Интегрированный урок по русскому языку и природоведению в начальной школе. Бородина Е.А.
- Подробности
- Категория: Начальная школа
- Создано 01.01.2012 14:15
- Автор: Администратор сайта
- Просмотров: 11032
Интегрированный урок по русскому языку и природоведению
Русский язык: Склонение имен существительных.
Природоведение: Вода в природе.
Автор: учитель начальных классов Шмаровского филиала МОУ «Оборонинская сош» Бородина Елена Анатольевна.
Цели урока:
1. Обобщить знания о склонении имен существительных.
2. Совершенствовать умения определять тип склонения существительных в начальной форме и в косвенных падежах.
3. Развивать навык беглого чтения.
4. Продолжить формирование понятия «вода», расширить представления о свойствах ее как природного тела.
5. Учить бережному отношению к природе.
Оборудование:
Таблица «Три склонения имен существительных», глобус на столе учителя, набор рисунков детей к теме «Вода в природе», отпечатанные тексты стихотворения И. Никитина.
Ход урока
1. Вводная беседа.
- Наш сегодняшний урок будет несколько необычным, вместе с изучением склонений имен существительных обобщим знания по природоведению. Повторяя правила орфографии, закрепляя ваше умение определять типы склонений имен существительных, мы будем беседовать об основных свойствах воды, ее местонахождении, значении для природы и человека, а значит, и для нас. С каким настроением будем работать?
2. Минутка природоведения.
- Вспомните, в каком состоянии встречается вода в природе? (твердом, жидком, газообразном)
- Где можно увидеть эти состояния воды? (лед на реке, льющуюся струйку из крана, пар из чайника)
- Во что превращается вода при изменении температуры воздуха? (в различные осадки)
- Назовите их. (снег, дождь, град, иней, изморозь, роса)
- Запишите эти слова и определите их склонение. (Дети записывают и делают взаимопроверку)
- Мечтаете ли вы увидеть чудо? А какое чудо окружает нас постоянно? (Это вода)
- Послушайте, как можно красиво рассказать о воде. Обратите внимание на прилагательные, которые прозвучат в этом описании.
Фантастические узоры инея, причудливые формы облаков, узорчатые кружева падающих снежинок, радужное мерцание капель росы и громадных айсбергов, волны теплых морей и леденящая влага родников, весенний дождь и тропический ливень – все это жидкое тело, это вода.
- Назовите имена прилагательные, которые вы услышали в данном описании (Дети вспоминают и называют)
3. Определение склонений имен существительных.
1) Образуйте от имен прилагательных, записанных на доске, имена существительные в единственном числе. Укажите их склонения. (На доске заранее выписаны имена прилагательные из читаемого отрывка, но закрытые бумагой)
- Обратите внимание на таблицу, которая послужит вам подсказкой.
Фантастика – 1 скл. |
Тепло – 2 скл. |
Узор – 2 скл. |
Причуда – 1 скл. |
Лед – 2 скл. |
Радуга – 1 скл. |
Весна – 1 скл. |
Громада – 1 скл. |
Жидкость – 3 скл. |
- Какие слова можно отнести к понятию вода? (лед, жидкость)
2) А теперь я предлагаю вам прочитать стихотворение «Откуда пришла вода» И. Никитина и найти слова, обозначающие различные состояния воды.
Спросил на днях малыш-сосед
У струйки, льющейся из крана:
- Откуда ты?
Вода в ответ:
- Издалека! Из океана!
Потом малыш гулял в лесу.
Росой искрилась вся поляна.
- Откуда ты? – спросил росу.
- Поверь – и я из океана!
- Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донесся шепот:
- Знай, малыш, и я пришла из океана!
На поле лег туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
- Откуда ты? Ты кто такой?
- И я, дружок, из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке,
И в слезинке, и в дождинке,
И в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода!
- Выберите из прочитанного стихотворения слова, обозначающие воду в различных ее проявлениях. (роса, газировка, туман, льдинка, капля, слезинка, дождинка)
- Откуда они появились? (из океана)
3) - Что такое океан? (это крупный естественный водоем)
Сколько океанов на нашей планете Земля? Покажите на глобусе и назовите их. (Дети подходят к столу учителя и выполняют задание)
- Какие водоемы вы еще знаете? (Родник, ручей, река, море, озеро, пруд.)
Учитель по мере называния записывает слова на доске.
- Определите склонение имен существительных и запишите в тетради (Обсуждение)
4) - Ребята, назовите такой водоем, который со всех сторон окружен сушей. (Это озеро)
- Какое самое глубокое озеро на Земле? (Озеро Байкал)
- Где оно находится? Покажите на глобусе. (В России. Ученик показывает.)
- Запишем об этом удивительном озере несколько предложений.
Озеро Байкал – голубая чаша Сибири. По Байкалу ходят белые корабли с грузом и пассажирами. В его водах обитают известные всему миру ценные рыбы: омуль, сиг, осетр. А еще здесь живут нерпы (тюлени), но ученые до сих пор не знают, как они там появились. (Е. Барс)
- Какое словарное слово встретилось в тексте? (пассажир)
- Подчеркните имена существительные и определите типы склонений. (Дети выполняют задание)
5) – Воду можно назвать самым ценным минералом нашей планеты. Русский народ говорил в старину: «Мать – водица – всему царица!» Что обозначает это выражение? (Обсуждение значения воды для природы и человека)
- Теперь посмотрите на доску и прочитайте то, что написано на ней.
Т...кла через с...ло р...ка. Была она в...селая, г...в...рливая. Р...шили люди приучить речку к работе. Ведь она может помочь и к...ров д...ить, и землю п...хать, и ...город пол...вать, и д...ревья п...лить, и пш...ницу м...л....тить.
- Какие словарные слова здесь встречаются? (Работа, веселая, корова, огород, деревья, пшеница)
- Объясните пропущенные орфограммы. В каких словах звуков больше, чем букв? (Веселая, говорливая)
- Разберите эти слова по составу.
4. Минутка экологии.
- Планета Земля – наш родной дом, и каждый из нас отвечает за порядок в нем. На дом вам было задано прочитать стихотворение С. Михалкова «Прогулка» и подумать о поведении ребят на природе. Правильны ли их действия? Некоторые ученики свои ответы выразили в рисунках. (Обсуждаются устные ответы учащихся и рисунки)
Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не найти.
Тут сидят и там сидят, загорают и едят.
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку пошли и поляночку нашли,
Но на солнечной полянке тут и там пустые банки.
И, как будто нам назло, даже битое стекло.
Мы по бережку прошли, место новое нашли,
Но и здесь до нас сидели: тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли, насорили и ушли.
Мы прошли, конечно, мимо.
- Эй, ребята! – крикнул Дима,
- Вот местечко, хоть куда! Родниковая вода,
Чудный вид, прекрасный пляж. Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали, жгли костер, в футбол играли.
Веселились, как могли: пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели... Отдохнули и ушли.
И остались на поляне у потухшего костра:
Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки,
Словом, мусора гора.
Мы приехали на речку понедельник провести,
Только чистого местечка возле речки не найти.
- «Современный человек, видимо, не понимает, что ВСЕ вокруг нас – это продукты земли и моря и что он должен оберегать эти источники. Если загрязнение природы будет продолжаться, то мы срубим ветвь, на которой сидим», - это сказал известный норвежский путешественник Тур Хейердал.
- А вы дома подумайте над этими строчками и напишите или нарисуйте свой понимание сказанного.
5. Итог урока.
Обсуждается выполнение намеченного плана: чем понравился урок, что нового узнали, с каким настроением работали.