Главное содержание

Из опыта работы Пелекшиной Е.В. «Обучение коммуникативной компетенции с учётом грамматического компонента».

Tags: английский язык | из опыта работы | рекомендации

Из опыта работы учителя иностранного языка 

 МОУ « Оборонинская СОШ»

Мордовского района Тамбовской области

Пелекшиной Елены Викторовны.

Тема: «Обучение коммуникативной компетенции с учётом грамматического компонента».

Список ИПМ

I. Базовая модель.

II. Система коммуникативных упражнений:

1) Респонсивные упражнения

2) Ситуативные упражнения

3) Репродуктивные упражнения

4) Описательные упражнения

5) Дискутивные упражнения

6) Композиционные упражнения

7) Инициативные упражнения

III. Игра.

IV. Исследовательская деятельность.

V. Внеклассная работа.

VI. Литература.

VII. Приложения.

Базовая модель.

Тема: « Обучение коммуникативной компетенции с учётом грамматического компонента».

1. Противоречия

  • Между естественным процессом коммуникации и процессом общения на иностранном языке в искусственно созданной ситуации.
  • Между ограниченностью лингвистических возможностей учащихся и необходимостью высказаться на иностранном языке.
  • Между необходимостью излагать свои мысли и нехваткой речевой деятельности.
  • Между построением спонтанного иноязычного высказывания и грамматически неправильной речью.
  • Между слабой материальной базой и необходимостью использования в работе современных средств обучения.

2. Ведущая идея опыта.

  • осознание учащимися того, что одни и те же мысли могут быть оформлены по – разному в различных языках.
  • нравственное воспитание средствами иностранного языка и формирования уважения к другим народам.
  • улучшение качества владения английским языком.
  • развивать и углублять знания по предмету.
  • коммуникативное и социокультурное развитие учащихся.
  • развитие творческих способностей учащихся.

3. Личная концепция автора.

  • совершенствовать коммуникативную компетенцию учащихся.
  • повышать познавательный интерес к английскому языку.
  • совершенствовать эмоциональную и эстетическую стороны обучения.

4. Технология опыта.

При изучении иностранного языка российские учащиеся должны иметь хорошие знания с одной стороны грамматических структур, так как они встречаются в тестах и на вступительных экзаменах в вузах. С другой – в связи с расширением международного сотрудничества между Россией и миром появляется потребность или возможность общения на английском языке. Учитывая тот факт, что полноценная коммуникация не может происходить вне или при отсутствии грамматики, я работаю над проблемой «Обучение коммуникативной компетенции с учётом грамматического компонента на уроках английского языка». Эта проблема является продолжением и расширением моей предыдущей темы самообразования «Обучение грамматики». В работе над своей проблемой использую интегративное обучение английской грамматике, которое включает:

1) стадию изучения, когда учащиеся рассматривают ряд предложений с целью обнаружения грамматических закономерностей – правил;

2) стадию объяснения, я объясняю правила, так как они делают речь учащихся грамматически правильной, при этом провожу параллель между правилами из учебного пособия и примерами из 1 стадии, стараюсь употреблять примеры использования структур в аутентичных ситуациях, отражающие коммуникативные интересы учащихся.

3) стадию использования, учащиеся применяют новые структуры при общении. Эта стадия подготавливает учащихся к реальному спонтанному использованию ин – яз.

На своих уроках активно использую принципы речемыслительной активности, принцип индивидуализации, принцип ситуативности, принцип новизны. Большое значение придаю сознательно сопоставительному методу обучения иностранным языкам, так как этот метод позволяет мне решать не только практические, но и общеобразовательные, воспитательные цели.

При работе над грамматическими структурами стараюсь придать тренировке коммуникативный характер и ситуативную обусловленность, вовлекать обучающихся в процесс сопоставления, логического и аналитического мышления, создать условия для мотиваций на своих уроках. Большое внимание уделяю поиску эффективных средств в формировании интереса, потребности в знаниях по предмету: использование проектной методики, сюжетно – ролевые уроки; урок – смотр знаний, интеллектуальные игры. Привлекаю детей во внеурочную деятельность – это элективные курсы, студия, которая планирует организацию зарубежной переписки.

5. Результативность.

Результаты стабильны. Учащиеся проявляют интерес к предмету, принимают участия в олимпиадах, посещают студию, на протяжении 2 лет посещают элективные курсы. Психологический климат способствует вовлечению учащихся в коммуникативный процесс. Обученность составляет – 100%.

Качественные показатели:

2003 – 2004г – 64,5%.

2004 – 2005г – 66%.

2005 – 2006г – 71%.

Модуль 1. Система коммуникативных упражнений.

Респонсивные упражнения.

Цель:

  • побуждение к речевой реакции,
  • запрос информации.

1. Вопросо – ответные упражнения.

2. Репликовые упражнения:

Выразите удивление с помощью вопросительного предложения.

Согласитесь с утверждением.

Условная беседа: обмен мнениями; впечатлениями;

установление контакта

(знакомство);

выражение своего отношения

запрос информации.

1. Результативность:

  • формируется умение реагировать нестандартными формами;
  • тренировка учащихся в производстве высказываний.

Ситуативные упражнения.

Цель:

  • вовлечение в необходимость разрешения проблем, конфликтов самих учащихся;
  • побуждение к дискуссии.

1. Дополняемые ситуации:

реакция сводится к логическому развитию описания ситуации, к его простому дополнению.

2. Проблемные ситуации:

учащиеся подробно описывают пути разрешения ситуации.

3. Воображаемые ситуации:

учащиеся восстанавливают многие детали обстановки.

4. Ролевые ситуации:

учащиеся разрабатывают тему беседы.

Результативность: расширение перечня тем, выработка умений иноязычной речи в различных ситуациях.

Репродуктивные упражнения.

Цель:

  • подготовка к свободному выражению учащихся своих мыслей и чувств;
  • приближение к самостоятельному высказыванию:

1. Пересказ.

2. Сокращённо – выборочное изложение.

3. Пересказ – перевод.

4. Драматизация.

Результативность: повторение пройденного, обогащение знаний учащихся.

Описательные упражнения.

Цель:

  • формирование навыков свободно выражать мысли и чувства;
  • побуждение к устно – речевому сочинению.
  • Описание картин, изображений, сюжетов, юмористических рисунков.

Результативность: развитие творческих способностей учеников.

Дискутивные упражнения.

Цель: формирование собственных рассуждений учащихся:

1. Дискуссии.

2. Комментирования.

Результативность: естественный характер общения.

Композиционные упражнения.

Цель:

  • формирование навыков построения развёрнутых высказываний учащихся;
  • активизация мышления:

1. Устный рассказ.

2. Рассказ по предложенной теме.

3. Рассказ по предложенным пословицам и крылатым выражениям.

Результативность: развитие творческого потенциала учащихся.

Инициативные упражнения.

Цель: формирование умений достигать реальной коммуникативной цели: привлечь внимание, предложить тему, заинтересовать партнёра.

1. Вопросы уч-ся.

2. Пресс – конференция.

3. Интервью.

Результативность:

  • стимулирование речи учащихся,
  • активизация мышления учащихся.

Модуль 2. Игра – как один из способов развития познавательной активности учащихся на уроках английского языка.

Цель:

  • повышение эффективности организации взаимодействия педагога и учащихся;
  • создание благоприятных условий для имитации языковой среды, развитие чувства языка.

Урок – «Клуб путешественников». Телемост.

Результативность:

  • инициатива детей,
  • самостоятельность в творчестве.

Модуль 3. Исследовательская деятельность учащихся.

Цель:

  • развитие творческих способностей учащихся;
  • включение иноязычной речевой деятельности в другие виды деятельности.

Проекты: «Моя школа через 10 лет».

Социологический опрос:

  • Чтобы я хотел изменить в своей школе?
  • Мой посёлок в будущем?
  • Что я покажу своему зарубежному другу в Мордово?

Социологический опрос: Проблемы подростков.

Результативность:

  • работа детей в сотрудничестве,
  • развитие чувства ответственности,
  • взаимопомощи,
  • толерантности.

Модуль 4. Исследование различных форм внеклассной работы.

Цель:

  • повышение интереса к изучению английского языка;
  • совершенствование навыков общения на англ.языке, развитие высоких личностных качеств на основе восприятия иноязычной культуры.

Формы:

  1. Элективные курсы.
  2. Студия.
  3. Предметные недели.

Результативность:

  • развитие творческих способностей учащихся;
  • повышение интеллектуального уровня учащихся.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. В.Л.Скалкин. «Коммуникативные упражнения на английском языке». Москва « Просвещение»1983г.
  2. Журнал. «Иностранные языки в школе». 2003г. № 6.
  3. Е.И.Пассов. «Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению» Москва « Просвещение»1991г.
  4. Журнал « Иностранные языки в школе. 1997г. № 5.

 

Файлы:
Из опыта работы Пелекшиной Е.В. «Обучение коммуникативной компетенции с учётом грамматического компонента».
Дата 2012-01-18 Размер файла 39.53 KB Закачек 461

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить