Стратегия взаимодействия с агрессивным ребёнком
- Подробности
- Категория: Информационно-просветительская деятельность
- Создано 08.04.2011 10:20
- Автор: Горюшин А.Е.
- Просмотров: 8141
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Агрессивность – это свойство личности, выражающее готовность к агрессии.
Агрессивные дети нападают на других ребят, бьют их, отбирают игрушки, сладости, вредничают, грубят взрослым. На появление агрессивности у детей влияют:
стиль воспитания в семье (чрезмерная или недостаточная опека);
повсеместная демонстрация сцен насилия;
нестабильная социально-экономическая обстановка;
индивидуальные особенности человека;
социально-культурный статус семьи и т.д.
Агрессивность у детей имеет разные причины, в зависимости от которых следует выбирать методы коррекции.
Причина |
Методы коррекции |
Недостаток двигательной активности, физической нагрузки. |
подвижные игры; спортивные эстафеты; «минутки радости» между занятиями |
Дефицит родительского внимания, любви. |
осознание родителями своего отношения к ребёнку; обращение к психологу; совместные сюжетно-ролевые игры; установление эмоционального контакта родителей с ребёнком |
Повышенная тревожность («защитная» агрессивность). |
|
Усвоение эталонов агрессивного поведения в семье. |
изменение стиля поведения родителей по отношению к ребёнку и другим членам семьи; обращение к психологу |
Косвенно стимулируемая агрессивность (СМИ, игрушки агрессивного характера). |
ограничение появления у ребёнка игрушек, вызывающих агрессию или направление их агрессивного потенциала в положительное русло; совместный просмотр и обсуждение фильмов, телевизионных программ, семейное чтение; перевод склонности детей и подростков к драчливости в конструктивное русло: военные игры, игры в пиратов, рыцарей и т.д. |
Низкий уровень развития игро- вых навыков и неумение об- щаться. |
подвижные и сюжетно-ролевые игры, игры на понимание эмоционального состояния; психогимнастика; обучение приёмам саморасслабления; обучение коммуникативным навыкам |
Независимо от причины агрессивного поведения ребёнка существует общая стратегия действий окружающих людей по отношению к нему:
- если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребёнка непосредственно перед их проявлением, остановить занесённую для удара руку, окликнуть ребёнка:
- показать ребёнку неприемлемость агрессивного поведения по отношению к неживым предметам, а тем более – к людям. Осуждение такого поведения, демонстрация его невыгодности ребёнку;
- установить чёткий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нём;
- предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них сочувствия, сопереживания;
- обучать конструктивным способам выражения гнева как естественной, присущей человеку эмоции.
Детям важно давать выход своей агрессии.
Можно им предложить: подраться с подушкой, использовать физические силовые упражнения, рвать бумагу, нарисовать того, кого хочется побить, и что-нибудь сделать с этим рисунком, использовать «мешочек для криков», постучать надувным молотком по столу и т.п.
(По материалам Широковой Г.А. Жадько Е.Г. «Практикум для детского психолога»)
Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, не устраняют это качество, а наоборот взращивают его, развивая в своём сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться уже в зрелые годы.
Если же родители вовсе не обращают внимания на агрессивное поведение своего ребёнка, то он очень скоро начинает считать, что так вести себя дозволено, и отдельные проявления гнева перерастают в привычку действовать агрессивно
Буклет "Стратегия взаимодействия с агрессивным ребёнком" | |
2012-01-03 388.89 KB 469 |