Главное содержание

Воспитательная система — одно из условий социального благополучия детей. Вяльцева О.В.

Выступление на районном родительском собрании «Тепло дома твоего»

«Воспитательная система — одно из условий

социального благополучия детей»

Методист МУ «ИМЦ» Мордовского района

Вяльцева О.В.

22.12.2011

Воспитательная система – одно из условий социального благополучия детей, это важнейший фактор целенаправленного воспитания, результат совместной деятельности ее участников. Здесь ребенок становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познавательный характер.

В нашем районе тоже сложилась своя воспитательная система, предлагаем ее вашему вниманию.

В последнее время законодательные документы, формирующие государственную политику в области образования, подчеркивают приоритетность задач воспитания подрастающего поколения, выделяют воспитание как важнейшую стратегическую задачу и определяют роль ОУ как центрального звена воспитательной системы, фундаментальной социокультурной базы воспитания и развития детей.

Таким образом, целью воспитательной системы является формирование единого воспитательного пространства для развития личности ребенка, воспитание духовно-нравственных ценностей, гражданственности, развитие творческих способностей и социальной активности.

Для достижения поставленной цели в каждом образовательном учреждении района разработана своя номенклатура дел, которая включает раздел воспитательной работы, в школах разрабатываются и принимаются концепции, программы воспитательной деятельности, имеются положения, регламентирующие воспитательную деятельность.

В нашем районе создаются оптимальные условия для роста педагогического мастерства – проводятся курсы повышения квалификации, конференции, консультации и т.д.; в районе действует РМО заместителей директоров по воспитательной работе, на базе МОУ ДОД «Районный Дом детского творчества», где проводятся семинары по развитию воспитательной системы школ.

В районе проводится достаточно много мероприятий воспитательного характера, но они требуют систематизации и в этом учебном году мы сделали попытку - разработали годовой цикл дел, направленных на развитие способностей обучающихся. Регулярно проводятся семинары по организации мониторинга воспитательной деятельности, одним из пунктов которого является выявление потребностей, интересов и способностей школьников. Значительно улучшилась работа с одаренными детьми.

Развитие системы дополнительного образования требует интеграции дополнительного и основного образования. Педагогический потенциал дополнительного образования трудно переоценить, так как в его пространстве неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, его самореализации, воспитания культурной одаренности. Многогранная деятельность учреждений дополнительного образования требует сотрудничества детей и взрослых, взаимосвязи учителей, родителей, работников социальной сферы. Органическое сочетание досуга с различными формами образовательной деятельности позволяет сокращать пространство девиантного поведения.

Мы стараемся установить тесное сотрудничество с социальными, культурными, правоохранительными органами, учреждениями здравоохранения района, разрабатываются и реализуются совместные воспитательные планы мероприятий по профилактике преступности, наркомании, детского травматизма. На уровне района действуют совместные программы.

«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье», - писал В.А. Сухомлинский. Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов и условий воспитательной среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса. Вот почему при большом многообразии обязанностей работа школы с семьей столь значительна в педагогической деятельности. Если школа сделает родителей своими союзниками, то она станет сильнее во всех отношениях.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Здесь большое значение придается педагогическому просвещению родителей.

Развитие системы воспитания в нашем районе привело к появлению новых структурных элементов в управлении. В связи с необходимостью разработки и внедрения нового содержания воспитания и новых технологий был организован Методический совет заместителей директоров по воспитательной работе, создана социально-психологическая служба. Регулярно проводятся анкетирования обучающихся по актуальным вопросам.

Перед нами стоит задача организации действенной системы мер по профилактике отклонений развития личности и поведения детей и подростков – профилактике преступности, наркомании, алкоголизма, табакокурения. Работа в данном направлении требует много сил, знаний, умений и терпения всех заинтересованных лиц. Эта работа проводится в тесном сотрудничестве со службами: комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, Центральная районная больница и др. Данная проблема является очень серьезной и должна решаться совместными усилиями семьи, школы и общественности.

К сожалению, многие родители самоустраняются от проблем нравственного и личностного воспитания ребенка, что отозвалось ростом детской безнадзорности, усилением негативных явлений в детской и подростковой среде. Определенная часть подростков отдаляется от родителей. Воспитательные возможности семьи зависят от ее психологического и духовно-нравственного климата, от устойчивости и стабильности супружеских и детско-родительских отношений.

Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда оказывается, что главную роль в эффективности этого процесса на том или ином возрастном этапе играет семья.

Файлы:
«Воспитательная система — одно из условий социального благополучия детей». Вяльцева О.В.
Дата 2012-01-23 Размер файла 308.92 KB Закачек 489

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить