Конспект открытого урока по русскому языку "Почему слово так называется?" Плетневой Н.С.
- Подробности
- Категория: Русский язык и литература
- Создано 14.12.2011 06:17
- Автор: Администратор сайта
- Просмотров: 36822
Конспект открытого урока по русскому языку на тему:
«Почему слово так называется?»
Учителя русского языка и литературы Плетневой Н.С.
Культура речи. Рассуждение «Почему так слово называется?»
Цели:
1) повторить ранее пройденную тему «Корень как значимая часть слова»;
2) воспитывать интерес к этимологическим наукам, к значению и происхождению того или иного слова;
3) развивать навыки построения рассуждения на определенную тему, в том числе и как ответ на вопрос: «Почему слово так называется?».
Оборудование: учебник, этимологические словари.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Работа над новым материалом.
Учитель:
- Вспомните, что называется корнем слова? (Корень – главная значимая часть слова, в которой заключается основное лексическое значение для всех родственных слов.)
- Почему корень является главной составляющей любого слова? (Он несет в себе основное значение.)
Упражнение 1
Выделите корень в ряде слов:
Ненасытный, прекрасный, перекресток, осмелиться, затмение, грязнуля, переносица.
Учитель: Нам известно, что корень – важная обобщающая часть родственных слов и что именно в корневой части слова заключается основное лексическое значение. В качестве примера разберем слово ненастный.
Для того чтобы выделить корень в этом слове, необходимо подобрать однокоренное слово. Родственное к слову ненастный – ненастье. Следовательно, корень данного слово – ненаст-. С одной стороны, никакого смыслового значения корень нести не может, хотя в нем смутно прослеживается наст- - корка на снегу, образующаяся после сильной оттепели в результате сильных и резких морозов.
Однако смысл, который несет корень, все же есть, только он оказался значительно затертым – связь между словом и его значением стала не такой заметной, как это было раньше.
С точки зрения этимологии ненастье происходит от устаревшего слова настье – то есть «ведро», хорошая, ясная погода. А само слово настье восходит к древнему корню наст, образованного от предлога на с помощью суффикса ст. Таким образом, зная, от какого слова происходит какое-либо понятие, можно без труда понять лексическое значение этого понятия.
Именно этим, то есть определением истории происхождения и развития слов, занимается наука этимология. Выяснить этимологию того или иного слова, то есть происхождение и историю изменения, можно, проведя так называемый этимологический анализ.
(Запись на доске слова этимология, этимологический анализ; этимология от греч. «этимон» - истина и «логос» - учение, наука).
В некоторых случаях значение и происхождение того или иного слова нам ясно, как ясно и то, почему это слово называется именно так – слово «прозрачно». Например, слово прекрасный происходит не от слова красный, а от слова красивый, так как в старину именно это значение и имело слово красный. Отсюда такие выражения, как красная девица, Красная площадь.
Упражнение 2
Выполните этимологический анализ следующих слов, рассуждая по следующему плану:
1. Почему этот предмет так называется?
2. Какая часть слова помогает объяснить название предмета?
3. Почему мы можем использовать корень для объяснения названия?
Перина, ведьма, шиповник, домовой, богатырь, снегирь. (Происхождение от слов: перо, ведать (знать), шипы, дом, богатый, снег.)
Учитель: Однако не у всех слов легко выявить первоисточники: этимология некоторых слов стала для нас расплывчатой, для того, чтобы ее выяснить, приходится много рассуждать.
Например, слова ошеломить, опешить. Они относятся к тем словам, первоначальное значение которых оказалось забытым.
В Древней Руси шлем назывался шелом. Часто во время боя воины, получая сильный удар по голове, теряли сознание и падали. Они были в прямом смысле ошеломлены. Впрочем слово ошеломить имело также значение «сбить с головы шлем, остаться без шлема». Похожее значение имело слово опростоволоситься, то есть остаться с простыми, не покрытыми головным убором волосами.
До наших дней слово ошеломить дошло, сильно изменив свое первоначальное значение. Теперь значение этого слова – «удивить, поразить чье-то воображение».
Примерно та же история произошла со словом опешить.
В Древней Руси в бою участвовали не только простые воины, но и конники. Когда во время боя под таким всадником убивали коня, он опешивал, то есть оказывался пешим. Обычно все это происходило неожиданно, поэтому в современном руссом языке слово и получило оттенок неожиданности, внезапности. А старое значение глагола – «остаться без коня, пешим» - сохранилось в глаголе спешиваться.
(Можно порассуждать об этимологии таких слов как:
Говядина – от древнерусского слова говядо – мясо коровы;
Смородина – от древнерусского слова смород, смрад – сильный, резкий запах;
Ожерелье – несколько измененная форма слова горло. Подобная форма этого слова – жерло).
Упражнение 3
Определите значение слов, исходя из лексического значения их корней; объясните смысл всего слова.
Фонарщик, наездник, тельняшка, сталевар, лесоруб, подземка, околица, оттепель.
Учитель: Интересным для современного человека будет этимологический анализ дней недели.
Например, понедельник образован от слова неделя. Первоначально такое название носил день общего отдыха: неделя происходит от выражения не делати (день, свободный от дел, предназначенный для отдыха). А то, что сейчас в современном русском языке называется неделей, именовалось седмицей – то есть семь дней. Первый день семидневки, или седмицы, именовался понедельником, то есть днем после отдыха. Позже слово седмица стало архаизмом и перестало употребляться, а вот неделя осталась.
IV. Подведение итогов
Учитель просит учеников ответить на ряд вопросов:
- Какая часть слова несет в себе основное значение?
- Что необходимо для того или иного слова?
Чем занимается наука этимология?
- Из каких пунктов состоит этимологический анализ?
V. Домашнее задание.
В качестве домашнего задания ученикам предлагается продолжить начатый этимологический анализ слова «понедельник», а также провести этимологический анализ слов «вторник», «среда», «четверг», «пятница».