Итоги реализации комплексного проекта модернизации образования в мордовском районе за 2007 – 2009 г.г.
- Подробности
- Категория: Итоги реализации проекта
- Создано 11.02.2010 11:05
- Автор: Горюшин А.Е.
- Просмотров: 3772
ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ
КОМПЛЕКСНОГО ПРОЕКТА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
В МОРДОВСКОМ РАЙОНЕ
ЗА 2007 – 2009 Г.Г.
Главная цель российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования. Достижение указанной цели возможно только через реализацию основных направлений модернизации образования:
- Введение новой системы оплаты труда (НСОТ)
- Переход на нормативно подушевое финансирование
- Система оценки качества образования
- Развитие сети образовательных учреждений
- Повышение квалификации педагогических и руководящих работников
- Общественное участие в управлении образованием.
1. Введение новой системы оплаты труда учителей (НСОТ):
С 1 сентября 2009 года все образовательные учреждения района перешли на новую систему оплаты труда.
1.Закон Тамбовской области от 29.12.2008 № 493-З «Об основных принципах и условиях установления оплаты труда работников областных государственных учреждений».
2. Постановление администрации Тамбовской области от 10.02.2009 № 126 «О введении новых систем оплаты труда работников областных государственных учреждений, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы и работников областных государственных образовательных учреждений».
Заработная плата работников образовательных учреждений в новых условиях складывается из базовой части.
Среднемесячная начисленная заработная плата учителя за счет введения НСОТ за 2009 г. составила 7112,9 рублей.
нормативно подушевое финансирование
В настоящее время принцип нормативного подушевого финансирования общеобразовательных учреждений закреплен Законом области от 13.12.2005 № 408-З «О порядке определения субвенций бюджетам муниципальных образований на финансирование муниципальных общеобразовательных учреждений в части расходов на реализацию ими государственного стандарта общего образования», действующий и в настоящее время (с последними изменениями, внесенными Законом области от 09.11.2009 № 579-З), который ставит ФОТ в зависимость от количества обучающихся.
Реализуют дополнительные образовательные программы и организуют дополнительное образование детей в школах района 80 специалистов: 8 педагогов дополнительного образования, 70 учителей-предметников, 1 библиотекарь, 1 медработник.
Охват обучающихся дополнительным образованием на базе общеобразовательных учреждений, реализующих дополнительные образовательные программы составляет 49,3% (каждый ребёнок учитывается один раз) и 84,1% (если считать по численности контингента учебных групп) (в 2008 году — 56% и 76,1% соответственно), что говорит о незначительном повышении % охвата детей дополнительным образованием на базе общеобразовательных учреждений района.
Система оценки качества образования
Для обеспечения единых подходов к построению и развитию РСОКО при администрации области создан Координационный совет (Постановление администрации области от 18.01.2008 г. №57 «Об оценке учебных достижений обучающихся в условиях построения региональной системы оценки качества образования»), в состав которого вошли представители органов законодательной и исполнительной власти, образовательных учреждений всех уровней образования, общественных организаций и институтов.
Оценка качества образования происходит на трех уровнях: уровень образовательного учреждения, муниципальный и региональный.
Для получения полной и объективной информации о состоянии школьного образования и динамике его развития в области сформирована единая база данных показателей качества учебных достижений обучающихся с первого по одиннадцатый класс. Проведение мониторинга образовательных достижений учащихся на различных ступенях обучения дает информацию о состоянии образовательной системы и тенденциях ее развития. При этом качество данной информации (ее содержание, степень объективности и надежности) в значительной степени определяет и эффективность управленческих решений, и само качество образовательного процесса.
Ежегодно, в сентябре проводится мониторинговое исследование «Изучение готовности первоклассников к обучению в школе». В нем принимают участие все общеобразовательные учреждения, учителя начальных классов, первоклассники и их родители. Цель проведенного исследования - изучение стартовых возможностей детей, пришедших в школу. Данные мониторинга позволяют выявить уровни готовности детей к обучению в школе.
Еще одним механизмом оценки учебных достижений обучающихся является независимая внешняя экспертиза уровня учебных достижений по русскому и математике обучающихся 4 классов.
В 2008–2009 уч. году был проведен мониторинг знаний по математике и русскому языку (4 кл), в котором приняли участие 153 ребёнка из 23 ОУ района.
В целом по району учащиеся написали не ниже среднего уровня и набрали по русскому языку – 21,3 балла, по математике – 21,6 балла.
По русскому языку 48,8% (74 ученика) написали на очень высоком, высоком и выше среднего уровнях. 29,7% (45 учеников) – на среднем уровне, 19,2% (29 учеников) – на уровне ниже среднего, 3,2% (5 учеников) – на низком уровне.
Хороших результатов по русскому языку добились учителя: Лавровской СОШ (учитель Матвеева Галина Николаевна) – средний балл 27,6; Степновской СОШ (учитель Глебова Раиса Алексеевна) – средний балл 26,4; Шульгинской ООШ (учитель Мартынова Елена Валентиновна) – средний балл 26,6; Плоскинского филиала (учитель Закурдаева Вера Ивановна) – средний балл 26; Оборонинской СОШ (учитель Кусова Людмила Дмитриевна) – средний балл 25,8. Ученики Лавровской СОШ, Степновской СОШ, Плоскинского филиала написали только на высоком и выше среднего уровнях.
Низкие результаты показал Калининский филиал МОУ «СОШ с-за им. Ленина». Средний балл – 14,5.
В мониторинге по математике приняло участие 153 ученика из 23 ОУ района. 62 ученика (40,8%) написали работы на очень, высоком и выше среднего уровнях, 39 учащихся (25,4%) - на среднем уровне, 37 учащихся (24,1%) - ниже среднего, 15 учащихся (9,7%) - на низком уровне.
Лучших результатов добились педагоги следующих школ: Лавровской СОШ (учитель Матвеева Г.Н.), Шульгинской ООШ (Мартынова Е.В.), Степновской СОШ (Глебова Р.А.), Плоскинского филиала (Закурдаева В.И.), Мордовской ООШ (Шевченко Г.А.).
Таким образом, оценка учебных достижений приобретает систематический, планомерный и целенаправленный характер, и только анализируя объективно полученные данные можно выявить причины некачественного обучения и предпринимать педагогические и управленческие меры по повышению качества обучения.
Следующей базовой процедурой оценки качества образовательного процесса является проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов в новой форме.
Если в 2007 году выпускники 9 классов впервые в области прошли государственную (итоговую) аттестацию в новой форме только по русскому языку, то в 2009 году государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов в новой форме уже проводилась по 9 предметам: русский язык и алгебра (обязательные предметы), геометрия, география, физика, химия, биология, история, обществознание (предметы по выбору).
В ГИА по русскому языку и математике в новой форме выпускников 9-х классов приняли участи 233 выпускника 9-х классов общеобразовательных учреждений района.
Результаты по району:
Русский язык: обученность 33,5%, качество 47,2. В сравнении с прошлым годом обученность возросла на 2,8%. Качество увеличилось на 2,6 %. Тем не менее, 9 выпускников не освоили программу основного образования по русскому языку.
Образовательные учреждения, имеющие низкий уровень обученности Мордовская ООШ 66,6% (учитель Черномырдина), Сосновская СОШ 88,9% (учитель Карпук Р.А).
Из 233 выпускников основной ступени обучения 37 не подтвердили освоение программы основного общего образования по математике. Обученность составила 84,1, что выше в сравнении с 2008 годом на 15,7 %, Качество знаний 37,7%, что выше прошлогодних показателей на 6,7%.
Низкие результаты по математике показали выпускники Кужновской СОШ (60%, учитель Перелыгин), Мордовской ООШ (50%, учитель Хоборова), Сосновская СОШ (66%, учитель Кузина Н.Н), Черняевский филиал МОУ Оборонинская СОШ (75%, учитель Гавричкина Г.Н).
В 2009-2010 учебном году 61% (141чел.) обучающихся продолжают свое обучение в средних школах района, 18% (42 чел.) поступили в СУЗы, 17% (39 чел.) – в ПТУ. Из них 25% (57 чел.) поступили по результатам ГИА в новой форме.
Завершающий этап оценки качества обучения в школе - процедура ЕГЭ.
Анализ статистических данных ЕГЭ за пять лет показывает устойчивую тенденцию роста как результативности по ряду предметов.
ЕГЭ является важным элементом системы оценки качества образования.
Все данные должны быть внесены в имеющуюся в каждом общеобразовательном учреждении базу данных АИАС управления образовательным учреждением «АРМ Директор» и размещены на сайте ОУ. Наиболее низкие показатели ЕГЭ по русскому языку.
Среди образовательных учреждений, выпускники, которых не преодолели минимального порога баллов МОУ «Оборонинская СОШ» (10 выпускников) из 76 сдающих, Новопокровская СОШ (2 выпускника из 10), Степновская СОШ (3 выпускника).
Педагоги, выпускники которых не освоили программу среднего (полного) общего образования по русскому языку:
Кармышова С.Ю. (Оборонинская СОШ) 2 выпускника из 48, Артемова Т.В.(Оборонинская СОШ) 8 выпускников из 28, Клокова О.А. (Новопокровская СОШ) 2 выпускника из 2-х, Ёркина С.В. (Степновская СОШ) 1 из 8 выпускников, Улыбышева Л.М. (Ивановский филиал Степновской СОШ) 2 выпускника из 3-х.
Высокие результаты показали выпускники Сосновской СОШ (Пузина А.Т.), Лавровской СОШ (Романова В.Е.), СОШ с-за им. Ленина (Афонина Е.В.)
Из 134 выпускников, принимавших участие в ЕГЭ математике, 6 (4,5%) не преодолели минимального порога баллов. По математике картина лучше.
Единственным учреждением, выпускники которого получили неудовлетворительные оценки по математике - МОУ «Оборонинская СОШ».
Среди педагогов, выпускники которых получили неудовлетворительную оценку по предмету, Каракулько Е.П. (3 выпускника из 25), Жарикова Р.А (2 выпускника из 26), Андреева З.М. (1 из 10).
Высокие результаты получили выпускники Лавровской СОШ, Кужновской СОШ, Новопокровской СОШ)
Таким образом, по результатам двух обязательных экзаменов и пересдачи их в резервные дни, 4 выпускника школ района или 2,9 % получили вместо аттестата о среднем (полном) общем образовании справку установленного образца.
Результаты ЕГЭ 2009 высвечивают ряд проблем, накопившихся в образовании района.
Подводя итоги ГИА в 2009 году, отдел образования провел анализ кадрового состава педагогов, выпускники которых не освоили образовательный стандарт по русскому языку и математике. Выявить какую- либо зависимость результатов работы учителя от стажа, образования, квалификации установить не удается. Так, среди этой категории работников есть пенсионеры, начинающие учителя, учителя, имеющие значительный опыт работы, есть учителя с высшей, первой, второй кв. категориями, и учителя, не имеющие кв. категории.
Среди выпускников, получивших неудовлетворительные оценки по русскому языку и математике 9 выпускников классов очно - заочного обучения (Оборонинская и Новопокровская СОШ), дети из неблагополучных семей (Расстрыгина и Шабанова, Чечина).
Поэтому на первый план в данной ситуации выдвигается не только и не столько неумение учителя учить, сколько потребность коренным образом поменять систему образовательного процесса в целом таким образом, чтобы образование и воспитание действительно решали одну общую задачу.
Среди выпускников средних общеобразовательных учреждений есть даже те, кто по своему уровню интеллектуального развития не может освоить программу средней школы. Здесь обнаруживается проблема необходимости руководителя образовательного учреждения реально оценить работу учителя начальных классов, выдающего брак в лице неуспевающих уч-ся в среднее и старшее звено.
Кроме того, на протяжении ряда лет большая редкость-выпускник, набравший более 85 баллов на едином государственном экзамене (93 балла по русскому языку в 2006 году). Их нет даже в классах профильного обучения. Сегодня мы имеем высший балл по математике 74, по русскому языку -76, что явно недостаточно для поступления в престижные высшие учебные заведения.
Несмотря на это, 69% выпускников (84 из122 выпускников) поступили в ВУЗы и СУЗы по результатам ЕГЭ. Из 122 выпускников 66% (80 чел.) поступили на бюджетной основе, 29% (35 чел.) – на коммерческие места.
Важным объектом оценивания на уровне образовательного учреждения является профессиональная компетентность педагога.
Ключевая процедура оценивания – аттестация педагогических кадров.
С 2007 года в области апробируется новая модель аттестации педагогических и руководящих кадров. Комплексная экспертиза деятельности осуществлялась в три этапа:
1 этап- оценка материалов самоанализа;
2 этап – квалификационные испытания по определению уровня квалификации и профессионализма;
3 этап – определение продуктивности (результативности) практической деятельности.
1) Количество аттестованных работников.В 2008-2009 учебном году : руководящие работники (всего-37; 1 категория - 24 чел (64,9%); высшая - 4 чел (10,8%); 2 кат- 9ч.(24,4%).
Педагогические работники: всего – 317 пед; высшая- 6,1% (2ч); 1 кат-56,8% (18педагогов); 2 кат-57%(12ч.).
2) количество отозванных заявлений -65 (57%). Рук – 4( %); зам. дир -3 ч. ( %).; пед работники- 102 (57%).
Анализ результатов прохождения аттестационных процедур комплексной экспертизу позволил выявить следующие проблемы:
- недостаточный уровень сформированности у аттестуемых аналитической компетентности;
- евысокий уровень общеметодических умений педагогических работников;
- низкий уровень сформированности компетентности в области методологии проектной, исследовательской деятельности;
- низкий уровень профессионально-ценностных ориентаций и управленческих умений у руководящих работников.
Результаты анализа аттестации послужили основой для обновления содержания и структуры повышения квалификации.
Основным механизмом оценки качества образовательного процесса являются процедуры лицензирования и государственной аккредитации ОУ.
Проводится независимая, комплексная оценка, на основании которой определяется эффективность образовательной, воспитательной, экономической деятельности, а также состояние психологического климата в ученическом и педагогическом коллективах. И если при экспертизе деятельности педагога учитываются учебные достижения обучающихся, то при аккредитации образовательного учреждения учитываются как результаты деятельности педагога, так и индивидуальные достижения обучающихся. По завершении экспертизы образовательной деятельности областная аккредитационная комиссия выносит решение о праве школы на образовательную деятельность.
Данные, полученные в результате оценочных процедур в рамках РСОКО, используются при определении направлений оптимизации сети образовательных учреждений.
На основании Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений Тамбовской области в 2008-2009 учебном году 4 дошкольных образовательных учреждения Мордовского района успешно прошли процедуру аккредитации и аккредитованы сроком на 5 лет.
Все образовательные учреждения имеют лицензию на право ведения образовательной деятельности.
Развитие сети общеобразовательных учреждений
Развитие сети общеобразовательных учреждений в рамках реализации РКПМО нацелено на обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства
Определены базовые школы с учетом транспортной доступности, количества учащихся и ученических мест и т.д. 3 базовые школы( МОУ «СОШ с-за им. Ленина», МОУ «Оборонинская сош» и МОУ «Новопокровская сош») полностью оснащены современным оборудованием.
Проведена реорганизация малочисленных школ в форме присоединения (в том числе с изменением реализуемых образовательных программ), за базовыми школами закреплена ответственность за предоставление качественного образования.
В каждом населенном пункте, где есть дети младшего школьного возраста, сохранены начальные школы в статусе структурного подразделения базовой школы.
Реализуется проект «Школьный автобус». В текущем году 8 автобусов доставляют 237 учащихся в базовые школы, где созданы условия для получения качественного образования. Планируемое оснащение школьного транспорта специализированным навигационным оборудованием позволит обеспечить бесперебойную работу школьных автобусов и безопасность перевозок учащихся.
В целом, увеличение количества старшеклассников в базовых школах за счет реорганизации образовательных учреждений и организации подвоза позволяет в полной мере реализовать профильное обучение, обеспечивающее расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для каждого обучающегося.
Средняя наполняемость классов по области в сельской местности 11,83 чел, в Мордовском районе - 11,51.
В ближайшие годы наиболее оптимальным продолжением развития сети общеобразовательных учреждений является укрупнение школ старшей ступени, которые предоставляли бы старшеклассникам возможность выбора индивидуальной образовательной траектории.
Это позволит:
- Обеспечить доступность качественного образования для большего количества учащихся;
- Обеспечить концентрацию учебных, материально-технических и кадровых ресурсов;
- Сохранить и обеспечить развитие школ, расположенных в отдаленных населенных пунктах;
- Предоставить большему количеству учащихся старших классов возможностей получения профильного образования.
проблемы:
- слабое взаимодействие базовой школы и филиалов;
- низкий уровень знаний учащихся в филиалах;
- низкий уровень методологической, методической подготовки учителей филиалов;
- недостаточная активность участия обучающихся, педагогов, руководителей в региональных и федеральных конкурсах.
Наиболее востребованная модель наших сельских школ - «социокультурный комплекс»
В настоящее время на территории района функционируют 10 сельских социокультурных комплексов, обеспечивающих интеграцию социальных и культурных ресурсов села. Все комплексы созданы на базе школ и позволяют эффективно использовать помещения школы при сокращении численности учащихся.
Наиболее эффективно работают социокультурные комплексы на базе школ»:
- МОУ «Кужновская сош»;
- Большеданиловский филиал;
- МОУ Степновская сош»;
- Черняевский филиал.
Эффекты модели:
- Повышение каческтва образования обучающихся;
- Повышение образовательного и культурного уровня населения;
- Организация культурно-досуговой деятельности детей и взрослого населения;
- Повышение эффективности использования помещений школ.
Расширение общественного участия в управлении образованием
В 2009-2010 учебном году продолжается работа по созданию условий для эффективного функционирования органов государственно-общественного управления, формирования гражданского заказа образованию. На сегодняшний день во всех ОУ района созданы и функционируют Управляющие Советы. Очень хотелось бы надеяться, что они работают эффективно. Необходимо, чтобы участие родителей в управлении школой перестало бы быть формальным. Необходимо реально придать государственно-общественный характер посредством вовлечения родителей в процесс образования не только через помощь школе, выраженную в виде материальной поддержки, но и через «покупку» образовательных услуг. Никто не вправе запретить или помешать родителям конкретной школы поддерживать развитие этой школы, предлагать направления этого развития, участвовать в создании гораздо более лучших, чем минимальные, условий пребывания детей в своей школе.
Все общеобразовательные учреждения района - 6 (юридические лица) имеют публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности. Они размещены на сайтах учреждения и сайте отдела образования. Но большинство базовых школ в свой отчет не включили сведения о работе своих филиалов (не разместили их на своих сайтах), хотя публичные доклады таких филиалов, как Большеданиловский, Черняевский, Сосновский и Плоскинский, размещены на сайте ООА.
Одним из основных приоритетов развития системы образования является обеспечение условий для получения учащимися качественного общего образования независимо от места жительства.
Для решения задач создания современных и комфортных условий обучения привлекаются программные и проектные средства областного и федерального бюджетов. За три года реализации РКП на укрепление материально-технической базы школ района за счет вышеназванных источников направлено более 12 млн. руб.
На 100% оснащены современным учебно-лабораторным оборудованием 3 базовые школы (МОУ « Новопокровская сош», МОУ «СОШ с-за им. Ленина» и МОУ «Оборонинская сош»).
Продолжается работа по оснащению общеобразовательных учреждений современным учебным оборудованием. Только в 2009 году за счет средств РКП освоено более 4 млн. рублей:
МОУ «СОШ с-за имени Ленина» освоено 1 млн. 763 тыс. рублей:
Капитальный ремонт санитарных узлов и интернат (1 млн. 62 тыс. 900 руб.);
Ремонт кровли (143 тыс. руб.);
Фасады (95 тыс. руб);
ремонт отопительной системы (89,6 тыс. руб);
Технологическое оборудование для медкабинетов – 35 тыс. рублей;
Учебно-лабораторное, компьютерное оборудование, спортивный инвентарь, школьную мебель на сумму 362 тыс. 400 рублей.
МОУ «Оборонинская сош» - 1 млн. 263 тыс. руб.
Учебно-лабораторное, компьютерное оборудование на сумму 220тыс. 945 рублей;
Технологическое оборудование для медкабинетов – 35 тыс. рублей;
Медиаресурсы – 50 тыс. рублей;
Транспортные средства -950 тыс.
МОУ «Степновская сош» - 256 тыс. руб.
Учебно-лабораторное оборудование – 25 тыс. руб.;
Компьюторное оборудование – 121 тыс. руб.;
Спортивный инвентарь – 16,4 тыс. руб.;
Технологическое оборудование для пищеблоков – 46 тыс. руб.;
Прочие расходы – 46 тыс. руб.
МОУ «Новопокровская сош» - 828 тыс. руб.
Учебно-лабораторное и компьютерное оборудование – 768 тыс.руб.;
Транспортные расходы – 60 тыс. руб.
В 2010 году необходимо сосредоточить усилия по четырём ключевым направлениям:
1. Безопасность пребывания детей в школе.
Это капитальный ремонт ветхих школ, прекращение образовательного процесса в зданиях, не отвечающих требованиям безопасности, установка систем противопожарной и антитеррористической безопасности.
2. Школьная инфраструктура и сохранение здоровья детей.
Во всех школах необходимо оборудовать отвечающие всем требованиям столовые, пищеблоки, спортзалы, спортплощадки.
3. Организация учебного процесса.
Продолжить работу по обеспечению образовательных учреждений учебным оборудованием в соответствии с реализуемыми программами по ступеням обучения, обеспечить организацию учебного пространства для реализации современных образовательных технологий.
4. Воспитание и развитие.
Продолжить работу пореализации в школе дополнительных образовательных программ, досуга, самоподготовки, проектной деятельности – тех знаний, форма которых принципиально отличается от урочной.
Обозначенные направления – это основа национальной образовательной стратегии «Наша новая школа». Реализация этих направлений позволит обеспечить комфортные условия обучения и воспитания нового поколения.