Преемственность в работе ДОУ и школы. Коростелева Т.И.
- Подробности
- Категория: Дошкольное образование
- Создано 21.02.2012 13:22
- Автор: Администратор сайта
- Просмотров: 12663
«Преемственность в работе ДОУ и школы»
Выступление на районном семинаре педагогов по предшкольной подготовке.
Коростелева Татьяна Ивановна воспитатель МБДОУ "Золотой ключик".
Подготовка детей 5-6 летнего возраста к обучению в школе в настоящее время – одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция – неуклонное усложнение программы 1 класса, внедрение в практику образовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования. Поэтому сейчас активизировался поиск путей обеспечения преемственности в содержании работы ДОУ и начальной школы, прежде всего определение новых подходов к организации образовательного процесса, принципов построения программы и использования педагогических технологий.
Образовательные программы дошкольных и общеобразовательных учреждений должны быть преемственными, т.е. программа начальной школы должна базироваться на образовательной программе ДОУ. Но, к сожалению, на практике происходит все наоборот: идея преемственности программ и технологий нередко сводится к механическому переносу их из начальной школы в ДОУ. Сложившаяся ситуация во многом является результатом недооценки самоценности дошкольного возраста, его значения в развитии ребенка. В связи с этим актуализируются поиски новых подходов к проблеме преемственности между школьным и дошкольным образованием. Для ее успешного решения необходимо, прежде всего, отказаться от понимания преемственности как формальных, внешних связей между ДОУ и школой, а также копировать в детском саду работу учителя.
В основе новых программ должно лежать понимание общей идеи – идеи обеспечения высокого уровня развития личности: для начальной школы – формирование у детей умения учиться, создание условий, при которых обучение становится для ребенка благом, основной формой его самовыражения; для дошкольного – раннее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих легкий, естественный переход ребенка в школу. Главная цель этой работы – развивать в ребенке добрые чувства, глубокий ум и здоровое тело.
Что же входит в понятие «готовность к школьному обучению»? Прежде всего, психологическая и физическая готовность ребенка к школе. Ее нельзя понимать в узком смысле – только как умение писать, читать, считать. Речь идет не о требованиях школы к ребенку с позиции обучения, а о подготовке ребенка к школьному периоду жизни. Чему же можно и нужно научить дошкольника в ДОУ? Какие качества необходимо воспитать у него, чтобы подготовить к систематическому и обязательному усвоению знаний? Среди главных составляющих понятий «готовность к школе» особое место должно занимать развитие любознательности и познавательной активности, умение самостоятельно думать и решать логические задачи. Главное – развивать потенциальные возможности узнавать новое, последовательно рассуждать, выделять существенные признаки, сравнивать предметы и т.д.
Другим важным условием успешного обучения в школе является развитие произвольности умственных процессов (внимание, память, мышление, воображение) и волевой регуляции поведения, т.е. умение направлять свои усилия на решение определенных задач. Уже в дошкольном возрасте необходимо воспитать у ребенка умение владеть собой, не отступать перед трудностями, соблюдать правила поведения, быть дисциплинированным и т.п. Не надо забывать, что успешное обучение дошкольников может осуществляться только в смыслозначимой для них деятельности – игровой, т.е. учебная задача должна быть заключена в форму игры и порождаться самой игрой.
Таким образом, новые требования к содержанию дошкольного образования меняют сам смысл понятия «готовность к школе», который теперь понимается более широко, ориентирует нас на раннее развитие ребенка на основе всестороннего учета его возрастных и индивидуальных особенностей. ДОУ начинает работу по адаптации ребенка к школе, а школа продолжает. В ДОУ принимаются все необходимые меры для всестороннего развития детей, выявления их способностей и наклонностей путем игры и продуктивных видов детской деятельности (лепке, рисования, конструирования, аппликации и т.п.). В первом классе должен осуществляться плавный переход от игровой к учебной деятельности, причем игра, как средство обучения, на первых порах должна доминировать.
Для того чтобы работа по интеграции ДОУ и школы стала более эффективной, важно отработать механизм приема детей в 1 класс и преодолеть сложившийся стереотип оценки знаний дошкольника. От малышей, поступающих в 1 класс, требуется умение читать, владеть счетными операциями, понятием состава числа, иметь достаточно большой запас сведений, знаний и, безусловно, иметь правильную, хорошо поставленную речь. Чтобы отойти от этого стереотипа, учителю, желательно, заблаговременно познакомиться с будущими учениками, изучить их социально-психологические особенности, характер их поведения и общения, коммуникативных навыков, а также уровень развития воображения, мыслительной деятельности, памяти, речи.
Таким образом, решить проблему преемственности можно лишь при условии реализации единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. Только тогда две ступени начального образования будут действовать не изолировано друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе организовать учебно-воспитательный процесс с опорой на развитие, получаемое детьми в ДОУ, а последним работать с ориентацией на последующую образовательную работу в школе.