Эффективность управления методической работой в условиях инновационной деятельности школы. О.А.Пруцакова
- Подробности
- Категория: Управленческая деятельность
- Создано 03.11.2010 06:50
- Автор: Горюшин А.Е.
- Просмотров: 4991
Эффективность управления методической работой в условиях инновационной деятельности школы
О.А. Пруцакова, заместитель директора
по НМР МОУ «Оборонинская сош»
Мордовского района
Новый «образ образования» тесно связан с инновационными процессами в образовательной системе. В данном случае на первый план выдвигаются противоречия между имеющейся в школе потребностью в развитии инновационных процессов и недостаточным уровнем готовности педагогов к их реализации. Проблема состоит в том, что школа – сложный живой механизм, где множество разнообразных объектов и субъектов: дети, родители, общественность, обслуживающий персонал, система учебных предметов, система учебной и методическ5ой деятельности и т.д. Все они находятся во взаимодействии, и от того, как они взаимодействуют, зависит успех школы.
Обновление образования сегодня требует и от руководителей и от педагогов знаний инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем и технологий и многого другого.
Ценность инновационных процессов состоит в том, что образовательные итоги становятся выше и имеет место контролируемый научно-методический результат.
Сегодня уже очевидно, что управление инновационными процессами в школе требует специальных форм и методов. Более эффективной реализации инновационных подходов в управлении методической работой способствуют следующие условия:
- знание и владение руководителями специальными методами проектирования желаемых результатов, технологией целеполагания;
- знание и владение методами планирования;
- овладение и оптимальное сочетание вертикального и горизонтального механизмов координации;
- овладение технологией управления инновационными процессами в школе;
- эффективная горизонтальная координация
- формирование положительной мотивации к инновационной деятельности у педагогов;
При становлении готовности к инновационной деятельности определяющей является мотивационно-личностная (психологическая) готовность. К показателям личностной (психологической готовности) в первую очередь относятся: способность к творчеству, к адекватной самооценке, самостоятельность, ответственность за принимаемое решение, диалогичность, рефлексия своего поведения и другие.
Знания, идеи, концепции, имеющие в настоящий момент большую значимость для эффективного управления, выступают в качестве управленческо-педагогических ценностей.
Это могут быть:
- ценности-цели;
- ценности-знания;
- ценности-отношения;
- ценности-качества.
Технологический компонент управленческой культуры включает в себя способы и приемы управления педагогическим и прежде всего, методическим и образовательным процессом.
Современная школа призвана стать одним из механизмов общественного развития, а управление ею должно обеспечивать создание в ней таких условий, при которых это стало бы возможным. Управление должно обеспечить развитие инновационного образовательного учреждения, прежде всего благодаря реализации инновационных подходов в управлении методической работой.
С одной стороны, управление должно обеспечить функционирование методической системы, то есть ее сохранение, а с другой – ее развитие, то есть разрушение, реконструкцию, модернизацию, в соответствии с тенденцией обновления школы и общества в целом. Управление школой должно быть эффективным и действенным, обеспечивать не только достижение прогнозируемых результатов, но и их постоянную динамику. А оценка этой эффективности и действенности диктуется потребностью развития как внутришкольного управления, так и образовательного учреждения в целом.
В «Словаре управления экономикой» под редакцией Р.А.Белоусова эффективность управленческой деятельности определяется, как «соотношение ее полезного результата и объема использованных или затраченных на это ресурсов.
Такой подход к оценке эффективности управления предполагает и адекватные ему методы.
Первый – это оценка эффективности с точки зрения уровня и сроков достижения поставленных целей. Если достигнута цель, если в срок решена задача – значит управление функционировало эффективно.
Второй метод состоит в сопоставлении получаемых результатов с ресурсным потенциалом управляемого объекта. Самая высокая оценка качества управления – это полное использование способностей каждого педагога, т.е знаниевых и других ресурсов.
В теории менеджмента эффективность рассматривается как реальное достижение целей. Питер Друкер подчеркивает: «результативность является следствием того, что делаются нужные правильные вещи», а эффективность является следствием того, что «правильно создаются эти самые вещи». Если внешняя эффективность измеряет достижение целей организации, то внутренняя эффективность измеряет наилучшее использование ресурсов и оптимизацию процессов в управлении.
Об эффективности управления методической работой и школой в целом можно судить по итогам деятельности школы по основным направлениям образовательного процесса. Уровень обученности и качества знаний в нашей школе остается стабильным на протяжении нескольких лет. Уменьшилось количество обучающихся, оставленных на повторный год обучения. Ежегодно «запас» школы пополняют серебряные и золотые медалисты, растет количество выпускников, поступающих в Вузы.
Важными критериями являются также показатели физического здоровья детей. Обучающиеся МОУ «Оборонинская сош» являются победителми и призерами различных спортивных соревнований и турниров муниципального, регионального и Всероссийского уровней. По количеству победителей смотров, конкурсов, фестивалей и т.д. школа занимает лидирующую позицию в рейтинге образовательных учреждений района.
Налицо качественный рост педколлектива:
- учитель профильной школы – 3;
- награжденные медалью «За доблестный труд» - 1;
- почетные работники общего образования – 5;
- имеют звание «Учитель-методист» - 1;
- награждены грамотой Министерства образования – 7
- обладатели президентского гранта – 2;
- имеют высшую квалификационную категорию – 9.
Учителя школы принимают активное участие в конкурсах профессионального мастерства три лауреата и победитель в номинации «Здоровьесберегающие технологии» регионального конкурса «Учитель года»).
На базе МОУ «Оборонинская сош» постоянно проводятся многочисленные семинары по актуальным вопросам образования.
Таким образом, эффективность управления инновационным образовательным учреждением – это результат достижения целей управленческой деятельности, то есть результат создания в образовательном учреждении условий, обеспечивающих разностороннее развитие личности каждого педагога и школьника.