиеся к теме, и т. д.

4. Возникла техническая неполадка, сорвалась связь? Не паникуйте, это не катастрофа. Наоборот, это ожидаемо и произойдет, скорее всего, еще не раз. Если заволновались, хотя бы на полминуты отвлекитесь от попыток восстановить связь. Смените позу, в которой сидите. Посмотрите по сторонам. Глубоко подышите. Сначала успокойтесь, восстановите свое рациональное отношение к ситуации, а потом беритесь за восстановление связи.

Технические неполадки у ученика

1. Не пугайте учеников. Говорите, что неполадки возможны и не надо паниковать, надо вернуться на сайт. Многие ученики сейчас сильно тревожатся из-за того, что вследствие технических неполадок могут не услышать учителя, получить плохую отметку и т. п. Поэтому нагнетать не надо, технический сбой может произойти у кого угодно.

2. Обсудите с учениками, что им делать в случае возникновения технической неполадки. Например, расскажите, что вы понимаете, что это может происходить и что восстановление связи потребует от ученика некоторого времени. Напомните, что все материалы урока остаются доступными для них. Научите в случае неполадок без паники восстанавливать доступ или аудио-, видеосвязь. Если не получается восстановить, нужно сообщить учителю по другому каналу связи. Например, ученик может написать в чате мессенджера или на электронную почту, отправить обычное СМС. Дайте такому ученику задание с учетом технических трудностей.

3. Чтобы ученики не скрывали под видом технических неполадок нежелание выполнять задание, предупредите нарушителей, что вы сопоставляете наличие неполадок у ученика и его учебную работу. Если неполадки становятся причиной регулярного невыполнения заданий, вы будете с использованием традиционной телефонной связи с родителями или самим учеником передавать персональное задание, которое нужно выполнить без использования технических средств.

Как реагировать на вмешательство родителей в дистанционный урок

Родители могут вмешиваться в дистанционные уроки. Они могут захотеть присутствовать на уроке, могут комментировать процесс и мешать педагогу. Предупредите учителей об этом. Объясните им, что делать в такой ситуации. Разработайте правила поведения для учителя. Посмотрите и скачайте ниже готовый образец правил.

Инструкция «Как реагировать на вмешательство родителей в дистанционный урок»

1. Если родители подключаются к уроку или сидят за спиной ученика, комментируют работу, задают вопросы:

  • быстро поздоровайтесь и попросите перейти в чат для родителей;
  • если родитель говорит, пишет в чате учеников, не слушая вас, задайте вопрос ребенку этого родителя, дайте задание.

2. Если родитель говорит, что хочет поприсутствовать на дистанционном уроке, чтобы понимать материал самому и помочь ребенку в случае необходимости, препятствовать не стоит. Попросите родителя не общаться с вами в чате онлайн-урока, присутствовать молчаливо. Во время онлайн-занятия обязательно спросите ребенка того родителя, кто присутствует на онлайн-уроке.

3. Если родитель в чате урока пишет что-то, игнорируя ваши просьбы, либо мешает вам другими способами, сделайте несколько скриншотов экрана. Предоставьте их директору школы с докладной о произошедшей ситуации.

Скачать рекомендации