О введении курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-х классах общеобразовательных школ района
- Подробности
- Категория: Аналитические материалы
- Создано 20.05.2010 05:09
- Автор: Горюшин А.Е.
- Просмотров: 6332
О введении курса «Основы религиозных культур и светской этики»
в 4-х классах общеобразовательных школ района
В апреле 2010 года в 19 регионах страны по поручению Президента России Д.А. Медведева начался федеральный эксперимент по введению в учебный процесс общеобразовательных школ нового предмета - «Основы религиозных культур и светской этики». При получении положительных результатов апробации нового предмета, начиная с 2012 года, его преподавание будет осуществляться на постоянной основе во всех субъектах Российской Федерации.
Учебный предмет имеет комплексный характер и включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Все модули нового предмета носят абсолютно светский, культурологический характер. Каждый из модулей разделяется на 4 блока. Два первых блока школьники изучают в последней четверти 4 класса:
1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час);
2. Основы традиционных религий и светской этики (16 часов).
Третий и четвертый блоки отнесены к первой четверти 5 класса:
3. Традиционные религии и этика в России (13 часов);
4. Духовные традиции многонационального народа России (4 часа).
Такая конструкция дает возможность родителям выбрать, а школьникам изучать один модуль и одновременно скрепляет разные модули общими блоками, обеспечивая педагогическое единство предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
Родители и дети имели возможность сами выбрать, какой из модулей изучать в рамках комплексного учебного предмета. 94% школ нашего района выбрали модуль «Основы православной культуры и светской этики» и только 6% - «Основы светской этики» (Оборонинская сош). Однако, все школы получили в школьные библиотеки весь необходимый комплект по остальным 5 модулям (учебник, диск), не зависимо от того какой модуль выбрало учебное заведение.
Содержание нового предмета обеспечивает знакомство учащихся с духовными традициями многоконфессионального народа России, с историей и культурой крупнейших религиозных объединений нашей страны, а также изучение основ светской этики. Все преследует общую цель: нравственное воспитание российских школьников на основе традиционных идеалов и ценностей, развитие их интереса к окружающему миру, формирование уважительного отношения к представителям различных конфессий, укрепление толерантных отношений между участниками образовательного процесса.
Значение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» велико. Проведение федерального эксперимента, введение нового предмета направлено на содействие семье и обществу в решении педагогических, моральных проблем.
В начале 90-х годов прошлого века в нашей стране была разрушена общественно-государственная система воспитания детей и молодежи. Советская система воспитания в новых социальных условиях требовала существенной модернизации, прежде всего, в плане содержания, ценностей и идеалов. Но, к сожалению, все было разрушено до основания. Российская семья, находясь в тяжелых экономических условиях, осталась наедине с проблемами воспитания своих детей. В то же время средства массовой информации, Интернет, шоу-бизнес насаждали несвойственные для народов нашей страны ценности: эгоизм, корыстолюбие, пренебрежение к труду, успех и обогащение любой ценой, неограниченное стремление к чувственным наслаждениям, свобода от ответственности и обязательств перед кем бы то ни было и др.
Введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» - первый шаг на пути восстановления в новых условиях на принципах гуманизма, нравственности, традиционной духовности социально-педагогического партнерства школы, семьи, государства, общественности в деле воспитания детей и молодежи. Государство через школу стремится поддержать усилия родителей по духовно-нравственному развитию детей, согласовать воспитание в семье и воспитание в школе.
Процесс подготовки внедрения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных школ вызвал немалый интерес в обществе. Родители, учителя, общественность осознают необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества. В то же время, нельзя не замечать факты тревожного отношения граждан к проведению федерального эксперимента. Эти факты обусловлены рядом причин: предельно сжатыми сроками подготовки эксперимента, недостаточной информированностью граждан об особенностях его проведения по той причине, что многие проблемы разработчики нового предмета решали впервые и на общение с общественностью оставалось мало времени, а также присутствием в общественном мнении элемента недоверия к реформаторским действиям государства. У части граждан есть опасения, что введение нового предмета, который имеет мировоззренческий характер, может привести к результату, обратному от желаемого, – к дестабилизации школьных коллективов и общества в целом. По отношению к федеральному эксперименту в общественном мнении возник ряд устойчивых негативных стереотипов, или мифов.
7 апреля 2010 года прошло районное родительское собрание «Государственная и региональная политика в области духовно-нравственного образования». На собрании выступила С.Н. Точилина (начальник отдела образования администрации района), которая развеяла мифы, которые ходят в родительской среде по поводу введения в школах данного учебного курса. Такие как например:
· Мифы, которые сопровождают подготовку федерального эксперимента;
· новый предмет будет иметь вероучительный, миссионерский характер;
· учеников одного класса поделят на группы, что приведет к конфликтам между ними;
· эксперимент – прихоть власти, он закончится также внезапно, как и начался;
О.А. Трибунская — директор МОУ «СОШ с-за им. Ленина» (экспериментальной площадки по духовно-нравственному воспитанию) поделилась своим опытом и результатами работы по введению предмета «Основы православной культуры» в общеобразовательном учреждении.
В результате родители ушли с собрания с практическими советами о том, как они могут помочь своему ребенку в изучении предмета «Основы религиозных культур и светской этики»:
· Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному предмету как к дополнительному средству нравственного развития Вашего ребенка; Вы и есть главный для ребенка воспитатель;
· Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках;
· Хорошее средство воспитания ребенка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности;
· Внимательно следите за моральным равновесием Вашего ребенка; воспитывайте у него благожелательное отношение к людям другого мировоззрения;
· Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает Вашего ребенка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики», - понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребенке.
Успех федерального эксперимента в значительной мере зависит от того, какую педагогическую позицию по отношению к воспитанию детей в школе займет семья. Перед семьей и школой стоят общие задачи. Мы хотим видеть наших детей образованными, воспитанными, нравственными, успешными людьми, компетентными в профессиональной сфере и обладающими высоким уровнем ответственности за настоящее и будущее своих близких, своего народа, своей страны. Во имя этого семья и школа должны объединить свои усилия.
Методист МУ «ИМЦ» О.В. Вяльцева В статье использовались выдержки из обращения Министра образования и науки Российской Федерации
А.А. Фурсенко
к родителям обучающихся