Жестокое обращение с детьми
- Подробности
- Категория: Профилактика социального сиротства
- Создано 01.06.2015 06:41
- Автор: Вяльцева О.В.
- Просмотров: 3114
До недавнего времени считалось, что жестокое обращение с детьми в нашей стране явление очень редкое и связано, как правило, с психическими заболеваниями родителей, их алкоголизмом, криминальными наклонностями, моральной деградацией. Однако сегодня ни для кого не секрет, что насилие стало объективной реальностью нашего общества. И семья не является исключением. Нередко в средствах массовой информации освещаются случаи насилия и жестокого обращения в семьях даже известных в стране людей. А сколько таких печальных историй происходит за закрытыми дверями квартир обычных граждан и порой скрывается от окружающих. Главными пострадавшими в них оказываются именно дети, так как в силу своего возраста они физически и психологически зависят от взрослых членов семьи, которые и совершают чаще всего насильственные действия по отношению к ним и подвергают их жестокому обращению. Часто дети, подвергающиеся насилию со стороны родителей, стыдятся или боятся об этом говорить, а порой и не понимают, что над ними было совершено насильственное действие.
Что же такое насилие и жестокое обращение? Каковы их причины и последствия? Как вовремя распознать ребёнка, оказавшегося в социально опасном положении? Постараемся ответить на эти вопросы.
Жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей/лиц, их заменяющих, или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребёнка, либо угрожающее правам и благополучию ребёнка.
Под насилием чаще всего понимают физическое, психическое, социальное воздействие на человека со стороны другого человека, группы лиц или государства, которое вынуждает его прерывать значимую для него деятельность и выполнять другую, противоречащую ей, или угрожающую его физическому или психическому здоровью и целостности (Защита детей от жестокого обращения / Под ред. Е.Н. Волковой. – СПб.: Питер, 2007.).
В нашей стране понятие «жестокое обращение с детьми» было включено в Кодекс о браке и семье в 1968 году. С этого момента жестокое обращение стало основанием для лишения родительских прав.
В Уголовном кодексе РФ статья 156, которая предусматривала ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, сопряжённое с жестоким обращением, появилась в 1996 году.
Выделяют следующие формы насилия над детьми: физическое, психологическое, сексуальное насилие и пренебрежение нуждами детей.
Физическое насилие – это нанесение или риск нанесения ребёнку физических повреждений. Оно включает действия, вызывающие внешние или внутренние повреждения.
Под психологическим насилием подразумевают постоянно повторяющиеся унижения, оскорбления, издевательства, угрозы физической расправы или ущерба, присвоение кличек, отказ во взаимоотношениях и т.п..
К сексуальному насилию относят не только изнасилование, но и другие действия сексуального характера, к которым взрослые принуждают ребёнка или поощряют их выполнение, даже если нет физического ущерба или ребёнок сам даёт согласие на эти действия.
Неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей по уходу, надзору за ребёнком, удовлетворению его основных потребностей, которое наносит или может нанести ущерб здоровью или нормальному развитию ребёнка называется пренебрежением нуждами детей. Это может быть пренебрежение физическими потребностями (ребёнка не кормят, не одевают, оставляют без присмотра, в опасной ситуации, выгоняют из дома), пренебрежение потребностями в медицинском обслуживании и образовании и психологическое пренебрежение, когда ребёнок не получает от родителей или лиц, их заменяющих, любви, внимания и необходимой поддержки.
Насилие и жестокое обращения в детстве могут иметь тяжёлые последствия для человека:
- отставание в интеллектуальном, личностном, эмоциональном развитии;
- заниженная самооценка, тревожность, неуверенность в себе;
- агрессивное поведение по отношению к окружающим, обычно более слабым, или к самому себе (аутоагрессия);
- невротические, психические нарушения;
- хронические заболевания, характерные обычно для взрослых и пожилых людей. Такие дети относятся к группе риска по употреблению алкоголя и наркотических веществ. Они часто совершают побеги из дома, совершают различные правонарушения. Сами становясь родителями, люди, подвергавшиеся в детстве жестокому обращению, подобным же образом ведут себя по отношению к своим детям, замыкая порочный круг насилия.
Причины насилия над детьми можно разделить на две группы.
К первой группе относятся проблемы общества:
- социально-экономические кризисы,
- снижение уровня жизни,
- рост безработицы,
- наличие локальных военных действий,
- терроризм,
- криминализация общества,
- слабость законодательной базы в вопросах,
- касающихся защиты детей,
- традиционная для нашего общества терпимость к физическим наказаниям и даже убеждение в их необходимости и пользе.
Демонстрация насилия в средствах массовой информации также способствует росту числа агрессивных проявлений взрослых в отношении детей и у самих несовершеннолетних, что было доказано психологами в результате экспериментов.
Вторая группа причин связана с особенностями семьи:
- низкий уровень общей культуры родителей;
- их слишком юный возраст (до 18 лет); педагогическая и психологическая безграмотность;
- склонность к употреблению психоактивных веществ; нарушение семейных отношений, искажение традиционных представлений о роли семьи и её членов;
- личностные особенности родителей (агрессивность, конфликтность, раздражительность, неуверенность в своих воспитательных способностях, неадекватная самооценка, и др.), вынесение супружеских конфликтов в сферу детско-родительских отношений;
- неоправданные ожидания родителей относительно пола ребёнка (хотели сына, а родилась дочь), его внешности, способностей; собственный детский опыт родителей или лиц, их заменяющих.
Педагоги и другие заинтересованные в судьбе ребёнка люди могут определить, что он подвергается семейному насилию по следующим признакам:
- ребёнок систематически опаздывает в школу;
- пропускает занятия без уважительной причины;
- не хочет идти домой после уроков, задерживаясь иногда до позднего вечера;
- боится идти домой;
- приходит в школу или детский сад неухоженным, в грязной одежде, часто не соответствующей сезону и неподходящей по размеру;
- постоянно голодный, невыспавшийся;
- проявляет вызывающее (соблазняющее) поведение, знает много такого, что другим детям его возраста ещё не известно;
- на теле имеются синяки, ссадины, царапины, которые то и дело появляются в различных местах, носит скрывающую тело одежду;
- проявляет агрессивность или тревожность, а часто эти качества сочетаются;
- сниженный фон настроения, депрессивность;
- истеричность, психическая неуравновешенность;
- аутоагрессия (бьётся головой о стену, вырывает у себя волосы и т.д.);
- избегает физических контактов, прикосновений;
- нарушения отношений со сверстниками, часто бывает изгоем в группе или классе;
- резкое снижение или увеличение веса;
- в разговорах появляются темы насилия, самоубийства;
- родители часто пропускают родительские собрания;
- родители приходят в детский сад или школу в нетрезвом состоянии.
Если у ребёнка наблюдается не менее четырёх из перечисленных признаков, следует обращаться в органы опеки.
Е. В. Боева,консультант ООА ,
Н.Г. Черномырдина, методист МКУ «ИМЦ»