Аналитическая справка о создании условий для организации предоставления дополнительного образования детей на территории Мордовского района в 2012- 2013 уч.г.
- Подробности
- Категория: Аналитические материалы
- Создано 21.03.2013 09:59
- Автор: Вяльцева О.В.
- Просмотров: 4223
В Концепции модернизации российского образования подчеркнута важнейшая роль дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов самоопределения детей.
В целях развития системы дополнительного образования детей разработана нормативно-правовая база по развитию дополнительного образования на территории Мордовского района, утверждён план мероприятий по реализации Концепции развития системы дополнительного образования детей Мордовского района на 2011-2014 годы (постановление № 210 от 31.03.2010).
Услуги по дополнительному образованию детей в нашем районе оказывают 3 учреждения дополнительного образования: РДДТ, ДЮСШ и районная школа искусств, а также две базовые школы и 18 филиалов. Общий охват детей услугами дополнительного образования увеличивается и составил в 2012 году-97,8% (2011г-85%). Областной показатель-84%
УДОД посещают 970 обучающихся или 63 % от общего числа школьников. Педагоги и воспитанники РДДТ, ДЮСШ показывают неплохие результаты в областных конкурсах, смотрах, выставках, соревнованиях Участники областных конкурсов не раз становились лауреатами и дипломантами.
С сентября 2004 года МБОУДОД «Районный Дом детского творчества» является базовым (опорным) учреждением дополнительного образования, в территориальный округ которого входят Мордовский, Жердевский, Токарёвский, Сампурский учреждения дополнительного образования. В связи с этим РДДТ выполняет функции, выходящие за пределы основной деятельности, является учебно-методическим центром по нескольким направлениям: методическое обеспечение образовательного и воспитательного процессов; технологии проведения массовых мероприятий; декоративно-прикладное творчество.
Роль учреждений дополнительного образования детей - создать равные «стартовые» возможности каждому ребенку, оказывать помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития.
С целью создания условий для развития дополнительного образования на муниципальном уровне разработана подпрограмма «Развитие системы воспитания и дополнительного образования детей на 2013-2015 годы программы «Модернизация системы образования Мордовского района на 2013-2015 годы».
На совершенствование материально-технической базы учреждений дополнительного образования, приобретения оборудования и материалов в 2012 г. из местного бюджета выделено 687 тыс. рублей. На 2013 год из программы «Модернизация системы образования» и «Дети Тамбовщины» на реализацию мероприятий «Одарённые дети» предусмотрено 115 тыс. руб.
С 2008 года особое внимание уделяется развитию дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях района, как весьма доступному, а в сельской местности – часто единственному способу его получения.
На базе 16 общеобразовательных учреждений открыты ставки педагогов дополнительного образования, реализующих 93 программы дополнительного образования: из них 60 -в средних, 33 -в основных ОУ района. Все программы по дополнительному образованию прошли экспертизу, пролицензированы.
Из областного бюджета на реализацию дополнительного образования в школах выделено 1 млн. 447 тыс. рублей. Все средства реализованы полностью.
Дополнительное образование в школах не значит «факультативное», напротив оно становится главным в формировании его способностей и навыков. Оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает детям в профессиональном самоопределении, способствует реализации знаний, полученных в базовом компоненте в школе.
В общеобразовательных учреждениях района в 2012-2013 учебном году создано 134 учебных объединений (кружки, секции, студии, клубы) для реализации программ дополнительного образования. Наиболее распространёнными являются учебные объединения художественно-эстетического, физкультурно-спортивного, культурологической и интеллектуально-познавательной направленностей.
На занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности. Кружковая работа даёт возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.
Численность педагогических работников, осуществляющих реализацию дополнительного образования в ОУ, составляет 83 человека. 91,5% педагогов имеют высшее образование.
54,2% педагогов (45 человек) имеют квалификационные категории, причём половина из них (57,7%) – первую категорию, и 31,1% - вторую.
Проанализировав расписания занятий кружков и секций в ОУ и УДОД можно сказать, что большинство занятий (61%) проходят в дневное время (с 13.30 до 16.00) . Большая часть кружков и секций, которые занимаются в вечернее время ( 16.30 до 19.00) приходится на учреждения дополнительного образования детей.
Большую роль в развитии ребенка играет дополнительное образование в дошкольных образовательных учреждениях. Дополнительное образование в детских садах дает возможность выявить и развить творческие способности детей.
На сегодняшний день в МБДОУ №1 «Золотой ключик» дополнительное образование работает по трём направлениям:
- студия раннего эстетического развития;
- театральная студия;
- студия «Школьник»;
МБДОУ «Солнышко» работает по четырём направлениям:
-физическое развитие;
- художественно-эстетическое;
- познавательно-речевое;
- социально-личностное.
Студию раннего эстетического развития ведут специалисты МБОУДОД «Мордовская детская школа искусств».
С целью оказания помощи детям не охваченных дошкольным образованием, выравнивания их стартовых возможностей при поступлении в школу, в детском саду «Золотой ключик» организована работа студии «Школьник». Специалисты МБДОУ предоставляют воспитательно - образовательные услуги детям и консультативную помощь родителям в сфере педагогических и специальных знаний.
С 1 сентября 2013 года вступает в силу новый Федеральный Закон «Об образовании». Дошкольное образование будет являться ступенью общего образования. Задача, поставленная по охвату детей дополнительным образованием, будет касаться и дошкольных образовательных учреждений. К концу 2013 года не менее 67% детей в возрасте от 5 до 18 лет должны быть охвачены дополнительным образованием.
Система дополнительного образования района имеет свои традиции и обладает достаточным ресурсом для интеграции в общее образование в целях реализации ФГОС.
Перспективная задача- подготовка нормативной базы для создания центра по работе с одарёнными детьми и открытие групп полного дня в двух базовых школах.