Экологическое образование младших школьников Бородина Е. А.
- Подробности
- Категория: Начальная школа
- Создано 25.12.2009 07:42
- Автор: Горюшин А.Е.
- Просмотров: 13354
«Экологическое образование младших школьников»
Из опыта работы учителя начальных классов Шмаровского филиала МОУ «Оборонинская сош» Бородиной Елены Анатольевны по проблеме
Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы все,
что он может, как прекрасна была бы земля наша»
А. П. Чехов
Теоретические основы проблемы
Экология – это наука, изучающая взаимоотношения животных и растений с окружающей средой.
Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может лишь тот, кто ее знает, изучает, понимает.
В. А. Сухомлинский по этому поводу сказал: «Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а, может быть, и простая человечность»
К мысли об охране природы человек пришел очень давно, еще в 11 – 12 вв., но в наши дни эта проблема приобрела глобальный характер. Стали редкими многие растения и животные, оскудели некогда богатые грибами и ягодами природные угодья, смываются водой и уносятся в воздух плодородные частицы почвы. Требуемые для восстановления экологического благополучия затраты подчас исчисляются миллиардами.
Пришла пора воспитывать детей не в вековой потребительской традиции, а в совершенно ином, гармоничном сосуществовании с природой, в психологической готовности сберегать природные ценности всегда и везде. Это и составляет основу экологического воспитания, направленного на формирование ответственного отношения к окружающей природной среде.
Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому начальная школа занимает особое место в системе непрерывного экологического образования, где целенаправленно закладываются начала экологической культуры детей.
В своей педагогической деятельности я творчески использую идеи, новые подходы, технологии по экологическому образованию, предложенные лучшими учителями школ России, работающими над этой проблемой – А. Плешаковым, А. Андрияновым, В. Купровым, Л. Салеевой, И. Блиновой, опыт педагога – новатора В. Сухомлинского, рассматривающего экологическое воспитание как фундамент всей экологической системы.
Главной задачей экологического образования младших школьников педагоги считают формирование у детей экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающей в себя систему экологических знаний, умений, мышления. Под экологическим образованием я понимаю непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде. Поэтому для меня как для учителя, главная цель экологического воспитания – формирование высокой экологической морали человека, несущего ответственность за судьбу своего и будущих поколений, живущих в одном единственном доме – Земля.
Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности. Под этим понимается взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни: детский сад, школа, вуз, послевузовое образование. В системе непрерывного экологического образования большое значение имеет школа, а в школе начальные классы. Это объясняется тем, что дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости, искренне сочувствуют и сопереживают. В этом возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, эмоций, развитие способностей и интересов.
Решение своих задач я осуществляю через экологизацию всех учебных предметов и внеклассных мероприятий с учетом принципа межпредметности и интеграции. Особое место среди учебных предметов занимает курс «Мир вокруг нас», но познание окружающего мира не ограничивается рамками урока, а органически переплетается с другими предметами и внеклассной работой.
На уроках природоведения, русского языка, чтения, математики, трудового обучения, музыки и ИЗО передаю детям знания об окружающем мире, прививаю им умения и навыки самостоятельного общения с природой, учу вдумчиво и внимательно читать книгу природы, воспитываю чувство ответственного, бережного, гуманного отношения ко всему живому, что есть на земле. Каждый урок сопровождается иллюстративным материалом, фотографиями, картинами, видеоматериалами. В уроки включаю разнообразный материал, основанный на собственных наблюдениях из жизни, очерки о природных явлениях, записки и рассказы натуралистов. Наряду с традиционными, использую и нестандартные формы, методы и приемы обучения: уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-конференции, уроки-игры; моделирование игровых, ситуативных и проблемных заданий на уроке; написание небольших сочинений, рассказов, докладов, сообщений из СМИ (газет, журналов, телепередач), из дополнительной художественной и научной литературы; составление книжек-раскрасок с текстом об интересных явлениях природы, о животных и растениях. С целью развития мышления, наблюдательности учащихся в структуру занятий включаю нестандартные текстовые задачи, загадки, кроссворды, ребусы, стихи, пословицы, поговорки с экологической тематикой, экологические сказки и рассказы, экологические проблемные ситуации, которые способствуют развитию экологической культуры младших школьников. Это и математика с задачами экологического направления и познавательного характера. Изложения и сочинения о природе на уроках русского языка. Научно-познавательные тексты на уроках чтения. Ребята охотно собирают природный материал для изготовления поделок на уроках трудового обучения.
Главная задача всех уроков – формирование экологической культуры. Так при изучении темы: «Что такое природа» большинство уроков провожу на природе, используя ведущий метод – наблюдения, когда дети знакомятся с объектами живой природы в естественном виде, в естественной обстановке, дети видели большие и маленькие раны природы (сломанные ветки, срубленные деревья). Дети практически старались помочь природе: убирали мусор, подвязывали веточки, сажали деревья и цветы, делали кормушки и скворечники. Все это рождает у детей интерес и постепенно воспитывает любовь к природе, они осознают важность сохранения природы.
За три года работы со своими учениками по программе А. А. Плешакова собрали большой материал по растениям и животным для своей Красной книги. В нее включены не только представители реальной Красной книги нашей страны, но и некоторые обычные обитатели леса, луга, водоема, животные – защитники урожая поля, сада, огорода. Дети подбирают и записывают о них краткие характерные сведения, зарисовывают, указывают, что им угрожает, и придумывают необходимые мероприятия по их спасению. Создание такой книги – большое, коллективное, творческое дело, оно воспитывает в детях бережное отношение к природе, подводит к выводу, что природа беззащитна перед человеком, ее надо беречь, изучать, охранять.
Важным направлением в экологическом воспитании считаю поиск и самостоятельное изучение дополнительной литературы. Дети делают сообщения о животных, растениях, временах года, подбирая интересные факты из их жизни, загадки, пословицы, стихи. Умеют дети самостоятельно отбирать из дополнительной литературы необходимые сведения и готовить простейшие сообщения. Эти работы выполняют дети, имеющие как высокий, так и более низкий уровень интеллектуальных способностей.
Научить детей тонко ощущать изменения в окружающем мире помогает прием визуализации. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились до размеров муравья, и ползут по камню. Ощущая себя маленьким, беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Младшие школьники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит, и любви. Окружающая природа требует сочувствия, тепла и помощи.
В своей работе использую метод проектов. При выборе тематики я исхожу из того, что в первую очередь дети должны знать дом, в котором живут. Сегодня они многое знают, но не имеют часто представления о конкретном селе, в котором живут, его истории, культуре. Они рассуждают о глобальных экологических проблемах, а не знают, какую воду пьют, каким воздухом дышат. Вот темы, которые разрабатывали дети: «Родная моя речушка», «Моя малая родина»», «Сохраним родную Землю». Основная цель проводимой работы – просвещение учащихся по вопросам бережного отношения к природе, приобретение экологических знаний, воспитание экологического сознания и культуры поведения, формирование навыка исследовательской и экспериментальной работы, убеждение на собственной практике в том, что чистый воздух, ухоженную землю и чистую воду имеет тот, кто этого действительно хочет.
Работа над проектом «Моя малая родина» позволяет учащимся увидеть все многообразие села с окружающим миром. Дети беседуют с родителями, родными, соседями, знакомыми, учителями. Приносят в класс литературу, анализируют статьи, совершают учебные экскурсии по родному краю. Проводят экологический мониторинг, занимаются краеведческой работой. На основе полученной информации они составляют списки, отчеты; выпускают разовые или периодические бюллетени; выступают перед учениками своего класса, или школы; пишут рефераты; фотографируют; рисуют.
Один из крупных проектов «Родная моя речушка», который был приурочен к празднику День воды, проведенному 22 марта. В работе над этим проектом девизом стали слова С. Аксакова: «Все хорошо в природе, но вода – красота всей природы». Проводились тематические классные часы: «Родная моя речушка». Были организованы выставки: экофото – «Красота воды в природе», рисунков – «На дне реки», сочинений – «Мои мысли о реке «Битюг», высказываний о воде. Проводилось тематическое мероприятие – игра «Счастливый случай» по теме «Вода». Закончился день подведением итогов, награждением наиболее отличившихся учеников.
Еще один крупный проект в нашей школе посвящен охране Земли. В рамках этого проекта 22 апреля мы проводим День Земли. Тематика классных часов этого проекта самая разнообразная: «Земля заболела», «Красота спасет мир», «Землянам чистую планету». Фотовыставка «Будь здорова, земля богатырская!», конкурс плакатов «Предотвращай появление мусора» заставляют практически всех включиться в работу. Ребята 4 класса готовятся к защите своих проектов на общешкольной конференции «Земля... Какой она достанется потомкам?». Ученики 1 – 3 классов выпускают и развешивают листовки «Это зависит от каждого из нас». Обязательно во всех классах в этот день проводится природоохранная операция «Наш дом – Земля», во время которой школьники убирают территорию школы, сажают кустарники и деревья.
Работа над проектом способствует формированию принципов повседневной жизни Человека на Земле во взаимодействии со всем окружением. Эти принципы помогут детям принимать правильные решения в интересах Природы и Жизни и станут основой мировоззрения человека нового тысячелетия. Этой цели можно достичь, направляя повседневную работу детского коллектива на глубокое познание родного края и конкретную природоведческую деятельность.
У моих учащихся сформирован интерес к природе, они знают о взаимосвязи между природой и человеком, ее значении, о влиянии людей на природу, учащиеся знают и выполняют правила поведения в природе, умеют обосновать их необходимость. умеют объяснить взаимосвязи в природе и между природой и человеком, умеют подготовить рассказ природоведческого содержания на основе дополнительной литературы, проводить самостоятельные наблюдения в природе, выполнять простейшие опыты, умеют в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы.
Актуальность проблемы экологического образования
Во второй половине ХХ века наблюдается обострение противоречий во взаимоотношениях общества и природы. Экологическая проблема занимает ведущее место среди глобальных проблем современности. Одной из причин, тормозящих решение данной проблемы, является низкий уровень экологической культуры населения. По данным педагогических исследований у выпускников школы, как и у населения страны в целом, преобладает потребительский подход к природе, не развита потребность в ее изучении и сохранении, низок уровень восприятия экологических проблем как лично значимых, поверхностны знания об объектах охраны.
Окружающая среда – естественный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления о природе. Ребенок впервые сталкивается с миром зверей, птиц, насекомых и растений. Он с удивлением рассматривает бабочку, жука, следит за распускающейся веточкой. Наблюдения за окружающей действительностью способствуют всестороннему развитию личности ребенка. Общение с природой обогащает его духовный мир.
К сожалению, сегодня наблюдается экологическая безответственность. Счастлив тот, кто живет в каком-нибудь чудом сохранившемся уголке страны, где можно дышать чистым воздухом, любоваться голубым небом, зеленой травой. Но таких экологически благополучных уголков осталось совсем мало. Мы можем вспомнить много печальных картин оскверненной, бездумно истребляемой природы.
Важным средством формирования экологической культуры населения является экологическое образование, которое имеет целью формирование ответственного отношения школьников к природе, к окружающей среде и общения с ней. Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни, но особенно в школьные годы. Успех в решении целей экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения – начальной школы, где закладываются основы формирования личности человека.
В настоящее время у учителя появилась возможность выбора программы и средств обучения по различным предметам. Новые учебники «Природоведения» А. А. Плешакова значительно отличаются от традиционных по содержанию и методическому аппарату. Автор делает акцент не на изучение сезонных изменений в природе, а на экологию. Достойно представлена идея экологии – идея целостности: природы, природы и человека, природы и общества. В учебниках раскрываются многосторонние ценности природы. Сначала показывается, как красива и совершенна природа, как много она дает для жизни ума и сердца, а затем – экологические проблемы, возникшие по вине человека. Работая по тетради на печатной основе, рассматривая красочные иллюстрации и наблюдая натуральные объекты в природе, дети на доступном для них уровне усваивают и осознают связь живого и неживого в природе, обобщают знания о сезонных изменениях в природе, знакомятся со значением воздуха и воды для человека, животных и растений и тд.
В 2005 учебном году я обобщила опыт по проблеме «Развитие самостоятельного творческого мышления учащихся». Ведущая идея опыта: вызвать у ребенка интерес к знаниям, учить его иметь собственное мнение; воспитывать любознательность, самостоятельность, честность, личную инициативу; содействовать творческому развитию каждого ученика, как на уроке, так и вне урока. Проанализировав свою работу, я сделала вывод, что в содержании каждого учебного предмета заложены возможности для осуществления экологического образования учащихся. В 2006 – 2007 учебном году я начала работу по проблеме «Экологическое образование младших школьников» в традиционной программе «Школа России».
Работа по экологическому образованию и воспитанию начинается с 1 класса. Уже в подготовительный период обучения грамоте дети знакомятся со схемой, которая наглядно показывает, почему с лица земли исчезают многие виды растений и животных. Учитель подводит ребят к выводу: природа беззащитна перед человеком. После этого дети выражают свое отношение к охране природы при помощи знаков. В букварный период учитель рассказывает детям о грибах, насекомых, птицах, диких животных.
Элементы экологического образования могут иметь место на любом этапе урока русского языка, например, при организации словарной работы. Многие словарные слова обозначают названия растений, животных. Можно предложить учащимся рассказать все, что они знают о том или другом представителе природы, установить природные связи между объектами, обозначенными этими словами. И тут же на уроках дети составляют цепочки питания, куда входят словарные слова: гусеница – муравей – медведь, осина – заяц – лисица. Таким образом, на уроке русского языка повторяются и расширяются знания об объектах природы, условиях их жизни, пищевых связях между ними. При изучении русского языка в начальных классах проводится работа по развитию речи. Детям можно предложить следующие задания экологического содержания: объяснить значение пословиц «Много леса – береги, мало леса – посади» и др.; составить рассказы по картинкам или на заданную тему, например, «Мы охраняем родную природу», «Правила друзей природы» и тд. Тексты для диктантов, изложений и проверочного списывания на экологическую тему, призваны помогать через красоту природы влиять на душу ребенка. Материал для этих уроков в основном взят из произведений художественной литературы, изучаемых на уроках или рекомендуемых для внеклассного чтения.
Особое внимание на уроках чтения уделяется работе по развитию у детей мотивов охраны природы, так как в основе этих уроков лежит образное художественное познание мира. Учитель рассказывает учащимся об увлечении природой В. Бианки, начиная с детских лет; о роли природы в творчестве А. С. Пушкина, С. Есенина, И. Бунина, М. Пришвина. Важное место в формировании эстетических мотивов охраны природы занимает анализ лирических стихотворений А. Пушкина, С. Есенина, Н. Некрасова и других поэтов. Работа над ними позволяет развивать у детей умение сравнивать состояние природы в различное время года, высказывать свое видение окружающего мира, уметь находить необычное в обычных предметах, видеть отношение человека к охраняемому миру. Для уроков чтения и русского языка использую богатый материал о природе по каждому месяцу из приложения к газете «1 сентября».
Основы экологического воспитания формируются и на уроках математики. Использование межпредметных текстовых задач способствует формированию не только вычислительных навыков, но и экологических знаний об объектах природы. Например, при изучении чисел в пределах 100 дети решают такие задачи: 1) Сейчас в нашей стране запрещена полностью охота на 18 видов зверей и 29 видов птиц. На сколько видов зверей и птиц запрещена охота? Беседа: по какой причине запрещена охота? Назовите зверей и птиц из Красной книги. 2) Жужелица уничтожает в день до 30 насекомых-вредителей. Сколько она сможет уничтожить за 2 дня? За 5 дней? На уроке обязательный показ изображения жужелиц. Выполнив решение задачи, учащиеся приходят к выводу о том, что жужелица приносит большую пользу растениям и человеку в его хозяйственной деятельности и ее необходимо охранять. Некоторые цифровые данные в период изучения многозначных чисел в 4 классе использую для проведения математических диктантов. Читается задача, а дети записывают только числа. Например, ежегодно на планете исчезают лесные массивы на площади 120000 кв. м.; ежедневно на планете вырубается более 33000 га леса и тд. Все числовые данные познавательного характера накапливаются из различных отраслей знаний, энциклопедических изданий, журналов «Начальная школа», В. Бианки «Лесная газета», А. Плешаков «Зеленые страницы». С целью повышения активности и интереса детей к решению арифметических примеров с различными действиями можно использовать задания экологического содержания: «Нарядим елочку», «Сажаем лесок», «Грибники», «соберем ягоды», «Помоги ежику» и др. Например: Определи, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим «пылесосом»: береза – (28), сосна – (17), тополь – (23). Чтобы ответить на вопрос, нужно решить пример:
15* 8 – (48+49). Ответ примера укажет на название дерева. Приведенные примеры показывают, как на уроке математики расширить, углубить, уточнить знания учащихся, полученные на уроках природоведения. Дети получают дополнительные сведения о состоянии природы родного края, о значении растений и животных в природе и жизни человека, о видах, занесенных в Красную книгу.
Система межпредметных связей помогает обеспечить высокий уровень экологической обученности и воспитанности, который проявляется в экологических знаниях и поведенческих умениях младших школьников.
Экологическое образование младших школьников Бородина Е. А. | |
2012-01-01 43.2 KB 1040 |