Элективный курс по немецкому языку. Рубцова О.А.
- Подробности
- Категория: Иностранный язык
- Создано 11.09.2009 10:56
- Автор: Горюшин А.Е.
- Просмотров: 15959
РУБЦОВА О.А.
Элективный курс по немецкому языку.
«Немецкая и российская молодежь:
проблемы, интересы, мечты».
Пояснительная записка.
Представляя собой органичную часть профильного обучения , элективный курс « Немецкая молодежь: проблемы, интересы, мечты.»направлен на расширение и углубление знаний и умений, которые приобретаются на уроках немецкого языка. Решая задачу повышения предметной компетентности, курс знакомит учащихся с такими видами профессиональной деятельности, как референт -переводчик, культуролог, специалист в области межкультурной коммуникации, журналист, социолог, специализирующийся по опросу общественного мнения, редактор. Таким образом, курс обеспечивает межпредметные связи дисциплин филологического цикла с социологией и психологией. Все это создает условия для развития умений и навыков в четырех основных областях деятельности:
-интеллектуальной (анализировать, критически осмысливать авторский текст; интерпретировать базы данных, сопоставлять различные мнения, разносторонне аргументировать, доказывать и отстаивать свою точку зрения и т.д.);
-практической (выступать с устной презентацией ,участвовать в дискуссии, реферировать и редактировать документы, разрабатывать и защищать проекты, оппонировать и т.д.);
-организационной(выявлять потребности, позиции, мнения различных людей и социальных групп, работать в команде, приобретая навыки лидерства, подчинения, взаимопомощи, ответственности и т.д.);
-поведенческой(«преподносить себя»в ассиметричных и проигрышных ситуациях, признавать и исправлять свои ошибки, «не теряя лица», проявлять доброжелательность, открытость, толерантность в конфликтных ситуациях).
Цели курса и ожидаемые результаты.
Цель курса - помочь учащимся приобрести в ходе практической работы по сопоставительному изучению социокультурных реалий Германии и России в молодежной сфере, коммуникативную компетентность для свободного межкультурного общения на немецком языке.
В результате изучения курса «Немецкая и российская молодежь: проблемы, интересы, мечты» учащиеся овладеют:
-техникой быстрого и эффективного чтения;
-различными способами конспектирования;
-реферированием и редактированием (современных) аутентичных материалов немецкой прессы;
- умением анализировать и критически осмысливать авторский текст;
-навыком сопоставлять несколько источников информации и делать собственные выводы;
-техникой устной и письменной презентации проекта, доклада, статьи в зависимости от формально предъявляемых требований;
-знаниями в области(современной)молодежной проблематики Германии и России;
-опытом разработки и выполнения проектов, социологических исследований, вопросников различного типа;
-опытом проведения дискуссий, учебных конференций, анкетирования, опроса общественного мнения.
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.
Основной задачей курса является развитие творческого потенциала учащихся, их интеллектуальной, культурологической, организаторской активности. В связи с этим наиболее перспективной оказывается накопительная оценка достижений типа портфолио, которая выставляется по завершению каждого модуля.
Критерии оценки могут быть обсуждены и уточнены учащимися под руководством педагога:
-самооценка(ответ на три основных вопроса: Что я узнал? Что я умею делать? Что я сделал?);
-аттестация в рабочей группе (оценка вклада каждого с точки зрения интеллектуальной, кооперативной и организационной ценности);
-оценка, выставляемая преподавателем;
-финальная оценка, представляющая собой сумму всех полученных оценок.
Лучшие работы можно оформить в виде внутренней(школьной)публикации и в дальнейшем использовать на уроках немецкого языка и при последующем изучении данного курса другими учащимися.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ТЕМА |
ЯЗЫКОВОЙ МАТЕРИАЛ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
1. Вводный урок. Беседа «Почему ИЯ называют «дополнительным окном» в мир?» Как ИЯ способствует сообщению к мировой культуре и общечеловеческим проблемам, лучшему пониманию культуры своей страны, ощущение себя гражданином мира и своего отечества? |
|
|
2. Современная молодежь. Какие у них проблемы? |
С опорой на жизненный опыт дети рассказывают о своих взаимоотношениях в семье, в школе, со своими товарищами, высказывают свое отношение к различным жизненным ситуациям. |
Обсуждение проблемы. Знакомство со словами и выражениями по теме (словари); чтение коротких рассказов немецких школьников об их жизни в семье, о конфликтах с родителями, близкими, друзьями; составление сообщений (аналогичных прочитанным) о своей семье; о взаимоотношениях в ней. |
3. Вечный вопрос: стала современная молодежь хуже или лучше, чем раньше? |
Чтение текста, в котором представлены два противоположных мнения о современной молодежи, об ее взаимоотношениях с окружающим миром; обсуждение прочитанного текста с опорой на вопросы. |
Написание аннотации на прочитанный текст. |
4. Почему он – мой лучший друг? |
Активизация лексики по теме и добавление новой; построение монологического высказывания ; характеристика друзей; прослушивание интервью. |
Рассказ о друге. |
5. Компания – твоя вторая семья? |
Семантизация «Сlique» ; поисковое чтение аутентичного текста; активизация оценочных реплик и речевых опор с элементами аргументации. |
Развитие и совершенствование умений и навыков монологической речи (мнения о компаниях) и диалогической речи (спор с друзьями). |
6. Ссоры с друзьями. |
Обсуждение вопросов «Имеешь ли ты проблемы со своим другом / подругой?» «Почему бывают ссоры?» Рассмотрение различных ситуаций по данной теме. |
Дальнейшее развитие умений и навыков диалогической речи. Составление диалогов на основе содержания условно-речевых ситуаций. |
7. «Друг, о котором я мечтаю». |
|
Составление таблиц, с помощью которых составляют короткие сообщения. «Какие юноши / девушки мне нравятся?» |
|
|
|
9. Пойми меня: (занятие - игра). |
Проведение игр, помогающих учащимся лучше понять друг друга, раскрыть черты характера, узнать интересы и увлечения своих одноклассников. |
Сочинение «Das Portrat meines Mitschulers». |
10. Как живет молодежь в Германии и в России? |
Интересы и увлечения молодых людей. О чем мечтают они и чего боятся? Наркотики, курение, алкоголизм – проблемы, с которыми сталкиваются в наши дни юноши и девушки. |
Составление анкеты для социологического опроса и построение графика, обобщающего полученные результаты. |
11. «Сегодня я – ученик, а завтра…» |
Школьное и профессиональное образование в Германии и в России. Профессии, наиболее популярные среди молодежи. Какая профессия нравится мне и как я к ней готовлюсь? |
Интервью с российскими школьниками. Сравнение статистических данных по этому вопросу Германии и России. Коллаж «Моя будущая профессия». |
12. Средства массовой информации и молодежь. |
Задачи СМИ в обществе. Самое популярное СМИ. Мнение молодых людей о СМИ. |
Совершенствование умения выражать собственное мнение и защищать свою точку зрения. Дискуссия «Влияют ли СМИ на формирование нашего мировоззрения?» |
13. «Молодежь и музыка». |
Чтение текста о музыкальной жизни в Германии. Сравнение музыкальных интересов молодых людей в Германии и в России (с опорой на свой жизненный опыт). |
Коллаж «Наши кумиры». |
14. «Молодежь за здоровый образ жизни». |
Прослушивание текста на спортивную тему, выполнение заданий по тексту (аудирование). Отношение молодых людей к спорту. Какой вид спорта они предпочитают? Почему? |
Оформление альбома «Я и спорт», где размещены фото / рисунки с подписями. |
15. «Мир вокруг нас». (экологические проблемы). |
Молодые люди – активные участники решения экологических проблем. Здоровая планета – здоровое будущее. |
Создание плаката, призывающего к решению экологических проблем. |
16. «Организационный урок по обработке материала для защиты основного проекта «Портрет нынешней молодежи»». |
Отбор материала. Обсуждение формы защиты проекта. Распределение ролей. |
|
17. Защита проекта «Портрет нынешней молодежи». |
|
|
18. Заключительный урок. |
Подведение итогов. Заполнение анкет, обобщающей конечный результат. |
|