Использование ЛСМ при подготовке обучающихся к итоговой аттестации. Шеина Н.В.
- Подробности
- Категория: Методические рекомендации
- Создано 18.03.2010 05:41
- Автор: Горюшин А.Е.
- Просмотров: 6687
Использование ЛСМ при подготовке обучающихся к итоговой аттестации.
Шеина Н.В.,
учитель математики
МОУ «Оборонинская сош»
Мордовского района
Сдача экзамена в форме ЕГЭ, а также ГИА в новой форме для выпускников 9 классов – все это необходимость совершенствования форм итогового контроля. И повышение качества подготовки выпускников – одна из основных задач, решаемых педагогом в ходе учебного процесса. Порой обучающийся, успевавший в течение учебного года, вдруг получает нежелательный результат на экзамене. В чем причина? Как помочь ученику справиться с волнением, помочь сконцентрироваться на экзамене? Как сделать так, чтобы ученик не забыл все от волнения, а наоборот смог предельно быстро собраться и приступить к работе? Большую роль играет психологический настрой экзаменуемых. Но одного этого недостаточно. Необходимо, чтобы, идя на экзамен, ребенок был максимально подготовлен по предмету. А для этого нужно повторить огромное количество материала.
В своей работе с учащимися по подготовке к сдаче экзамена я очень много внимания уделяю повторению: делаю это как в урочное, так и во внеурочное время. Для того, чтобы воспроизвести материал повторяемой темы достаточно быстро и преподнести детям максимум информации, я использую в своей работе логико - смысловые модели (ЛСМ). С их помощью мне удается показать целостность повторяемого понятия, имея при этом минимум объема текста. Каждый обучающийся на занятии с ЛСМ получает свой инструмент для работы по конкретной теме, а также детям становятся очевидны взаимодействия внешнего и внутреннего плана.
С технологией В.Э. Штейнберга, в основу которой и положена логико – смысловая модель на основе опорно – узловой системы координат, я познакомилась несколько лет назад. Использование дидактических многомерных инструментов позволяет мне свернуть и развернуть большой объем информации в рамках изучаемой темы, более детально рассмотреть каждый узел ЛСМ в отдельности. В результате использования ЛСМ при организации изучения нового материала, у ученика формируется представление об учебном процессе как логической структуре. А при организации повторения – у обучающихся имеется замечательный иструментарий в виде набора ЛСМ по темам, где четко видны и прослеживаются все понятия, необходимые при выполнении заданий по тому или иному разделу математики. Использование ЛСМ позволяет мне также показать взаимодействие математики с другими школьными предметами (физика, химия, биология, информатика). В создании ЛСМ участвуют обучающиеся, что позволяет активизировать их деятельность на уроке, что согласуется с современной парадигмой образования, в которой отводится большая роль организации личностной мотивации к изучению у обучающихся. При изучении новой темы, на каждом уроке я с детьми делаю новый шаг к познанию, и это находит свое отражение в последовательном заполнении модели. В результате мы с ними получаем хорошо читаемую, компактную схему, каждая координата которой рассматривается и по отдельности, и во взаимосвязи с другими понятиями. По этой схеме очень легко в последующем проводить повторение: обучающиеся быстро ориентируются в том, как решить ту или иную задачу.
Как результат применения ЛСМ – гарантированное усвоение материала всеми обучающимися, создание творческой атмосферы на уроке, развитие умения пользоваться опорными знаниями для получения новых знаний и повторения ранее изученного материала.