Доклад «Внедрение информационных технологий в учебный процесс». Попова Т. М.
- Подробности
- Категория: Начальная школа
- Создано 01.03.2010 11:02
- Автор: Горюшин А.Е.
- Просмотров: 11323
Лавровский филиал МОУ «Шульгинская ООШ»
учителя начальных классов Поповой Татьяны Михайловны
Доклад на тему:
«Внедрение информационных технологий в учебный процесс»
Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно организующих подходов к развитию образовательной среды. Для достижения успеха в 21 в. уже недостаточно академических знаний и умения критически мыслить, а необходима некоторая техническая квалификация, поэтому многие учащиеся стремятся заранее получить навыки в области информационных технологий и обеспечить себе этим успешную карьеру. В процессе модернизации российского образования информатизация образования выделяется в качестве одного из приоритетов.
Давно доказано, что учащиеся по-разному осваивают новые знания. Ранее преподавателям трудно было найти индивидуальный подход к каждому ученику. Теперь же, с использованием компьютерных сетей и онлайновых средств, школы получили возможность таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальные запросы каждого ученика.
Современная информатика велика по объёму и динамична. В понимании некоторых людей это есть совокупность приемов и методов работы с компьютерами. На самом деле это не так: компьютеры являются лишь техническим средством, с помощью которого информатика реализует свой прикладной пользовательский аспект. Вот одно из простейших определений, с которым мы солидарны: «Информатика – комплекс научно-практических дисциплин, изучающих все аспекты получения, хранения, преобразование, передачи и использования информации». Далее авторы подчёркивают: «...однако, из какого бы определения ни исходить, все согласны с тем, что у современной информатики есть два взаимодополняющих аспекта – научный и технический. Первый является более устоявшимся, второй – весьма мобильным, хотя и в технологической части информатики есть вполне сформировавшееся ядро, которое мало подтверждено изменениям».
Общеизвестно, что информационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужно информацию в нужное время. Одним из достоинств применения компьютера в обучении считается повышение интереса мотивации учения. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует к повышению интереса к учёбе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по уровню трудности, поощряя правильные решения, не прибегая к нравоучениям и порицаниям, которыми нередко злоупотребляют педагоги, позитивно сказываются и на мотивации учения. Что же касается занимательности как источника мотивации учения, то возможности информационных технологий здесь поистине неисчерпаемы, и основная задача, которая уже сегодня приобрела большую актуальность, заключается в том, чтобы занимательность не стала превалирующим фактором в использовании компьютера, не заслоняла собственно учебные цели.
Учебный процесс во многом определяется ранее полученными знаниями, ожиданиями и результатами, которые формируют среду обучения, поэтому на современном этапе реформирования российской школы все большее внимание уделяется информатизации начального образования.
В целях создания необходимых условий для достижения нового, современного качества общего образования в рамках «Эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в начальных классах введен новый курс – «Информатика», целями которого являются:
- Формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера;
- Формирование и развитие логического и алгоритмического мышления;
- Подготовка к использованию компьютера в дальнейшей учебной деятельности.
Безусловно, успех процесса обучения во многом зависит от компетенции педагогов в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Сегодня высокая информационная культура учителя рассматривается как необходимое условие профессиональной педагогической деятельности. В связи с этим выросла активность применения информатизации в учебном процессе и вообще в педагогической сфере.
Большинство разработок в области ИКТ посвящено электронным учебным пособиям. Опыт школ, в которых на уроках применяются электронные учебные материалы, демонстрирует целый ряд положительных тенденций, а именно: уменьшение количества дидактических затруднений у учащихся, повышение активности и инициативности школьников, положительную динамику мотивации учения, формирование навыков использования новых информационных технологий для самообразования школьников. Но многие прекрасно оформленные программы продукта на деле не вносят ничего нового в развитие теории обучения, не соответствуют основным принципам технологичности, так как только автоматизируют те или иные стороны процесса обучения или переносят информацию с бумажных носителей на магнитные. Отсюда можно сделать вывод, что внедрение информационных технологий в учебный процесс не реализуется в полной мере.
Однако информационные технологии – это мощное орудие, с помощью которого можно развить формирующийся интеллект младшего школьника – базу, лежащую в основе способности к обучению. Потому так важен учет особенностей интеллектуального и психического развития учеников начальной школы. В этом возрасте доминирующей функцией является мышление. Так, ребёнок 7-11 лет способен к умозаключениям при конкретности условий задачи. И если в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, то при переходе в начальную школу будущий первоклассник обладает уже словесно-логическим мышлением. По ходу взросления в области разновидности мышления выделяют три основные группы, к которым могут относиться дети: а) теоретики или мыслители – они легко решают учебные задачи в словесном плане; б) практики – им нужна опора на наглядность и практические действия; в) художники – дети с ярким образным мышлением. Соответствие выбранных учителем методов и приёмов обучения возрастным и личностным особенностям учеников на начальных классов дает хорошие результаты.
Ускорение развития детей делает реальностью внедрение компьютерных технологий на ранних этапах обучения. К моменту поступления в школу (6-7лет) у детей, как правило, есть некоторый опыт общения с компьютерными устройствами, поэтому начинать обучение целесообразно с младшего школьного возраста, так как известно, что самые прочные и пожизненные знания и навыки человек получает в начальной школе.
Организация в содержание учебного процесса начальной школы кардинально отличается от основной и старшей школы. Если мы хотим использовать современные информационные технологии в ходе всего учебного процесса, а не только на уроке информатики, то здесь возникает ряд затруднений, связанных с организацией урока. Так, деление школьников на подгруппы предусмотренное для урока информатики, который проводится специалистом, обычно подготовленным для работы в класса среднего и старшего звена в технически оснащенном кабинете информатики, неприемлемо для уроков русского языка и математики в начальных классах.
Не следует забывать и о санитарно-гигиенических нормах: работа ученика начальной школы за компьютером не может продолжаться более 15 минут. Но иногда учитель, желая идти в ногу со временем или в силу других причин, не обращает внимания на эти нормы.
Если говорить о специфике обучения младших школьников, то она предполагает многовариантное использование дидактических приёмов и методов в рамках одного урока: периодическую смену деятельности, переключения внимания с одного объекта на другой, разнообразие форм организации учебного процесса (парная, групповая, фронтальная), методов (объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский) и т.д.
Целесообразно проведение уроков с применением новых информационных технологий в кабинетах начальных классов, чтобы школьники оставались в привычной для них обстановке, когда окружающая среда знакома и соответствует их возрастным и физиологическим особенностям. Компьютер в этом случае становится современным средством обучения математике, русскому языку, естествознанию и другим предметам, а не рассматривается как объект изучения.
В некоторых школах уже апробирован подход, предусматривающий в кабинетах начальных классов размещение трех-пяти компьютеров и помогающий не только внедрить информатизацию, но и способствующий индивидуализации и дифференциации обучения. Помимо этого учителя-экспериментаторы оснастили кабинеты видеопроектором, проекционным экраном и телевизором с большой диагональю, что позволило им по ходу урока проводить демонстрацию видеосюжетов и иллюстративных фрагментов электронных систем обучения, собственных учебных презентаций и энциклопедий для фронтальной работы с учащимися.
В связи с данными нововведением возникает ряд методических вопросов, которые требуют разрешения. Во-первых, это уточнение тематического планирования, где обязательно должны быть указаны перечни тем, сопровождаемых электронными пособиями или другими видами информатизации. При этом надо учесть доступность и сложность освоения, интерес к теме, перспективу развития для учеников разного уровня (дополнительный, более сложный материал или, наоборот, облегченный вариант). Во-вторых, при проектировании урока необходимо предусмотреть чередование обычных учебных видов работы с информационными технологиями и их временный режим (с точки зрения СанПиН), разнообразие использования техники как средства поддержания интереса, переключения и концентрации внимания. Применение групповых форм работы за компьютером (например, исследование на уроке естествознания) позволит оптимизировать учебный процесс и приведёт к его четкой организации. В-третьих, стоит проанализировать состав класса с психолого-педагогической точки зрения с целью выявления эффективности работы за компьютером конкретных учащихся, периода продуктивной активности каждого. Последнее, в свою очередь, позволит вовремя переключать ученика на другой вид деятельности, тем самым педагогу удастся поддерживать мотивацию школьника. Заметим, что хорошо проведённый анализ психических процессов (памяти, внимания, речи и др.) даст учителю возможность использовать полученные данные с большой результативностью именно для внедрения информационных технологий.
Таким образом, использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого школьника. Учителю информатизация предоставляет возможность гибко управлять обучением и разнообразить способы предъявления учебной информации.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.
2. Бобко И.М., Молокова А.В., Молоков Ю.Г. Тенденции развития информатизации общеобразовательной школы. Новосибирск, 1996.
3. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика: Учеб. Пос. для студентов пет. Вузов. М., 2003.
4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 1996.